980x120

Завезенные из Алтая маралы размножились вдвое за четыре года в Аргалейском заказнике

Завезенные из Алтая маралы размножились вдвое за четыре года в Аргалейском заказнике

Артём Кондратьев, корреспондент:

«Мало кто знает, что в сотне километров от Читы, на стыке Агинского и Карымского районов, расположился заказник Аргалейский, где свободно уживаются рыси, глухари и кабаны. Но самое удивительное, что пройдя по этой дороге пятьдесят метров, можно увидеть настоящих маралов»

Нам повезло, мы как раз попали на кормление благородных оленей, поэтому удалось разглядеть их практически вблизи. Осторожные животные ничуть не боятся своих кураторов – егеря Ивана Федорова и его помощника, угощающих маралов овсом. Это, кстати, приятный десерт для рогатых. Питания на территории заказника для сорока животных вполне достаточно, и они находят его сами. Идея привезти маралов на забайкальскую землю пришла Ивану Фёдорову давно. Егерь рассказывает, что на территории края в царской России разводили оленей и изюбрей. Однако революция, а затем гражданская война свели на нет старания заводчиков. Сохранить и приумножить популяцию удалось на Алтае. Там сейчас насчитывается около ста тысяч голов против наших нескольких десятков. Перевозили оленят зимой, так как они не переносят жару и духоту.

Иван Фёдоров, охотовед Государственного природного заказника «Аргалейский»:

«Первогодки, перворожки. Сайки. Вот мы их двадцать голов привезли. 14 маралушек и 6 бычков. И вот они только на третий год дали потомство. За предыдущие два года мы смогли получить первое потомство. Один год -11, второй год -6»

Вся территория, на которой живут маралы, обнесена сеткой. Только на то, чтобы огородить обиталище животным, ушло триста тысяч рублей. Даже овраги и русла рек перегорожены, чтобы на жизнь оленей никто не посягал. Поэтому естественных хищников у животных нет, в отличии от людей, которые, бывает, наведываются с ружьем.

То, что для простого человека — природа, для егеря – работа. Помимо оленей, зимой подкармливают и кабанов, которые приходят лакомиться ночью -вся поляна истоптана копытами. Пока же на кучах овса свою порцию берут птицы. Помимо подкормки работы в заказнике также хватает, на кордоне не отсидишься.

Иван Фёдоров, охотовед Государственного природного заказника «Аргалейский»:

«Основная работа – охрана территории от браконьеров, ненужных посетителей. Помимо этого мы проводим зимний маршрутный учет. Заготовку веников, сена, устройство солонцов, немного распахиваем поля, зеленку сеем»

Традиционно маралов разводят ради пантов – неокрепших молодых рогов. На Алтае, по словам Ивана Федорова, это целое производство.

Иван Фёдоров, охотовед Государственного природного заказника «Аргалейский»:

«Вообще, марал на Алтае уходит весь, с копытами. Из него делают различные биодобавки, очень много цехов и фабрик по производству»

Забайкалью пока до этого далеко, но маралы уже сейчас могли бы приносить пользу – многим туристам из соседнего Китая, наверняка, захотелось бы посмотреть на грациозных животных в естественной среде. Однако же, туризм в Забайкальском крае пока развивается только в прожектах.

Забмедиа

Новости