980x120

Самозанятые в советское время

Самозанятые в советское время

В последние два-три года идут споры о том, как вывести из теневой экономики нелегально занятых лиц и обложить их какими-то налогами. Ведь они не состоят на учёте в центре занятости, получают вознаграждение за свой труд непосредственно от заказчиков и не вносят свой вклад в фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования, не платят какие-либо налоги. Их десятки миллионов в нашей стране.

И вот весной 2015 года в Белоруссии издан Декрет №3 президента республики «О предупреждении социального иждивенчества» для решения проблемы занятости отдельной группы населения. С ним появилось в СМИ уже подзабытое слово – «тунеядец». В СССР шестидесятых годов были на слуху – тунеядец, дармоед, лодырь, паразит, бездельник, паразитический образ жизни и т.п.

Сегодня кто такие самозанятые граждане? Кем была эта категория трудоспособных людей в разные времена нашей истории? Как трудоустраивали их в советское время? Как изменили жизнь кункурцев первые переселенцы? На эти и другие вопросы попытаюсь дать ответы здесь и сейчас.

Начнём наш разговор с этимологии слова «тунеядец». На церковном языке восточных славян оно означало «даром едящий, питающийся». Синоним – дармоед. В досоветское время в понятие «тунеядство» не вкладывалось какого-либо социального, тем более политического, смысла. Бездельник жил за счёт своих близких, хотя общественной моралью это не одобрялось, и не более того. С 1917 года под тунеядством уже понималось паразитическое существование индивида не за счёт отдельных граждан, а на шее всего общества. Те бывшие подданные империи и граждане Советской России, жившие на нетрудовые доходы и использовавшие наёмный труд, объявлялись врагами власти и подлежали в лучшем случае к классовому перевоспитанию.

Если первейшей обязанностью гражданина РФ является плата налогов, то в советском государстве — личный физический или умственный труд на строительстве социализма. 12-я статья Конституции СССР 1936 года гласила: «Труд, в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». На основании этой статьи Президиум Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 года принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

Что же такой общественно полезный труд в то время? Под ним понимался труд в санкционированной государством форме. Каждый трудоспособный гражданин обязан был трудиться на заводе и фабрике, в колхозе и совхозе, трудиться в бюджетных организациях и учреждениях хоть за небольшую зарплату или учиться в ПТУ, ССУЗе или вузе.

Обязан быть рабочим, колхозником или служащим. Сложнее было с лицами «свободных профессий» (писателями, поэтами, художниками, музыкантами и т.д.). Они должны были состоять в творческих профессиональных союзах и постоянно доказывать власти происхождение своих доходов. Если по тем или иным причинам не являлись членами союзов, то они проблему своей трудовой занятости решали двумя способами: либо «бесконечно учились» в каком-то вузе, «вечные студенты», либо работали дворниками и сторожами. В то время шутили, что в СССР трудно найти представителей этих профессий без высшего гуманитарного образования.

В шестидесятые годы огромная страна активно осваивала собственные территории ради создания материально-технической базы социализма, предтечи коммунизма. Не забудем о том, что в октябре 1961 года на 22-ом съезде КПСС была принята новая программа партии на предстоящее двадцатилетие, взят курс на строительства коммунизма в СССР, где в будущем провозглашался принцип: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Коммунизму нужны трудолюбивые высоконравственные члены общества, для которых труд – первейшая потребность. И вся страна стала огромной строительной площадкой. Не хватало рабочих рук.

А в центральных регионах страны был излишек рабочей силы, на востоке острая нехватка их. Надо было как-то решить проблему скрытой безработицы, её негативных следствий. Эту задачу призваны были реализовывать указ ПВС СССР 1961 года и политика переселения людей из густонаселённых районов страны в районы Сибири и Дальнего Востока. Вот цитата из Указа: « Установить, что совершеннолетние, трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность – честно трудиться по своим способностям, уклоняющиеся от общественно полезного труда, извлекающие нетрудовые доходы от эксплуатации земельных участков, автомашин, жилой площади или совершающие антиобщественные поступки, позволяющие им вести паразитический образ жизни, подвергаются по постановлению районного (городского) народного суда выселению в специально отведённые местности на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества, нажитого нетрудовым путём, и обязательным привлечением к труду по месту поселения».

Согласно Указу, гражданин, не работавший четыре месяца в году, подлежал уже не административному, как ранее, а уголовному преследованию. Исключения делались для инвалидов, тяжелобольных (здесь нужны были документы от врача), для рожающих женщин (56 дней до родов и 56 после, ещё 90 дней, если мать оформила дополнительный отпуск без сохранения зарплаты). В 1938-1956 годах им давались декретные отпуска на несколько дней, иногда до недели. Замужние женщины с детьми имели право быть домохозяйками. Незамужние или разведённые, бездетные женщины и семьи без детей также были в зоне действия Указа. Статьёй 207 УК РСФСР установлена ответственность за три формы паразитизма, составы преступления – бродяжничество, попрошайничество и ведение иного паразитического образа жизни.

Под третью форму паразитизма часто подпадали лица, уклонявшиеся от ОПТ и проживающие на нетрудовые доходы более 4 месяцев в году в общей сумме дней. Если после неоднократных административных предупреждений лицо продолжало своё противоправное занятие, то наказывался лишением свободы на срок до 2 лет или исправительными работами на срок 6-12 месяцев.

Всего сколько лиц выслано на основании Указа 1961 года до начала девяностых годов мне неизвестно. К середине 1964 года наказаны 37 тысяч человек. В этот же период времени проводилась политика переселения населения из густонаселённых районов страны в Сибирь и Дальний Восток. Желающим выезжать на новые места и жить, трудиться представлялись денежные выплаты на выезд и обустройство. Местные власти принимающих переселенцев районов обязаны были построить новые дома, представить первые коммунальные услуги, в сельской местности – хозяйственные постройки с живностью.

Далее расскажу о том, в каком состоянии находилось наше село Кункур, расположенное вдали от районного и окружного центра, куда прибыли первые поселенцы-тунеядцы и переселенцы из Башкирии.

С начала шестидесятых годов государство стало уделять большое внимание развитию сельского хозяйства. Были повышены цены на сельскохозяйственную продукцию, началось массовое строительство производственных и социально-культурных объектов, жилья для колхозников. Они стали получать паспорта, первые пенсии по старости и зарплату. Изменялся традиционный образ жизни сельчан. Но еще живы были стереотипы из кочевого быта. Общение велось на родном, крепко выражались на нём. При разговоре с русскими местные говорили: «Толмач нету», талдычили бурятскими словами вперемежку с самыми известными русскими. Не были привычки замыкать своё жильё, вокруг него наподобие изгороди из плетёного тальника. Охраняла усадьбу бывшего кочевника огромная обычно чёрной масти длинношёрстная с «четырьмя жёлтыми глазами», с очень добрыми, собака бурят-монгольской породы Хотошо. Она водилась и в степи, надёжно охраняя стада от волков и хотоны. Традиционным средством передвижения оставались ещё кони и верблюды, телеги летом и сани зимой, хотя в селе можно было увидеть грузовики «ЗИС-5» и «ГАЗ» без отопления, два жителя имели автомобили марки «Москвич».

И в такую деревню попали первые поселенцы-тунеядцы зимой 1961-1962 годов. В похозяйственной книге 1961-1964 годов Кункурского сельсовета я насчитал примерно 18 человек, преимущественно 1937-1942 годов рождения. Приехали по-городскому одетые, статные и красивые, с невиданной в наших краях мебелью. Посмотрели вокруг, увидели житьё-бытьё местных, познакомились друг с другом и тут же переженились, продали привезённое имущество и уехали. Осталась доживать свой век у нас одна Поветкина Елена Моисеевна, 1922 года рождения, она родом из-под Самары (Куйбышева). Доброй, приветливой и очень работящей её запомнили старожилы села.

С весны 1962 года периодически стали привозить переселенцев из Башкирии и Украины, как правило, не из лучшей части населения. Пятьдесят семей прибыло в Кункур весной 1963 года. Продолжалась эта кампания до середине семидесятых. Для организации быта и трудоустройства переселенцев при сельсовете функционировал переселенческий совет во главе с Намжиловым Садо, помогал ему женсовет села. В спешном порядке строились дома с хозпостройками на центральной усадьбе колхоза, появлялись новые поселения в Цуголе и Булуме. Помню, к приезду переселенцев в село уже топились печки в новых домах, внутри всё побелено и покрашено, готовы списки, кому какую живность представить. На весенней сессии Кункурского совета 1963 года ставился вопрос об открытии начальной школы в Цуголе и размещении детей переселенцев, учащихся 5-6 классов, в Будаланской восьмилетней школе.

Переселенцев обустраивали трактористами, токарями и слесарями в Цугольском МТМ, работниками зернотоков Цугола и Булума, доярками и работниками на двух МТФ, давали рабочие места в центральной усадьбе. Местные жители часто спрашивали приезжих, почему вы покинули родные места. Они отвечали, что у них там нет работы, даже в пекарне. На один трактор претендуют несколько человек, ждут своей очереди. Мало пастбищ для индивидульного скота, через три-четыре километра следующая деревня, а у вас какие просторы, деревни далеки друг от друга. Но климат очень суровый – холодные зимы, ветреные вёсны, а летом сколько солнца. Переселенцы выдерживали 2-3 года и уезжали из колхоза. Остались и натурализовались у нас самые крепкие – Солдатовы, Файзулины и Кузиковы, они стали коренными кункурцами.

Переселенцы начала шестидесятых годов изменили жизнь местных жителей. Они стали ставить замки на дверях, строить высокие ограды вокруг дома, убирать на ночь стираные вещи, научились нормальному русскому языку и разводить огород. В поселениях и в степи развелось разнопородное «братство» собак и исчезла местная Хотошо.

В Конституции СССР 1977 года уже допускалась регулируемая государством индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также и другие виды деятельности, основанные исключительно личном труде граждан и членов их семей.

Со вступлением Ю.В.Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в 1982 году борьба с тунеядцами усилилась. Милиция периодически устраивала рейды по магазинам и кинотеатрам в рабочее время. Всех застигнутых там граждан трудоспособного возраста проверяли и сообщили на место работы о прогуле. Если гражданин нигде официально не работал больше 4 месяцев, то судом по статье 209 УК РСФСР ему присваивался статус «БОРЗ» (без определённого рода занятий). Лицам со статусом «БОРЗ» или на жаргоне тех лет – «борзым» грозили исправительными работами на срок до 4 лет. Борьба с тунеядством велась до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего административную и уголовную ответственность за тунеядство и признавшего безработицу как спутницу рыночной экономики. Так из повседневной практики исчезает термин «тунеядство».

А теперь о самозанятых. Во все времена всегда существовала категория трудоспособных граждан, самостоятельно занимающихся тем или иным родом занятий и получающих неучтённые доходы. Они назывались по-разному, а теперь стали самозанятыми. В рыночное время в семье нежелающего трудиться долго содержать не будут, быстро попросят устроиться на какую-либо работу или податься на вольные хлеба.

Из Википедии: самозанятость – форма получения необходимого для жизни вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы. Самозанятый сам находит работу и оформляет трудовые отношения в форме подряда и несёт ответственность за свою работу, организует процесс труда, выполняет договорную работу самостоятельно, либо в составе группы самозанятых, связанных родственными или товарищескими отношениями. Согласно устным договорённостям, распределяют доходы внутри рабочей группы и на этом заканчиваются их партнёрские отношения. Так от случая к случаю.

Самозанятые граждане в представлении чиновников – это те, кто по каким-то причинам не хочет открывать ИП. И задача их заключается в том, чтобы предложить им условия, по которым легализация их деятельности может оказаться выгодной. Пока конкретное, экономически обоснованное число самозанятых в стране до сих никому не известно. Нет точной статистики, нет правовых норм, регулирующих их деятельность, не говоря об их налогообложении, хотя с 2019 года начинает работать пакет законов о введении налога для самозанятых. Как будут действовать эти законы в жизни, увидим. И как изменят нашу жизнь они и национальные проекты, уже в первой четверти 21 века.

Автор:
П.А.Аюрзанаев, ветеран педагогического труда.
Новости