980x120

Первый бурятский воздушный ас - учитель монгольских летчиков

Первый бурятский воздушный ас - учитель монгольских летчиков

О боевом пути Базыра Башлеева, первого лётчика – бурята, подполковника авиации, кавалера ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени и других наград.

Долгое время считалось, что первыми лётчиками-бурятами были выпускники Улан-Удэнского аэроклуба 1934 года, но это оказалось не так. Поиски корреспондента «Правды Бурятии» Петра Казаринова привели к другим данным. Вот что он писал в 1989г. в своей книге «Крылатая юность»: “… в 1932г. лётным мастерством овладел К.Х.Хабеев, а ещё раньше, в 1930г., армейскую форму с голубыми петлицами уже носил учлет Оренбургского лётного училища Базыр Башлеев”.

Базыр Васильевич Башлеев родился в 1908г. в улусе Алят Иркутской губернии (ныне Аларский район) в многодетной состоятельной семье Анны Махачкеевой и Василия Башлеева.

Усадьба Анны Михайловны Махачкеевой, матери Б.В.Башлеева в Этнографическом музее народов Забайкалья

Отец умер рано, оставив пятерых малолетних детей, но мать, которая была известной целительницей, тем не менее, отправила старшего Базыра после окончания 7 классов местной школы во Владивосток на спецкурсы военной школы. Оттуда Базыр был направлен в Тверь, в кавалерийскую школу, где в то время обучалась группа монгольских юношей. Базыр быстро нашёл с ними общий язык, общался на родном, бурят-монгольском языке.

В 1930г. в лётное училище в Оренбург прибыли шесть монгольских курсантов, которые не знали русского языка. Нужен был переводчик из числа военнослужащих. После долгих поисков такой нашёлся. Им оказался Базыр Башлеев – курсант Тверской кавалерийской школы.

По приказу Базыр прибыл в Оренбург и стал в лётной школе им.К.Ворошилова переводчиком у монголов. В учебном классе помогал им разбираться с плакатами, схемами, книгами. А в воздухе? Нужен был пилот, который учил бы монголов лётному мастерству в небе. Выбор снова пал на Базыра. Вместе с курсантами из МНР он успешно завершил курс летной подготовки и стал инструктором.

За 12 лет более 100 монгольских лётчиков под началом Башлеева освоили технику пилотирования не только на учебных У-1, У-2, но и на боевых самолётах-разведчиках, истребителях. В дни полётов он часами не вылезал из кабины самолёта. Вылет – посадка. И снова в небо.

Учил Базыр парней из Монголии не только взлетать и садиться, но и водить самолёт вслепую, в строю, выполнять штурманские и высотные полёты, фигуры высшего пилотажа – словом, всему тому, что требовал курс учебно-лётной подготовки военного лётчика.

Многие питомцы Базыра Васильевича – выпускники Оренбургского военно-лётного училища, стали мастерами своего дела, асами, некоторые из них (Дэмбрэл, Шагдарсурэн) стали Героями МНР.

Базыр Башлеев, инструктор, командир эскадрильи, отряда помог обрести крылья и многим советским лётчикам. Он освоил технику пилотирования 12 типов самолётов, совершил более 26000 вылетов, провёл в небе тысячи трудных часов, обучая своих учеников секретам высшего пилотажа.

С 1943г. Базыр Васильевич на фронте. В 197-й штурмовой авиадивизии 16-й воздушной армии он стал инспектором по технике пилотирования. С раннего утра и до позднего вечера над прифронтовым аэродромом стоял гул «горбатых» — штурмовиков ИЛ-12, пилотируемых молодыми лётчиками. Решающее слово о пригодности их к боям было за Базыром Башлеевым.

В строю лётчиков-штурмовиков в фронтовом небе частенько находился их ведущий подполковник Башлеев. Самолёт ведущего аса узнавали по почерку. Он участвовал в штурмах немецких оборонительных укреплений в ходе Ковельской, Варшавской и Берлинской операций. Летчики, ведомые Базыром Башлеевым, наносили удары по вражеским танкам, артиллерии, пехоте, подавляли зенитки, вступали в единоборство с фашистскими истребителями. На вопрос: «Чем запомнился День Победы?». Базыр Васильевич отвечал так: «Наши штурмовики базировались на восточной окраине Берлина. В гости пригласили соседей — лётчиков-истребителей. Среди них оказался комэска Андрей Боровых, который прикрывал нас во время воздушных налётов. Он сбил немецкого аса, пикирующего на мой ИЛ-2. Тем самым спас мне жизнь. Радость была двойная. Веселью не было конца».

После войны дивизию расформировали. Однако с авиацией Базыр Васильевич не расстался. С 1946 по 1950 год он был начальником лётной части аэроклуба в Ташкенте и Курске. Затем стал начальником аэроклуба в Перми. На пенсию ушёл в 1967г. с Пермского обкома ДОСААФ.

АРД

Новости