980x120

История селения Агинское: архивные данные в цифрах и фактах до 1917 года

История селения Агинское: архивные данные в цифрах и фактах до 1917 года

Есть непреложное правило историографии: если необходимо в исследовании избежать субъективности, то автор не должен употреблять слов «я думаю», «может быть» и т.д.

Необходимо делать опору строго на архивные документы, на энциклопедические справки, газеты и журналы того времени.

Следуя этому правилу, мы в нашем проекте поведем повествование об истории нашего поселка с момента его обоснования до 1917 года. Эти хронологические границы связаны с наиболее отдаленным временем и потому вызывают много необоснованных, далеких от истины толкований.Мы не претендуем на полноту изложения всех событий, однако, выбираем только те факты, которые документально подтверждены архивными данными.

На просторах Интернета недавно я наткнулся на статью «Вот передо мной село родное», где автор пишет об истории происхождения нашего поселка – Агинское. Довольно в вольном стиле он трактует исторические сведения и основываясь на родословной книге Татауровых, которая не является исторически достоверным документом, пишет, что одному из династии Татауровых, Александру, родители «… поставили дом у ручья Куоша». Жить в этом доме Александр начал после венчания в 1780 году. В этом же году, 14 сентября, Татауровы установили на северной горе православный крест, который позже освятил один из приезжих священников. Автор утверждает, что с этого момента гора с крестом стала именоваться на всех государственных и военных картах как «Крестовка». Здесь же автор, основываясь на родословной книге, предлагает узаконить эту дату, 14 сентября, как день основания поселка Агинское. Конечно же, эти высказывания вызвали в Интернете не очень лестные комментарии. Подобного рода суждения об истории образования поселка Агинское я не раз слышал и из уст жителя нашего поселка Зубова Б.Л. Именно с несогласием такого толкования истории нашего поселка и вызвано мое желание обнародовать данный проект.

Согласно хронике Тугулдура Тобоева агинские буряты заселили эту землю еще в 1728 году, а еще ранее, в 1703 году Петром I была жалована грамота, в которой эти земли были определены «навечно» для наших предков как места для их кочевий. Необходимо отметить, что согласно «Уставу об управлении инородцев 1822 года» М.М. Сперанского буряты не относились к бродячим народам, как, например, малые народы Севера, которые всегда кочевали вслед за стадами своих оленей. У них олени сами выбирали места миграции, и каждый год эти места менялись в зависимости от их кормовой базы и отсутствия северного гнуса — мошкары. Буряты же относились к кочевым народам, то есть кочевали в строго определенные места – летники и зимники. Богатые буряты кроме этого имели весенние и осенние стоянки. На зимниках и летниках они образовывали маленькие юрточные поселения – хотоны, где преимущественно проживали люди одного рода. Разумеется, что такие хотоны существовали и на месте нашего поселка Агинское, а гора, которую якобы называют «Крестовой», была и есть Баатар-хадой.

На сегодня общепринято годом образования поселка Агинское считать 1811 год — год, когда была открыта Хэргэтуйская мирская изба, расположившаяся в юрте и ставшая одной из ступеней родового управления агинских бурят. К этому же году относится и начало строительства каменного здания Агинского дацана, хотя ранее он располагался и функционировал в юрте. Хэргэтуйская мирская изба уже тогда являлась составной частью государственной административной системы Российской империи. Кстати, основой столицы Монголии – Улан-Батора – монголы считают юрточный городок, который появился ранее всех каменных и деревянных строений.

В целом же история всегда расставляет все на свои места, как, например, было с названием города Санкт-Петербург, основанного Петром I. Он был и остался Санкт-Петербургом. Гора Баатар должна оставаться горой Баатаром, а попытки переиначить исконную топонимику вносят неразбериху, и должны, на мой взгляд, пресекаться в законодательном порядке.

По летописи Т. Тобоева до 1816 года на территории селения Агинское вначале были открыты три мирские избы: Харгутуйская, 1811 год (в других источниках -Хэргэтуйская), а также Саратаевская и Таптанайская — в 1816 году. Однако уже в 1820 году Саратаевская и Таптанайская мирские избы были упразднены. Осталась одна Хэргэтуйская. Какую же роль играла мирская изба? Мирская изба занималась вопросами сбора податей, вела учёт населения, разбирала незначительные тяжбы и т.д.Управляли мирской избой родовые зайсаны, шуленги, сайты. Хэргэтуйская мирская изба подчинялась Хоринской степной конторе и была подотчётна ей.

Обобщая вышесказанное, мы утверждаем, что любой населённый пункт считается основанным лишь при появлении в нём административных структур власти. Таким образом, селение Агинское было основано в 1811 году. В 1819 году статс – секретарь Александра I, М.М. Сперанский был назначен генерал- губернатором Сибири. Сперанским М.М. был разработан и введен в действие в 1822 году «Устав об управлении инородцами». Согласно этому уставу была введена следующая вертикаль власти:

1. Степная Дума- объединяла в своей системе несколько инородных управ. Во главе Степной Думы был тайша. Должность тайши вначале передавалась по наследству, но позже стала выборной и утверждалась генерал-губернатором.

2. Следующей ступенью была инородная управа, которая объединяла в себе несколько улусов с их родовым управлением. Управой руководили голова, а также выборные помощники, письмоводитель.

3. Родовое управление – самая низшая ступень власти для отдельных улусов, насчитывающих не менее 15 семейств одного рода, во главе которого стоял староста, имевший двух помощников. Зачастую эта ступень просто отсутствовала в системе родового управления.Эта реорганизация сохранила принцип родовой власти бурят и ввела его в административную систему Российской Империи. В селении Агинском 22 апреля 1824 года на базе Хэргэтуйской мирской избы была открыта Агинская главная инородная управа, которая подчинялась Хоринской Степной Думе.

В связи с отдалённостью от Хоринской Степной Думы агинские буряты не раз просили об открытии своей думы, и, наконец, решением Иркутского Губернского Совета постановлением за №21 в 1839 году была учреждена Агинская Степная Дума с шестью инородными управами и тридцатью родовыми управлениями. Подробнее об этом можно узнать из книги Б.Б.Дашибалбаровой «Из истории Агинских бурят (II половина XIX и начало XX веков)». Далее в 1904 году царским правительством (Николай II) было принято решение о проведении волостной реформы в Сибири. Суть ее сводилась к тому, чтобы упразднить существовавшую родовую форму управления у инородцев Сибири. Вместо Степных дум было решено ввести волостное правление присущее Европейской части России. При этом предполагалось значительно уменьшить фактическое землепользование агинских бурят. Известно, что агинские буряты воспротивились этой реформе. Причинами отказа от волостной реформы было не только грядущее сокращение земельных наделов агинских бурят, но и боязнь русификации. Протесты агинских бурят дошли до такой степени, что они в селении Агинском по сведениям Н.П. Егунова «К вопросу о введении крестьянских начальников Забайкалья» (стр.230), произвели срыв выборов должностных лиц в органы волостного правления. Далее цитирую: «… толпа негодуя вновь назначенным должностным лицам, не расходилась… полетели камни в головы должностных инородцев… таким образом, акт приведения присяги вновь назначенных инородческих должностных лиц состояться не мог...». Это было одно из первых открытых выступлений агинских бурят против властей Российской империи. Приамурский генерал-губернатор Е.И. Алексеев вынужден был отправить для наведения порядка в селение Агинское станового пристава и десять солдат. Одновременно с 5 февраля 1904 года в Агинском вводилось военное положение. Военный губернатор Забайкальской области генерал-лейтенант Надаров в это же время сообщает, что «…по настоящее время административным высылкам в Баргузинский уезд, в Верхне-Ангарское сельское общество надлежит высылки тридцать два бурята и аресту при Читинской тюрьме — трое бурят». [Егунов Н.П. к вопросу о введении института крестьянских начальников Забайкалья стр. 107].

В результате волостной реформы на подведомственной Агинской Степной думе территории образовалось две волости – Агинская и Цугольская. Волостям подчинялись булучные общества, а булучные общества делились на земельные общины.

После реформы согласно «Докладной записке уполномоченных Агинской инородческой волости, Читинского уезда, Забайкальской области от 1915 года» образовалось шесть булучных обществ: Хойто-Агинское, Урдо-Агинское, Таптанайское, Алханайское, Харганашевское и селение оседлых инородцев – Агинское на правах булучного общества.

Булук- от бурятского слова «булэг» — группа, здесь слово «булук» употребляется для обозначения административной единицы, включавшую в себя несколько десятков, а иногда и сотен юрт, имевших, кроме общей администрации, общие сенокосные и пастбищные угодья. В основном булуки на тот период состояли из представителей нескольких родов, хотя были булуки, где большинство жителей принадлежало одному роду.

Таким образом, селение Агинское являлось самостоятельным булучным обществом и входило в волость как следующая административная ступень. В селении Агинское одновременно располагалась волостная администрация и булучная. Уже в тот период с. Агинское претендовало на статус районного или окружного центра. Селение Агинское отличалось от всех булучных обществ тем, что жители этого булука вели оседлый образ жизни. Конечно, они все держали скот, однако, в значительно малом количестве, чем их кочевые сородичи. При этом площадь их фактического землепользования по результатам агинской экспедиции 1908 года была значительно ниже, чем в других булуках. Хойто-Агинское булучное общество имело 164522 десятин земли, Урдо-Агинское — 78097, Таптанайское — 57368, Алханайское — 89971, Харганашевское–254746, Агинское булучноеобщество-9780. Одна десятина составляла 1,09 га. Оседлый образ жизни жителей Агинского селения сказывался во всем так, например, авторы вышеупомянутой «Докладной записки уполномоченных Агинской инородческой волости...» на странице 3 отмечают, что «…отсталость оседлого населения в селе Агинское объясняется общим различием форм расселения кочевого и оседлого населения — у последнего не имеется приусадебных покосов, как у кочевых инородцев, проживающих среди своих покосных угодий в зимнее время, что весьма облегчает унаваживание этих угодий». Оседлость также сказывалась на заготовке сена. Сено на зиму агинские буряты того времени заготавливали в незначительном количестве. Так, в Хойто-Агинском булучном обществе заготавливали 36 пудов, в Урдо-Агинском обществе-52, в Таптанайском- 72, в Алханайском-66, в Харганашевском- 54 и в селении Агинское-60. Если соотнести количество наличествующего скота с числом заготавливаемого сена, то мы можем получить среднюю обеспеченность сеном в зимний период на одну кормовую единицу. При этом мы воспользуемся таблицей, приведенной в инструкции заведующего землеустройством и переселением в Забайкальской области от 10 мая 1913 года за №5262, где за кормовую единицу принято- «телята по 1 году за 0,4 единицы, до 1 году-0,2 единицы, лошади взрослые- 1,4 единицы, жеребята по 2 году — за 0,7 единиц, по 1 году- за 0,5 единиц, овцы, козы- за 0,15 единиц, верблюды также, как и лошади». При этом составители инструкции рассчитали, что на одну кормовую единицу в день потребуется 25 фунтов, а в год 225 пудов. Время же кормления скота сеном длится шести-семи месяцев. Таким образом, авторы докладной записки делают вывод, что, если бы весь скот содержался бы всю зиму «на сухом сене», то на одну кормовую единицу в течение шести месяцев потреблялось бы сена 112 пудов. А теперь вернемся к фактам и рассмотрим по-булучно обеспеченность на тот момент сеном одной кормовой единицы в среднем в Агинской волости. Картина будет следующей: в Хойто-Агинском- 15 пудов, в Табтанайском- 20, в Урдо- Агинском -17, в Алханайском- 23, в Харгашевском- 8, в селении Агинское- 37. Если усреднить еще и все эти данные, то выйдет 14 пудов сена на одну кормовую единицу. Отсюда видно, что даже оседлые инородцы села Агинского не имели возможность обеспечить весь скот сеном на зимний период. При этом в Агинске содержалось значительно меньшее количество скота: лошадей -181 голова, крупно-рогатогоскота -6243 головы, овец-17, коз-2. Для сравнения: в Харганашевском булучном обществе 15203 лошадей, крупно-рогатого скота — 1280, овец-8648, коз-1770 голов. Здесь учтены лишь кормовые единицы. Таким образом, в селении Агинском в этот период оседлыми бурятами заготавливалось самое большое количество сена и тем самым предпринималась попытка перехода на полустойловое содержание скота.

В конце XIX века русская православная церковь усиливает работу по христианизации инородцев Забайкалья. Так, в 1874 году, по данным исследователя Л.М. Дамешека в Забайкальской области действовало семнадцать миссионерских станов. Однако, усилия миссионеров были тщетными, хотя церковь новокрещенным бурятам выдавала квитанцию об их освобождении от государственной пошлины на три года. Наоборот, в это время многие родители стали забирать своих детей бурят, обучающихся в селении Агинское, в приходском училище, домой, испугавшись слухов об их последующем крещении, так как там изучался предмет «Закон Божий». Из семнадцати миссионерских станов в 1890 году в селении Агинское действовал один стан, где работал священником новокрещенный бурят Алексей Норбоев. Нежелание бурят принимать христианскую веру в большей степени было связано с боязнью русификации, что могло на их взгляд привести к потере нравственных устоев рода. Да и крещенные буряты по-прежнему в большинстве своем исповедовали буддизм. Также необходимо отметить, что в селении Агинском в 1883-1884 годах работала миссионерская школа, где обучались, в основном, дети крещенных бурят. Содержание школы осуществлялось из Епархального училищного совета и миссионерских сумм. По данным подворной переписи в 1908 году православных жителей было 296 человек.

По переписи населения уже в 1908 году (труды Агинской экспедиции) в Агинской волости фактически проживало 11515 человек. 4530 человек на момент переписи отсутствовало. Это было связано с первой волной миграции в Монголию из-за волостной реформы. В селении Агинском жили 271 человек и отсутствовало на момент переписи 25 человек. Как мы видим из этих данных, число оседлых бурят было незначительное количество.Определенная часть из них, хотя и жили в селении Агинское, периодически делали перекочевки со скотом на летники в другие места. Здесь уместно заметить, что, в основном, оседлые и крещенные буряты занимались земледелием. По данной Агинской Степной Думы «ГАРБ Ф129. Оп.1 Д18 17.Л. 10»агинские буряты в 1875 году засеяли 1159 десятин ярового хлеба (одна десятина-1,09 га). Урожайность их пашен составляла 1,5 % от посеянного хлеба.

Несколько слов об агинских ярмарках. Ярмарка проводилась в селении Агинском с 1855 года. Учреждались две ярмарки в год. Первая проходила с 10-20 декабря, вторая с 15-26 мая. На время проведения ярмарки избирали ярмарочного старосту, который «… имел наблюдения за порядком торговли» и по ее окончании составлял в Степной думе сведения о бывших на ярмарке купцах и лиц другого сословия, а также отколичестве проданных припасов, примерную сумму, на которую проводилась торговля.» «ГАРБ Ф.129 Оп.1 Д 1186. Л». Вся торговля проходила на ярмарочной площади и продукты взвешивались на общественных весах за определённую плату, а не на личных, так как были случаи, когда некоторые продавцы, пользуясь простотой бурят и незнанием ими русского языка, обвешивали их.

Купцы привозили на ярмарку плис, холст, сукно и другие товары. Буряты торговали кожей, шкурой, маслом, салом, тарбаганьим жиром, дохами, сёдлами, оправленными в серебро. В 1893 году общественным приговором Агинских бурят ярмарка была закрыта, так как торговцы, пользуясь невежеством инородцев, опутывают их разными сделками и обирают их, ставя, в конце концов, в положение неоплатных должников. Уничтожение ярмарки- единственное средство, гарантирующее бурят от порабощения».(ГАРБ.Д.298.Л.6-6 об.).Тем не менее, по сведениям Л.М Дамешика, в селении Агинском торговлю продолжали торговые лавки. В 1901 году в Агинском было пять торговых лавок бурят и девятнадцать китайских, русских и еврейских лавок.

Мы не можем также пройти мимо фактов изучения русского языка агинскими бурятами в селении Агинское. По данным Агинской Степной думы до 1842 года умеющих читать и писать по-русски было тринадцать человек. Целенаправленное изучение русского языка у агинских бурят началось с 1842 года в связи с открытием Агинского приходского одноклассного училища. В училище русской грамоте обучали по учебнику К.Д. Ушинского «Родное слово», который был переведен на бурятский язык У-Ц. Онгодовым для облегчения понимания. Этот учебник состоял из двух частей: первая часть — азбука, вторая часть — тексты для чтения. Прочитав текст на русском языке, учащиеся обращались для облегчения понимания к переводу.

Тексты учебника «Русское слово» были проникнуты идеями любви к Родине, идеей труда, высокой нравственности, гуманизма. Книга была построена по принципу от неизвестного к известному, от конкретно образного к логическому обобщению. Начиная с элементарных вещей, окружающих всякого ребенка (учебные вещи, предметы, мебель и посуда, кушанья и напитки, одежда и обувь, домашние животные и дикие звери и т.д.), автор переходил затем к раскрытию более сложных понятий (сутки, недели, месяцы, времена, человек, его труд и деятельность). Также в «Родном слове» преобладал русский фольклорный материал: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, песенки. Используя этот учебник и его перевод, ученики на уроках русской грамоты разговаривали взаимно между собой, как через переводчика в присутствии учителя.

Деятельность Агинского приходского училища дала свои результаты, и уже по переписи населения 1908 года в Агинской и Цугольской волостях «умеющих читать и писать», а также умеющих только «читать» по-русски было:

Русская грамотность населения по переписи 1908 года

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Агинское приходское училище стало основоположником развития русско-бурятского двуязычия у агинских бурят.

P.S. Автор готов дополнить и расширить все эти сведения и выпустить книгу с одноименным названием, если Администрация городского округа «Поселок Агинское» и Поселковая Дума помогут осуществить финансирование данного проекта.

25.10.2018 г. 

Автор:
Дашибалбаров Б.Д., кандидат педагогических наук
Новости