980x120

«Кочевник духа» – Вячеслав Киплюкс.

«Кочевник духа» – Вячеслав Киплюкс.

Совсем недавно, наш степной городок посетил самый настоящий кочевник. Хотя нас, потомков вчерашних номадов этим и не удивить, но многие из агинчан, с интересом познакомились с Вячеславом Киплюксом вживую, кочевником по духу, стремящимся расширить горизонты в своей жизни. Он не только путешествует, но и привозит из многочисленных поездок по Азии массу интересных историй, притч, с которыми делится с окружающими.

Те, кто по разным причинам не смог присутствовать на встрече в национальном музее имени Гомбожаба Цыбикова, данная статья поможет познакомиться с этим замечательным человеком посредством нашего с вами портала.

— Вы приезжаете в Агинское не в первый раз, как вам люди, культура? Говорят, что менталитет местных жителей отличается от менталитета остального населения этнографической Бурятии. Ваше мнение?

— Впервые в Агинский округ я приехал в 1995 году и с тех пор редкий год проходит без путешествий по его окрестностям. Я люблю бывать на Алханае, единственной в России природной мандале Чакрасамвары, часто приезжаю погостить в Цугольский дацан. С моим старшим другом и учителем, дядей Бальжинимой Цыреновым спускался в пещеру Хээтэй. Обошел с ним все окрестности Цугола.

Очень люблю слушать его рассказы о бурятской старине и подвижниках буддизма. Дружил с Борисом Дондоковым, можно сказать, что он был мне как старший брат, сейчас иногда ощущаю, как мне не хватает его юмора, отношения к жизни, энтузиазма. У меня много друзей из Агинского округа, десятки лет мы дружим семьями с семьей Ламбаева Тагара, с Доржи-ламой из Зугалая. Мне нравится в агинских бурятах их целеустремленность, некая внутренняя цельность, религиозность в хорошем смысле этого слова, основательность.

— О лекциях. Что считаете главным в подобных встречах, сам факт или донесение мыслей для слушателей или все в комплексе?

— Я читаю лекции о путешествиях для того, чтобы мои слушатели вышли из зоны комфорта и внесли в свою жизнь немного приключений. Чтобы их жизнь делилась не просто на годы, а на «до Тибета и после», до «истоков Ганга и после», до «пустыни Гоби и после». Вся большая паназиатская территория была для бурят кочевников большим домом, они слушали от лам-бадарчинов индийские джатаки – истории о перерождениях Будды, уходили учиться в Тибет, пересекая Монголию.

— Что означают для вас путешествия в Тибет и Индию? Почему вам интересен данный маршрут? Как часто стараетесь посещать эти страны?

— Каждый год весной, в апреле я уезжаю с паломниками на кору вокруг Кайласа – центральной мандалы Чакрасамвары. Затем из Лхасы лечу в Дели, где встречаюсь с теми, кто едет со мной в Гарвальские Гималаи. В начале июня заезжаю домой дня на два за снаряжением, для поездке по Монголии, и отправляюсь в пустыню Гоби,

мандалу Чакрасамвары в Монголии.

Июль и август обычно провожу в горах Баргузина, в сентябре еду на Фестиваль беркутов в монгольском Алтае, октябре и ноябре по обстоятельствам в Юго-Восточную Азию, Бирму, Камбоджу. Приезжаю к Новому году, чтобы встретить праздник с семьей.

Вячеслав Киплюкс с дочерью Арьяной и акиту-ину.

Отдыхаю, читаю лекции, а уже в марте начинается ледовое ралли по Байкалу из Усть-Баргузина к острову Ольхон, Апрель посвящен гороо вокруг Кайласа.

— Вы рассказываете о буддизме. Как считаете, буддизм — это религия или же в большей степени философия? Расскажите.

— Я люблю в буддизме и его глубочайшую философию, но как фотографу мне нравятся буддийские религиозные обряды. Я очень ценю внутреннюю эстетику, которая присуща буддийским храмам, ритуалам, праздникам.

— Что нового стараетесь узнать в поездках по дальним странам? Ваши планы на будущее?

— Я считаю, что к путешествиям нужно готовиться, читать книги о тех местах, куда собираетесь путешествовать. Моими настольными книгами являются книги знаменитых путешественников, уроженцев Аги – Гомбожапа Цыбикова и Базара Барадина. О моих планах всегда можно узнать на моем сайте: http://spirit-nomads.ru/index.html, по скайпу: vkiplyuks или можете связаться со мной по номеру телефона +79025653591 и присоединится ко мне на любом этапе, кто захочет путешествовать вместе со мной.

— Какой метод передвижения используете? Опасные или курьёзные моменты в путешествиях?

— Путешествую при помощи различных видов транспорта. 

После прихода буддизма в Тибет, ритуалы религии Бон постепенно сошли на нет. Но все же в тибетской глубинке еще сохранено культурное наследие религии Бон. В каждой деревне живут свои шаманы, владеющие разными ритуалами, входящие в связь с различными духами. Мы посетили две деревни, где живут шаманы, владеющие древнейшими ритуалами до буддийской религии Бон. Заплутав в горах, в поисках дороги мы остановились у заброшенного монастыря. Вокруг него раскинулась небольшая деревня: домов тридцать. По виду совсем заброшенная. Подъезжая к ней, мы увидели, что по четырем сторонам деревни стоят 8 оберегов, похожие на пугала. Мы с другом пошли в деревню, а водитель с переводчиком наотрез отказались выходить из машины. Над деревней возвышалось огромное обоо (пирамидальное сакральное сооружение), оно возвышалось над всей местностью, пугающее и заманивающее к себе. Это было сколоченное из кусков дерева, метров на 20 в высоту и 5 в окружности, сооружение, сверху донизу обвешенное тысячами уже истлевающих хадаков. Было такое ощущение, что мы ступили на территорию чего-то очень архаичного, или даже инфернального. От него исходила невероятная по силе энергия, мы обошли его как примерные буддисты посолонь, и тут началось что-то невероятное. Время и пространство стали единым целым, все на глазах стало изменяться и за несколько часов мы побывали в четырех временах года. Весенний ветер, летнее солнце, осенний дождь и снежная буря сменялись на наших глазах. Когда мы стояли ошеломленные, как будто оказались в момент сотворения мира, к нам из снежного ниоткуда подъехал всадник. Он рассказал нам о 13 вершинах хребта Амни Мачен и указал дорогу. Затем деревня стала оживать, из своих пещероподобных домов стали появляться местные жители, все вокруг пришло в движение. Все рассказывать не буду, но до сих пор мурашки бегут по спине, когда вспоминаю тот день.

— Границы современного мира размыты, экономика глобализирована, если можно так сказать. Насколько, это коснулось культур тех стран, которые вы успели посетить. Мультикультурность — это благо для цифрового века?

— Мне нравится мир с открытыми границами, по которому можно путешествовать. Я анализирую то, что я вижу в мире и один из выводов, которые я сделал, оформил в виде баннера, чтобы поделиться с людьми своим опытом путешествий. 

— У вас необычная и запоминающаяся фамилия. Расскажите о себе.

— Для Латвии, откуда я родом, моя фамилия самая обычная. Думаю, что в Латвии необычными казались бы обычные бурятские фамилии, например, Дашидоржиев (смеется).

Что я думаю о себе? Я — проводник. Раньше не совсем понимал, чем я занимаюсь. Потом пришло осознание, что соединяю людей и места, открываю двери, а их дело уйти или остаться. Те люди, с которыми я путешествовал по Бурятии, Тибету, Монголии, Индии всегда возвращаются, потому что им хочется пережить эти ощущения вновь.

Автор:
Зорикто Олзоев. Фото из архива Вячеслава Киплюкса.
Новости