980x120

Война и мир в жизни учителя Албажинова Дугаржалсана Бадмаевича.

Война и мир в жизни учителя Албажинова Дугаржалсана Бадмаевича.

Война и мир в жизни учителя Албажинова Дугаржалсана Бадмаевича.

Албажинов Дугаржалсан Бадмаевич, воин и учитель, прожил долгую и счастливую жизнь в своем родном Кункуре. До последних дней своей жизни всегда был в здравом уме и духе, трудился, помогая вместе с внуком Бато дочери Люде вести домашнее хозяйство. Радовался встрече со старожилами села, бывшими своими учениками, часто был гостем в школе.

Дугар Бадмаевич родился в местности Боро-Хунды в кункурских степях в семье Бадмын Албажин и Должид третьим ребенком. Братья Абида и Аюша, младшая сестра Максар.

В раннем детстве был отдан в дети семье Гомбын Дамдин, близким родственникам, проживавшим в Челутае, где прошло его раннее детство. В 1931 году Гомбын Дамдин был репрессирован, и Дугару пришлось вернуться в Кункур. В этом году пошел в школу в местности Харганата- Булаг, сомонном центре Кункура, там закончил её. После окончания Судунтуйской семилетней школы в 1940 году поступил в Агинское педагогическое училище, 20 июня 1942 года получил диплом под номером 12 учителя начальной школы и направлен в село Узон.

В этом же месяце был призван в Красную армию и после прохождения службы в учебном полку был направлен в воинскую часть, находившейся в Монголии у городка Тамцак-Булак. 57ая дивизия защищала Монголию от нападения японских милитаристов, которые выжидали успехов немецких войск на советско-германском фронте в 1941-1942 годах для вторжения на территории СССР и Монголии.

Дед вспоминал:

«Командиры и политруки полка нам, молодым солдатам, объясняли, что мы тоже находимся на войне. Япония ждет удобного случая для нападения на СССР и Монголию, поэтому мы должны подготовить оборонные рубежи для отражения наступления японских войск.

Все бойцы подавали в любом удобном случае рапорты командованию полка об отправке их на фронт. Иногда такая возможность представлялась: как радовались счастливцы, как огорчались остальные!

Осень и зима 1942, начало 1943 года в Монголии выдались очень холодной. Кругом голая степь, поблизости никого, ни одного деревца. Жили мы в землянках, надо топить буржуйки. Чем? Приходилось по степи искать топочный материал, к тому же не хватало продуктов питания и теплого обмундирования. А днем надо долбить киркой, топорами и лопатами мерзлую монгольскую землю под окопы, блиндажи. Много бойцов умирало от голода и холода. Лучше было погибать на войне, чем так, без смысла. Думали, что продовольствие и теплые вещи идут на фронт, а нам не хватает. Потом оказалось, что наше командование, жившее в тылу за нами, жило на широкую ногу.

Однажды весной пришло сообщение о том, что фронту не хватает летчиков, некого сажать на новые боевые самолеты. Верховное командование готовило наступление советских войск по всему фронту, необходимо было создать превосходство над противником в воздухе. По воинским частям начали искать солдат, годных к летной службе. Я с радостью подал рапорт командованию полка. Прошел все испытания, из нашей части еще чуть больше десяти человек.

Осенью 1943 года нас направили в г. Славгород Алтайского края, куда перевели из Саратовской области Балашовское летное училище. Начал учится на военного летчика, было очень трудно, но интересно. Познакомился и подружился с ребятами. К концу 1944 года научился самостоятельно летать, рвался на фронт. Нас держали в тылу. К этому времени стало ясно, что война идет к концу.

В 1945 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о демобилизации из Вооруженных Сил воинов с педагогическим и техническим образованием. В звании лейтенанта авиации я был отправлен в запас. Был май 1946 года. Так закончилась для меня война».

Началась для Дугар Бадмаевича мирная, гражданская жизнь.

Вот приказ №63 по Агинскому райОНО от 17 июня 1946 года: «Назначить Албажинова Д.Б. заведующим Аршантуевской НШ и приступить к работе 20 июня 1946 года».

Приказ №176 от 17 июля 1947 года: «Освободить Албажинова Д.Б. от заведования Аршантуевской НШ, перевести в Агинский райОНО инспектором».

Приказ №188 от 8 августа 1947 года: «Албажинова Д.Б., инспектора райОНО, отправить в распоряжение Агинского райкома ВЛКСМ» Здесь Дугар Бадмаевич занимался школьными делами.

В послевоенные годы

В 1948-1950 годах работал заведующим Ононской начальной школы в селе Гунэй.

Осенью 1950 года он возвращается в родной Кункур учителем, заведущим школой с 1948 года работал Цыбиков Моглом-Гуро Цыбикович. Летом 1959 года Моглом-Гуро Цыбикович возвращается на родину, Гунэй. Кункурскую начальную школу возглавляет Албажинов Д.Б.

Первые послевоенные годы были очень трудными в наших краях. В 1947 году началась страшная засуха: вся степь в темно-желто-сером цвете, только вдоль Онона узкая зеленая полоса. Началась массовая гибель скота, в воздухе витал запах мертвечины. С 1948 года жизнь природы и людей начала налаживаться.

Хоца Намсараев с родственниками. 18.10.1947 г. г. Улан-Удэ.

Внук писателя Хоца Намсараева был женат на сестре Цыбегмит абгай, жены Дугар Бадмаевича, поэтому у них поддерживались родственные отношения.

Хүндэтэ Дугаржалсан Албажинов ба хүүгэн худа Цыбегмит Дугарова, таанартаа hанамжын тэмдэг болгон баринам.

1950 он июлиин 10. Улаан-Удэ. Хоца Намсараев.

Вот что он вспоминал в этом времени: «В послевоенные годы заведующему школы необходимо было создавать условия для обучения и воспитания детей: заготовить дрова на зиму, организовать летний ремонт классов, обустроить территорию, подвезти продукты питания для интерната. Также вести уроки в малокомплектном классе. Подготовительные работы к новому учебному году проводили вместе со вторым учителем. Если второй учитель-женщина, все хозяйственные работы организовывал заведующий, привлекая родителей.

Очень трудно было и родителям готовить своих детей к школе. Не каждая семья могла приобрести ткань для шитья школьной одежды и купить обувь, тем более найти и купить тетради, ручку, чернила для учения, не хватало учебников. Каждый год организовывали ремонт учебников. Классная доска с мелом и тряпкой (самбар) оставался единственным средством обучения. К тому же до начала 50х годов родители должны были производить натурооплату за обучение детей мясом, аарса и замбаа и сдавать в интернат.

Несмотря ни на что, в школе полным ходом шла внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Еженедельно проводились классные часы с политинформацией, чтением книг, обсуждением нарушителей учебной дисциплины. Власть в школе держала пионерская дружина имени Николая Гастелло во главе с пионевожатой (эта должность в школе появилась в начале 50х годов). Учащиеся подготовительного и 1-го классов вступали в октябрята, а во 2ом классе произнесением пионерской клятвы перед дружиной вступали в пионеры, получали право носить пионерский галстук. Каждый класс октябрятский или пионерский отряд во главе с председателем Совета и старостой класса. Это праздник проводился в День рождения В.И. Ленина – 22 апреля. Очень торжественно в школе проводились такие мероприятия, как праздник годовщины Великой Октябрьской социалистической революции накануне 7го ноября, Новый год, 22 апреля и 19 мая – день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В эти праздники отличившимся учащимся вручался подарок – 1-1,5 метра ткани, канцелярские принадлежности.

Учебный год состоял из 2ух полугодий, каникулы школьников только в зимнее время, после Нового года.

В субботнее и воскресное время проводили сбор металлолома, макулатуры и костей, занимались сануборкой, помогали семьям невернувшихся фронтовиков, одиноким старикам. Весной и осенью занимались посадками деревьев, готовились к праздничным концертам.

В 1959 году в Кункуре появилось электричество и радио. В конторе колхоза создали радиоузел (радисты Намсараев Д., Дамдинжапов Н.), в квартирах – радиоточки, мощный громкоговоритель в центре села. Из радиоузла передавались объявления, фрагменты заседания правления колхоза, радиоконцерты детей для родителей. Чтобы дети впустую не проводили свободное время, я организовал в пионерской комнате просмотр диафильмов по графику. Дети с удовольствием приходили смотреть диафильмы.

Дети тех лет свое свободное время проводили на улице: зимой – катались на лыжах по снегу или с горки, на льду на коньках-«снегурочках», летом популярны были подвижные игры.

Я участвовал или организовывал все эти дела, и всегда с баянам. Заставлял своих коллег принимать активное участие в них».

Папа пришёл с рыбалки на Ононе – поймал щуку! Май 1963 г.

Техобслуживание ГАЗ-67. Весна 1964 г.

Вся Кункурская начальная школа на пионерском сборе. 1962 г.

С другом, однокурсником по Агинскому педучилищу, Токмаковым Дмитрием в Нижнем Цасучее. 60-ые годы.

Его ученики до сих пор вспоминают его с благодарностью, с уважением и теплотой. Знают его как великолепного рассказчика-юмориста, баяниста, аккуратнейшего учителя. Все его ученики обладают великолепным почерком, любовью к чтению и знаниям. Так же как и он, стараются исполнять свои дела аккуратно, точно в срок и полном объеме. Во всяком случае, это по их рассказам.

С 1962 года Албажинов Д.Б. по решению Агинского райкома КПСС был направлен на советскую и партийную работу. Был председателем Кункурского сельского Совета, секретарем первичной партийной организации колхоза имени Ленина (Кункур).

Об этом периоде своей жизни он рассказывал:

«С осени 1958 года председателем колхоза стал Цыренов Дашидондок Цыренович, работавший до этого директором АСШ-1. Наше коллективное хозяйство при нем превратилось в одно из передовых в округе. Увеличились производство сельскохозяйственной продукции, поголовье общественного скота. Началось строительство типовых зданий школы, клуба и интерната. Они построены на средства колхоза и переданы сельскому совету. В селе и на животноводческих точках стали строить деревянные дома, началось массовое переселение колхозников из юрт в эти дома.

При нем проведены в них электричество и радио. Установили телефонную связь между Кункуром, Цуголом и Булумом. Появились современные зернотоки в Цуголе и Булуме, которые стали целыми селами. Цыренов задумывал строить начальную школу в Цуголе. Очень заметными были успехи в полеводстве: научились выращивать высокие урожаи пшеницы, овса, ячменя и кукурузы. С начала 60х годов колхозники стали получать ежемесячную зарплату, ветераны – пенсии.

Очень активно работали общественные организации села: женсовет и товарищеский суд во главе Мирсановой В.Н., народная дружина (Очиров А.). Художественная самодеятельность стала популярна среди молодежи села.

Моя работа как председателя Совета или парторга колхоза заключалась в организации партийно-политической работы среди колхозников, создании нормальных условий для них в период важнейших сельскохозяйственных кампаний – окотной, посевной, уборочной, организовывать массовые торжественные мероприятия, как 7ое ноября, Новый год, летний праздник и спартакиаду. В период массовых кампаний у меня не было времени отдыхать дома, каждый день при деле».

В 1964 году в селе открылась восьмилетняя школа, директорм школы был назначен Найданов Цырендоржи Найданович, уроженец Кункура, завуч Харашибирской средней школы.

В этот год Албажинов Д.Б. вернулся в школу. В 8-летней и средней школе он работал заведующим пришкольным интернатом, завхозом и военруком школы. С должности военрука школы ушёл на заслуженный отдых.

В любой работе он трудился в полную силу, умел находить общий язык, был очень общительным учителем и скромным человеком.

Автор:
П.А.Аюрзанаев, ветеран педагогического труда.
Новости