980x120

Взгляд на сельский рынок глазами частника

Взгляд на сельский рынок глазами частника

Часть цикла “Не серьёзное мнение о серьёзных вещах”.

Согласно Википедии, сельское хозяйство в России развивается семимильными шагами. Так, растениеводство занимает аж 10% всех пахотных земель, а производство мяса неуклонно растёт с 2006 года. Немного другая точка зрения у российской аграрной партии, где по предварительным итогам на 2016 год, замечается резкий спад внутреннего импорта мяса, огромный рост производства птичьего мяса и снижение цен на свинину (правда, снижение цен коснётся только те страны, куда эта самая свинина поставляется - т.е. Новороссия, Казахстан и Южная Корея).

Однако всё это касается внешнего рынка. На внутреннем рынке, а именно в пределах Края и Округа стагнация по отношению к инвесторам не наблюдается и привлекательный курс рубля по отношению к доллару не имеет значения в связи с почти полным отсутствием торговли с другими странами. Несмотря на то, что сегмент сельского хозяйства каждый год отчитывается об ударных темпах, тем не менее, проблемы наблюдаются даже с точки зрения обывателя.

Обращаясь на всё ту же Википедию (хотелось бы ссылаться на Администрацию Округа, но там есть только пожелания на будущий 2015 год), мы узнаём, что территория Забайкальского края не вполне пригодна для комфортного ведения сельского хозяйства. Однако, агрономия не стоит на месте и предлагает не то чтобы огромный вариант ведения хозяйства на малопригодных землях, но вариации всё же есть. Так, например, считается что некоторая часть земель Забайкалья сочетается в необычном соотношении кальция, стронция, кремния и некоторых других элементов, что выражается в повышенной заболеваемости суставов среди населения; из-за чего повышенное внесение удобрений всё ещё остаётся под вопросом и, пока что, не рекомендуется (но эта информация считается сугубо профессиональной и широкой огласке почему-то не подлежит).

Что же до частного сектора, то ситуация становится ещё более не ясной. С одной стороны, людей отказывающихся от ведения подсобного хозяйства с каждым годом всё больше (причем большая часть связывает это с отсутствием времени), с другой - процентное соотношение людей полностью отказавшихся от огородов всё ещё мало.

Казалось бы, коровы растут и вполне успешно “бороздят просторы” площади и центральных улиц, всем видом показывая, что сельское хозяйство в Округе живо и вполне себе процветает. Однако, это только общий взгляд. Если немного углубиться, то становится ясно, что это, к сожалению, не так. Несмотря на наличие продовольственной базы для реализации местной продукции, тем не менее, их относительная цена не особо отличается от привозной. Среднему обывателю, гораздо проще жить на ангарской курице и владивостокском кальмаре. Их цена гораздо ниже, а восполнение витаминов вполне себе соответствующее. А средняя цена “домашнего” молока, порой, гораздо выше, чем аналоги из магазина и объясняется эта ситуация “- Зато домашнее, вкусное же, не то что магазинное”. Печально, но факт.

Немного другая ситуация с проведением ярмарок сельской продукции. Местный производитель, подпитываемый лозунгом: “Своё! Родное! Без химикатов!”, выставляет продукцию с целью поиска постоянного покупателя и, чего греха таить, возможных инвесторов. Правда, с точки зрения обычного покупателя, всё это выглядит несколько иным образом: “здесь дорого, там дорого, а вот здесь дёшево, но выглядит как-то не очень”. Тем не менее эта акция доброй воли продажи народного хозяйства, собственно, народу, выглядит эдаким апофеозом человеческой жадности и корысти. Сим писатель статьи, сколько раз приходя вовремя, тем не менее, не заставал на прилавках ничего, окромя покупателей с пожеланиями в духе “в следующем году привозите по больше”. Судя по слухам, огромные массы людей, прибывают к назначенному месту незадолго до официального начала работы и в полнейшей давке сметают всё, что “натурально и вкусно”.

Но юмор юмору рознь, взглянем на эту ситуацию трезвым взглядом. Недостаток поставок местной продукции населению приводит к росту цен внутри этого самого рынка. При этом спрос на продукцию остаётся прежним, вне зависимости от времён года и кризисов мирового масштаба. Создаётся вопрос, почему нельзя устраивать подобные ярмарки чаще? К сожалению, есть некоторые ограничения в российском законодательстве, рассматривающего продажу излишков сельской продукции как частного сектора, так и коллективных хозяйств сугубо как предпринимателей, а в следствии как “налоговых волов”. С другой стороны, имея административную поддержку вполне возможен выход тех, кто предпринимателем не является, но излишки продукции имеет.

Тут другой вопрос - при наличии мест реализации местной продукции, выход на этот рынок может иметь только та продукция, которая пройдёт контроль. Вне зависимости, мясо это или морковь. Чёткий контроль за продукцией приводит к контролю и невозможности заболеваний в большей части случаев. С другой стороны это продлевает время выхода “излишка продукции” на внутренний рынок. Не стоит забывать, что забор анализов и проб - вещь не дорогая, но и не бесплатная (как говорят знакомые, к сожалению, сам начать производить пока не решаюсь). Но если даже мясо и молоко вполне знакомы обычному потребителю, то купить редис или яйца от местного производителя - счастья не имел. Если судить о рынке имеющихся “излишков произведённой продукции” по людям, торгующих у дороги, - то получается что этот рынок огромен.

Так, проезжая Маккавеево, можно купить не только колбасы, но и вообще всё, что может вырасти на наших землях, включая такую экзотику как мини арбузы или крайне кислые лимоны. Причем создаётся ощущение того, что у “придорожных бабок” можно купить много чего другого. И это мнение основано после того, как у местного тракториста был куплен берилл (минерал), пусть выращенный в искусственных условиях и драгоценным не являясь, но - факт.

Проблема регуляции рынка важна. Но… Но с одной стороны это безопасность населения, а с другой - лишняя бумажная волокита. Палка о двух концах. Говоря более субъективно: есть возможность значительно расширить сельхозпродукцию, снизить на неё цены и сделать фермера человеком уважаемым (ну, естественно, ещё и прибыльным). Но эта возможность слишком жёстко граничит с суровыми реалиями повседневной жизни: выход частника на рынок - это хорошо, но не факт что один сможет поставлять, к примеру, ровно 6 мешков картофеля ежегодно, а другой, - 12. К сожалению, политика замещения здесь не работает и на плаву остаётся тот, кто может обеспечить стабильность вне условий прошедшего сезона.

Опять же, можно предложить на роль скупщика административный орган местной власти. Таким образом, “мэрия” закупает N количество “излишков произведённой продукции у частного сектора”, собственными силами проводя проверки контроля качества. Казалось бы, все довольны, частники имеют лишние деньги, администрация “держит” местный рынок (регулируя цены, зарабатывая себе очки репутации) и ежегодно получает больший процент прибыли, коллективные хозяйства продолжают сообщать об ударных темпах работы, а в “Агинской правде” публикуются очередные фото “человеков труда”. Да, те кто смог добраться до этого момента в статье, должен понимать, что это очень трудно реализуемо. Бюджет Округа уже давно не автономен, а дырки от прошлых “царствований” наскоро зашиты заплатками. Но это тема уже для другого обсуждения.

Здесь, по идее, должны быть выводы. Но на самом деле здесь не нужны выводы, это не паханное поле для обсуждений и осуждений. Решать кто прав, а кто виноват должен народ и это решение должно быть холодным и выдержанным, а не одного из множества мнений.


21:58
ПОКУПАТЕЛЬ
21:51
ХОЧЕТСЯ МЕСТНЫЕ ОВОЩИ ПОКУПАТЬ В ДОСТУПНОМ МЕСТЕ
123
18:10
Мне бы хотелось заняться сельским хозяйством, но видя, как фермеры отзываются о своей сложной работе, перехотелось
Новости