980x120

Билигма Чимитова: «Оставляйте за ребенком право выбора»

Билигма Чимитова: «Оставляйте за ребенком право выбора»

Каждому из нас знакома ситуация, когда в определенный период жизни мы не справляемся с какой-либо проблемой или вступаем в конфликт с окружающими, самим собой, возникает стрессовая ситуация, чреватая тяжелыми психологическими последствиями. Ребенку в этом плане труднее вдвойне, он только учится жить. Кто ему может помочь в затруднительном положении? Решить свои школьные и домашние проблемы ребенку поможет школьный психолог, без которого невозможно представить современное образовательное учреждение.

22 ноября свой праздник отметили психологи, и по этому поводу нашим собеседником стала Б.Ц.Чимитова (на снимке), психолог Агинской средней школы № 2.

— Билигма Цыдыповна, расскажите немного о себе.

— Окончила в 1996 году Агинскую среднюю школу № 1. По окончании социально-педагогического факультета Читинского государственного педагогического института им.Н.Г.Чернышевского, пришла в школу и уже на протяжении 15 лет работаю здесь психологом.

— Разъясните читателям, в чем заключается разница между психологом и психиатром? В чем суть работы школьного психолога?

— Психиатр – это медицинский работник, который занимается лечением людей, соответственно, ставит диагноз. Психолог же работает со здоровыми людьми, оказывая психологическую помощь, поддержку и сопровождение. В частности, моя работа, как школьного психолога, направлена на выявление проблем эмоционального фона учащегося, неуспеваемости, профилактики, направленной против употребления табака, алкоголя и наркотиков, детских правонарушений. Хочу заметить, что на сегодняшний день в нашем обществе различного рода экстрасенсы, астрологи и так далее, выполняют функцию психолога. Поэтому, если ребенок не успевает по учебе, тяжело складываются отношения с окружающими, не нужно искать в этих проблемах вмешательство потусторонних сил, а обращаться к психологу. Возможно, у ребенка психологическая травма, связанная с тем, что родители часто ссорятся, разводятся, не сложились отношения с учителем, сверстниками, а иногда выясняются причины органического генеза. Сегодня с введением ОГЭ, ЕГЭ многие родители начинают вдруг заниматься своим ребенком: нанимают репетиторов, дают наставления, но, к сожалению, развить за короткий промежуток времени высшие психические функции, сформировать ценности, выработать умения невозможно. Поэтому родители должны заниматься своими детьми всегда. Хочется отметить самый благоприятный период для развития — дошкольный возраст.

— Обращаются ли к Вам дети со своими проблемами?

— За психологической помощью обращаются довольно часто, с разными проблемами: конфликты с учителями, сверстниками, родителями, то есть теми трудностями, которые были у многих в школьные годы.

— Ваше отношение к подростковой среде?

— Отношусь положительно. Современные подростки в нашей школе развиваются вполне нормально, больше увлечены спортивной и творческой деятельностью, меньше наблюдаю негативного влияния в среде подростков в виде употребления алкоголя или табака, или неадекватного поведения. Да, проблемы подростков никуда не делись, но это все преодолимо.

— Трудности работы с детьми в школе?

— Лично для меня никаких проблем в общении с детьми нет. Очень люблю свою работу, а если любишь свою работу, значит, и не испытываешь трудностей.

— Какой совет можете дать родителям?

— Главное — любить своего ребенка. Не заниматься оцениванием («ты плохой», «неумелый» и так далее), сравнением с другими детьми («вот смотри как другой мальчик, девочка сделали, а ты не можешь, не хочешь, не умеешь»). Когда мы сравниваем ребенка с кем-либо, мы обучаем ребенка механизму сравнения, и в дальнейшем ребенок будет сравнивать все, в том числе, и вас, родителей. И позже мы сами не выдерживаем сравнения. И тогда не стоит удивляться, что в один прекрасный момент авторитет родителей начинает падать. Ребенка нужно учить, сравнивая с самим собой, например: «Вот в прошлый раз ты это сделал лучше». Также сегодня очень многие родители, желая воспитать разносторонне развитого ребенка, определяют его в разные кружки, секции, нанимают репетиторов. А потом приходят к нам с вопросом: «Почему ничего не получается? Он ничего не хочет. Мы же все делаем для него». И выясняется, что ребенок не выбирал эти секции и кружки, поэтому нет интереса. А раз нет интереса, нет цели, нет результата. Излишняя опека чревата тем, что ребенок в дальнейшем вырастает безвольным, слабохарактерным, безынициативным человеком, с вытекающими отсюда проблемами в будущем. Не надо решать все за ребенка, оставляйте за ним право выбора.

Автор:
Зорикто Олзоев
Новости