980x120

Моя малая родина – Агинское, или о попытках переписать историю

Моя малая родина – Агинское, или о попытках переписать историю

На просторах Интернета недавно я наткнулся на статью «Вот передо мной село родное», где автор пишет об истории происхождения нашего поселка – Агинское. 

Довольно в вольном стиле он трактует исторические сведения и основываясь на родословной книге Татауровых, которая не является исторически достоверным документом, пишет, что одному из династии Татауровых, Александру, родители «… поставили дом у ручья Куоша». Жить в этом доме Александр начал после венчания в 1780 году. В этом же году, 14 сентября, Татауровы установили на северной горе православный крест, который позже освятил один из приезжих священников. Автор утверждает, что с этого момента гора с крестом стала именоваться на всех государственных и военных картах как «Крестовка». Здесь же автор, основываясь на родословной книге, предлагает узаконить эту дату, 14 сентября, как день основания поселка Агинское. Конечно же, эти высказывания вызвали в Интернете не очень лестные комментарии. Подобного рода суждения об истории образования поселка Агинское я не раз слышал и из уст жителя нашего поселка Зубова Б.Л. Именно с несогласием такого толкования истории нашего поселка и вызвано мое желание обнародовать суть этой статьи.

Согласно хронике Тугулдура Тобоева агинские буряты заселили эту землю еще в 1728 году, а еще ранее, в 1703 году Петром I была жалована грамота, в которой эти земли были определены «навечно» для наших предков как места для их кочевий. Необходимо отметить, что согласно «Уставу об управлении инородцев 1822 года» М.М. Сперанского буряты не относились к бродячим народам, как, например, малые народы Севера, которые всегда кочевали вслед за стадами своих оленей. У них олени сами выбирали места миграции, и каждый год эти места менялись в зависимости от их кормовой базы и отсутствия северного гнуса — мошкары. Буряты же относились к кочевым народам, то есть кочевали в строго определенные места – летники и зимники. Богатые буряты кроме этого имели весенние и осенние стоянки. На зимниках и летниках они образовывали маленькие юрточные поселения – хотоны, где преимущественно проживали люди одного рода. Разумеется, что такие хотоны существовали и на месте нашего поселка Агинское, а гора, которую якобы называют «Крестовой», была и есть Баатар-хадой.

На сегодня общепринято годом образования поселка Агинское считать 1811 год — год, когда была открыта Хэргэтуйская мирская изба, расположившаяся в юрте и ставшая одной из ступеней родового управления агинских бурят. К этому же году относится и начало строительства каменного здания Агинского дацана, хотя ранее он располагался и функционировал в юрте. Хэргэтуйская мирская изба уже тогда являлась составной частью государственной административной системы Российской империи. Впоследствии, в 1839 году, на ее основе появилась Агинская степная Дума, включавшая в себя инородные управы и родовые управления. Кстати, основой столицы Монголии – УланБатора – монголы считают юрточный городок, который появился ранее всех каменных и деревянных строений.

В целом же история всегда расставляет все на свои места, как, например, было с названием города Санкт-Петербург, основанного Петром I. Он был и остался Санкт-Петербургом. Гора Баатар должна оставаться горой Баатаром, а попытки переиначить исконную топонимику вносят неразбериху, и должны, на мой взгляд, пресекаться в законодательном порядке.

Завершая статью, нам бы хотелось услышать мнение наших краеведов, ученых, историков, которые могли бы дополнить мои сведения об истории основания нашего поселка и тем самым поставить окончательную точку в этом вопросе.

Дашибалбаров Б.Д., кандидат педагогических наук

Новости