980x120

​Историко-культурное развитие: 24 дня впечатлений от Цыцык Бадмаевой и охотчан.

​Историко-культурное развитие: 24 дня впечатлений от Цыцык Бадмаевой и охотчан.

МАРШРУТ: Охотск-Якутия-Чита-Агинский округ-Улан-Удэ-Монголия-Владивосток-Хабаровск-Охотск.

Дата путешествия: 24 июня -16 июля 2017 года

Участники и организаторы маршрута: Мохова Ирина Юрьевна (основной инициатор всех походов, душевный вдохновитель всех и всея на всякого рода походы), Шатохины Константин, Илья и Кирилл (семья Моховой И.Ю.), Жаркий Владимир и Прасков Сергей (ученики 10-го класса, классный руководитель Мохова И.Ю.), Голенков Дмитрий (студент 3 курса Тихоокеанского государственного университета, ученик Моховой И.Ю.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ МАРШРУТА

Идея путешествия возникла не случайно. Данный маршрут был разработан как продолжение всех предыдущих походов.

Ранее учащиеся совместно с классным руководителем побывали в близлежащих к поселку местностях, сплавлялись по горным рекам.

Затем они перешли на более трудный этап – запланировали поход до села Кетанда, что находится на территории Аркинского сельского поселения, Охотского района. А это 400 км от их родного поселка — Охотск. Этот поход занял 14 дней. Целью похода было поближе узнать культуру коренных народов, проживающих на территории района. Маршрут был длинный и долгий. В походе дети узнали от старожилов, что через село Кетанда проходил Иркутско-Якутский тракт и якуты оказали существенное влияние на культуру эвенов.

В 2016 году дети посетили город Якутск, чтобы познакомиться с культурой якутского народа. В этом им помогла Николаева С.Н., она давно занимается историей родного народа и ведет работу по сохранению и передаче подрастающему поколению традиций и обычаев своего народа. В ходе встречи дети узнали что якутский народ имеет много связей с народами, проживающими на территории Прибайкалья, с бурятами.

История путешествия глазами участников...

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Начальной точкой «маршрута 2017» мы выбрали Охотск. 24 июня в 17-35 рейсом Охотск-Якутск авиакомпании «Якутия» мы отправились в историко-культурное путешествие. Первой остановкой был город Якутск. Нам повезло, ведь именно на эти выходные приходился Национальный якутский праздник Ысыах. Это праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких. Поразил нас Якутск погодой +34, после 14 градусов тепла в Охотске. Жили в хостеле.

ЯКУТСК

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

Следующим пунктом нашего маршрута был город Чита, Забайкальского края, куда мы вылетели 27 июня из Якутска. Рейс был ночной. Утром рано мы прилетели в столицу Забайкальского края. Там нас встретила учитель английского языка Бадмаева Цыцык Бадмажаповна.

г.ЧИТА

Дальше наш маршрут пролегал до Агинских степей – поселка Агинское, куда мы добирались на микроавтобусе. Первое, что сильно нас впечатлило – это расстояние. Цыцык Бадмажаповна сказала, что это близко. 200 км – это близко! Что тогда далеко???! Но эта поездка прошла незаметно, потому что сказывался ночной рейс и бессонная ночь, проведенная в аэропорту.

Мы приехали в поселок Агинское, окружной центр Агинского бурятского округа. Захотелось кушать… решили начать с национальной кухни… пошли в кафешку…бузная или позная, как она тут называется. И опять удивление… в поселке висит светофор! Да, самый настоящий! … регулирует движение на федеральной трассе, которая проходит через поселок. Вова так и сказал: «Ничего себе деревня! Светофор висит!». Потом мы поели национальное блюдо буузы, которые впоследствии стали нашим самым излюбленным блюдом в бурятской кухне.

После плотного завтрака мы пошли знакомиться с достопримечательностями поселка. Гуляли мы поселку пешком. Увидели центральную площадь, аллею героев (среди них был памятник Алдару Цыденжапову – герою, который спас воспитанника нашего детского дома). Увидели флаги восьми родов Агинских бурят. Во время прогулки Бадмаева Ц.Б. рассказывала нам легенды и сказания бурятского народа. Поселок поразил нас чистотой и наличием различных памятников и красивых и новых зданий.

Мы решили посмотреть школу и пошли в МОУ «Агинская СОШ №1». Она славится тем, что она, во-первых, национальная, а, во-вторых, еще и информационная. В ней апробируются продукция компании Apple, ведутся электронные журналы и дневники учащихся. Мы просмотрели все кабинеты, спортивный зал и актовый зал. Еще нас заинтересовал спортивный комплекс «Баатар», там есть и тренажерный зал и зал для занятий теннисом и гимнастикой и, главное, бассейн.

После экскурсии по поселку мы поехали в дацан – буддийский храм. Лама провел экскурсию по комплексу, по дацану. В Агинском дацане стоит статуя Майдари. По словам экскурсовода Агинский дацан приобрел статую Майдари в 1889 году. Фигуру выполнили китайские мастера. В 1940 году статую передали в ленинградский Музей истории религии. К моменту приезда ученых фигуру уже варварски разобрали, видимо, искали хранящиеся внутри драгоценности. В 1990-е годы фрагменты скульптуры в разобранном виде вернули буддийской общине, а в 2008 году специально для нее в Агинском дацане построили отдельный храм — сумэ Майдари. Майдари почитается буддистами всего мира как преемник Будды Шакьямуни. Верующие считают, что он явится в самый сложный для людей момент и светом своего учения вырвет их из тьмы заблуждений и низменных страстей.

На территории комплекса много ступ, которые по традиции принято обходить по ходу солнца, по три раза. Первый круг просят прощения за все содеянные плохие дела, на второй круг принято благодарить за все хорошее, что есть, и на третий раз можно озвучить свои проблемы, просьбы. Ламы – священнослужители в дацане проводят не только экскурсии. Есть ламы – астрологи, они могут предсказать будущее, помочь в выборе правильного пути по году рождения, по восточному гороскопу.

После экскурсии мы отправились на место нашего проживания. Это был профилакторий «Угсахай». Профилакторий «Угсахай» с оздоровительно-спортивным уклоном, расположен в долине речки Угсахай на юго-востоке Дульдургинского района Агинского Бурятского округа. Расстояние до окружного центра пос. Агинское составляет 54 км., до краевого центра г. Читы—210 км. Со всеми населенными пунктами профилакторий связывают автомобильные дороги. Местное население знало о минеральном источнике и его лечебных свойствах давно. Постепенно с развитием хозяйства было начато строительство спальных корпусов, лечебного комплекса, столовой. Построен культурный центр. Минеральная вода назначается в холодном, теплом и горячем видах, в зависимости от состояния желудочно-кишечного тракта, от секреции желудочного сока. Температура воды для минеральных ванн и их длительность корректируются врачом исходя из состояния здоровья. Также к лечебным факторам профилактория относятся 4-х и 5-ти разовое высококалорийное питание, богатое молочными, мясными блюдами в сочетании с зеленью, овощами, фруктами и мучными изделиями. Профилакторий «Угсахай» имеет развитое подсобное хозяйство, что позволяет обеспечивать отдыхающих свежими мясными и молочными продуктами. Питьевая вода артезианская, глубина скважины составляет 100 метров. Здесь мы расположились на ночь. После душа ребята играли в бильярд, теннис.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

28 июня, мы отправились в пещеру «Хээтэй». Дорога до пещеры заняла час с лишним. На месте нас встретил учитель географии МОУ «Кусочинская СОШ» Лодонов Эрдэни Бадмаевич. Сначала мы спустились в земляную пещеру. Там была небольшая, сухая и теплая пещера. Внутри первой пещеры было тепло и сухо. Мы сделали фото на память у входа в первую пещеру. Вторая пещера была больше, холоднее. На улице было +34 градусов, а в пещере -2 градуса. Спустились по 12-ти метровому ледяному водопаду. Посетили много гротов. Увидели сталактиты и сталагмиты, ледяные и каменные. В пещере сверху висели снежинки! Да, такие большие снежинки! И по поверьям, если съесть здесь снежинку, то зимой не будешь болеть ангиной))) Ура!!! нашлось место, где можно, не скрываясь от мамы есть снег!!! Зимой проверим)))

Внутри самого большого грота мы прокатились по ледяному катку. Спускались по ледяным спускам на животе, на спине. В гроты залезали, заползали, протискивались. В этой пещере найдены останки древних животных. Мы тоже внесли свою лепту – нашли кость))) Спуск нам запомнился, потому что это был наш первый опыт спуска в пещеры. После того, как мы выбрались из пещеры и отогрелись, мы сделали запись наших эмоций в виде интервью. И не обошлись без фото на память у входа в пещеру с нашим экскурсоводом, водителем и помощником экскурсовода.

На обратном пути мы остановились на реке Онон, главная водная артерия агинских и монгольских степей. Длина реки — 1032 км (из них 298 км по территории Монголии). Из-за засухи река стала мелководной. Мы ее даже переплывали. Вечером мы вернулись опять в «Угсахай».

Пещера «Хээтэй» и река Онон

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

29 июня после обеда мы выехали в национальный парк «Алханай».Национальный парк «Алханай» (бур. Алхана) образован в 1999 году для охраны, изучения и рекреационного использования горно-таежных ландшафтов Забайкалья, а также для охраны культовых мест бурятского народа. Парк расположен на территории Дульдургинского района Забайкальского края. Природные комплексы Алханая представляют собой особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. В отличие от заповедников, значительные части площади национального парка открыты для регулированного посещения.

Алханайский горный массив – единственное место в России, где гармонично соседствуют памятники природы и объекты буддийской религии. Узкие каньонообразные ущелья, чистейшая вода холодных целебных источников, великолепные небольшие водопады, диковинные каменные «реки» на склонах гор, причудливой формы скалы, удивительные грязевые вулканчики, богатейшее разнообразие животного и растительного мира – всё это Алханай, являющийся Меккой буддийских паломников и входящий в десятку самых почитаемых природных святынь буддийского мира. Гора Алханай в иерархии святынь (в устной буддийской традиции) занимает высокое место после Поталы в Тибете и горы Утайшань в Китае. Летом 1991 эти места посетил глава буддийского духовенства Далай-лама XIV Данзан Жамсо. В честь его пребывания возведен буддийский памятник — ступа.

В комплекс входит более 20 культовых объектов, среди которых наиболее известны и почитаемы Маанин Шулуун (каменная стела с высеченным тибетским текстом мантры), Димчиг Сумэ (Храм Бога Димчиг — хозяина горы), Сэндэмэ Сумэ (Храм Цындымы – Небесная Фея мудрости), Нара Хажад (Небесная Музыкантша), Уудэн Сумэ (Храм Ворота — Алханайские Ворота), Доржи Пагмын Сумэ (Храм Алмазной Царицы — супруги хозяина горы), Загуурдиин Хабсагай (Скала промежуточного состояния или «Щель грешников»), Эхын Умай (Чрево Матери), Алханайское Обоо, Зурхэн Шулуун (Каменное Сердце), Хорео Шулуун (Каменный Забор) и др.

Мы разместились в 2-х и 4-х местных кемпингах, маленьких деревянных домиках. В кемпингах было все необходимое, кроме плиты. Так что плиту и посуду мы взяли с собой. Холодильник и чайник были нам предоставлены. У дяди Васи, которого по его словам знают полсоюза, мы приобрели дрова и взяли напрокат мангал. В первый же день, сразу после размещения мы пошли принимать ванны. Идти нам пришлось довольно-таки далеко – почти километр с лишним. Дети предвкушали заплыв в реке, но когда увидели, где нам предстоит принимать ванны… были немного смущены. Сюрприз их ожидал дальше))) Для принятия ванн оборудованы места в виде длинных веток протянутых с одного берега на другой. Именно эту конструкцию они называются ваннами. Цыцык Бадмажаповна показала ас-класс, окунувшись первой. Потом и вся наша группа приняла ванны (температура воды ~ 4°С).

Ванны надо принимать нечетное количество раз и за один раз надо продержаться минуту-две в ледяной воде богатой минералами, чтобы стать здоровее. Эти ванны полезны для тех, кто страдает от болезней суставов.

Национальный парк «Алханай»

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

30 июня мы запланировали Малое Гороо, обход местности по ходу солнца. Для того, чтобы совершить Малое Гороо, нам нужно было двигаться по тропе вверх (перепад высот ~ 300 м.). Она привела нас к Димчиг Сумэ. Посещение Димчиг Сумэ считается обязательным для поломников, которые делают подношения хозяину святыни Алхана зёрнами риса, пшеницы, монетами и т.д. Туристы поднимаются к скале просить здоровья и благополучия, а поломники – благословения на весь дальнейший жизненный путь. У храма Димчиг Сумэ зажигают благовония, лампадки, начитывают мантры ради благополучия всех живых существ. Здесь расположена смотровая площадка.

При дальнейшем продвижении, перевалив через гору, мы прошли рядом с Храмом Сэндэмэ Сумэ. Затем мы спустились по вьющейся каменной тропе вниз, которая с двух сторон обложена довольно высокими бордюрами из камней. Каждый поднятый камень – молитва, прочитанная паломником. Тропа привела нас к Храму Ворота (Уудэн Сумэ). Храм Ворота – одна из главных святынь на Алханае – величественная скала с огромным сквозным проёмом. Храм символизирует вход в мир Великого Блага, в обиталище божества Димчиг (Чакрасамвара). Пройдя под аркой, люди навсегда избавляются от трёх худших рождений: мир животных, претов и ад. Ступа-субурган, находящаяся внутри храма, была построена в середине XIX века по наставлению Намнанэ-ламы. После разрушения в 1930 году, она была восстановлена в 1956 году. Ежегодно 25 числа первого летнего месяца по лунному календарю здесь проводится большой молебен Согшод в честь божества Димчиг – хозяина Алханы. Верующие и паломники становятся в этот день свидетелями незримого присутствия идама Димчиг, который благословляет всех участников молебна. Вокруг субургана паломники совершают трёхкратный обход, читают молитвы и мантры. Храм Ворота обладает силой умиротворения, способен излечивать болезни. На гладких каменных стенах, можно увидеть наскальные рисунки и письмена древнего человека. На северной стене Храма, по старинным преданиям, находится одно из врат Шамбалы. Справа на скале ниже арки временами сами собой проявляются слоги мантр – «Раджин мани». Люди, обладающие чистотой души и добрыми помыслами, могут увидеть их. Храм Ворота – высота около 1100 м. над уровнем моря, Естественная арка – свод около 6 м.

По дороге к Храму Ворота мы увидели Бумхан (Каменная Часовня). Бумхан – небольшое культовое сооружение (Каменная Часовня), предназначенное для поситания Божеств-защитников буддийской веры лил духа хозяина и хранителя местности. Алханайский Бумхан – это ещё место, где ламы и йогины прошлого в уединении занимались духовной практикой, призывая благо для всех живых существ. Каменная Часовня – квадратная постройка из краеугольного камня, длина стен 230 см, высота – 145 см. Внутри, соблюдая обряд, можно сделать подношения (подношения могут сделать только мужчины, женщинам вход воспрещён). Затем, начитывая молитвы и благопожелания, паломники совершают обход вокруг Бумхана.

Посетили природные храмы – Храм Доржи Пагма (имя супруги божества Димчиг), Загуурдиин Хабсагай (Скала промежуточного состояния – «Щель грешников»). Примечательной особенностью скалы Загуурдиин является естественное нагромождение обломков скалы, образующих узкий сквозной проход длиной 2,5 м. Это «Щель грешников». Принято считать, что пролезший благополучно через щель очищает свою карму.

В 300 м. от Храма Ворот находится естественный грот, длиной около 4 м., высотой – более 1 м. Это объект под названием «Эхын Умай» — одно из самых посещаемых культовых и загадочных мест Алханы. Паломники здесь совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей для продолжения своего рода. Грот, как правило, посещают семьи, у которых нет детей. У входа совершают жервоприношения, проговаривая свои просьбы. В гроте зажигают лампадку (вход только для женщин), окуривают благовониями, совершают «омовение» каплями воды, сочащимися с потолка грота. Затем ищут в ямке возле грота камушки. По поверью, сколько камешек удалось «добыть» в чреве матери, столько детей должно родиться. На деревьях вокруг пещеры подвязаны не только лоскутки тканей, но и детская одежда (распашонки, ползунки и др.). Существует множество преданий и рассказов о реальных случаях исцеления от бесплодия на Алханае.

В километре к востоку от Храма Ворот расположен внушительный величины храм Наро Хажид– скальный останец, который красуется на левой стороне низвергающегося с горы ручья, который впадает в речку Убжогое. Он и представляет собой скалу, рассечённую с северной стороны глубокой воронкообразной расщелиной. Выше расщелина сужается и переходит в в сквозное отверстие овальной формы. Через неё проходит поток космической энергии – в Космос выбрасывается отрицательная энергия и, наоборот, через этот же проём алханайская земля подпитывается мощным потоком положительной космической энергетики. Храм Наро Хажид в старину особо почитали ламы и проводили здесь глубокие медитации. В нижней части имеется ровная площадка. По преданиям, Намнанэ лама размещал на ней свою юрту. Большинство лам также предпочитали для медитации этот останец. В Храме Наро Хажид особая аура, особая атмосфера. Некоторым паломникам именно здесь, в расщелине, слышится чарующая божественная музыка, словно льющаяся с небес. С давних времён в народе бытует молва, что это играет Небесная Музыкантша Наро Хажид.

Далее, проходя вдоль поля каменных ступ, мы пришли к останкам старого дома ламы Намнанэ, где великий йогин медитировал. Помимо Малого Гороо есть и Большое Гороо — круговой маршрут вокруг г. Алханай (~ 108 км.) — занимает 4 дня.

С нами на гороо пошла экскурсовод Оксана. Она поведала нам много интересного про Алханай, про растения и про животный – обитателей парка. Мы тоже не остались в долгу перед ней. Наша группа помогла ей в решении задачи, с которой она, по ее словам, давно не могла справиться. Ребята подсказали ей, как называется растение, которое Оксана не знала (а знала она все растения и животных парка). Это оказалась княженика. Она растет и в Охотске.

Малое Гороо

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

1 июля нами был запланирован подъем на вершину горы Алханай. Она является одним из важнейших природно-культовых объектов. Представляет собой плоскую площадку округлой формы диаметром около 40 м из щебня и мелких скальных обломков. Дорога была трудной. Ребята впервые в жизни увидели клещей. Никто не пострадал, просто нашли их на одежде. Вечером 1 июля мы перебрались в профилакторий «Угсахай», чтобы переночевать и выехать рано утром в республику Бурятия, в город Улан-Удэ.

Гора Алханай.
Продолжение следует...

Автор:
Цыцык Бадмаева.
Источник:
https://www.anopirs.ru/
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Новости
Статьи
Информация

Агинки - это валюта окружного сайта, которая может использоваться жителями округа на разные цели, не только на сайте.

Вознаграждение за вашу активность:
- Новость - 10 агинок (добавление свежих новостей)
- Статья - 10 агинок (добавление интересных статей)
- Афиша - 10 агинок (добавление актуальных афиш)
- Комментарии и отзывы - до 1 агинки (добавление комментариев под любой записью)
- Организации - 2 агинки (добавление организации)
- Новости организации - 2 агинки (добавление новостей организаций)
Как на этом заработать?
- Зарегистрироваться на портале (получаете 5 агинок бонусом)
- В появившемся личном меню выбираете создать (новость и др.) или пишите комментарии
- Наблюдаете во вкладке "баланс" автоматически поступившие агинки
Какая ценность агинок?
1 агинка равна 1 рублю
Пример: вы зарегистрировались, получили 5 агинок бонусом, предложили 5 новостей и 5 статей, итого у вас 105 агинок, их можно потратить на шаурму стоимостью 100 рублей, отправив агинки на аккаунт продавца, у вас еще останутся 5 агинок