980x120

Баяр Барадиев: Жизнь моя кинематограф

Баяр Барадиев: Жизнь моя кинематограф

В Забайкалье Баяра Барадиева больше всего знают в двух ипостасях: как закоренелого кавээнщика и довольно опытного кинематографиста. Для него «кино» не только слово, обладающее магией, — для Баяра это смысл жизни. Мы поговорили с Баяром о его творчестве, предпочтениях, кинофестивалях, Оскаре, «Смерти Сталина», КВН и о многом другом.

— Баяр, в июле прошлого года вы возглавили Союз кинематографистов Забайкальского края. Чем занимается эта организация, в чем ее главная задача?

— Основная цель Союза — объединение людей, которые занимаются созданием кино в нашем крае. Когда мы только открывали Союз, на первой встрече я говорил (в полушутливой форме), что кинематографистов у нас в крае по сути нет, есть кинолюбители. Кто такой кинематографист? Это человек, для которого кино — профессия, ремесло, он получает за это деньги. У нас нет людей с профессиональным кинематографическим образованием, которым кино приносило бы стабильный доход. В Забайкалье люди занимаются кино на голом энтузиазме. Но, тем не менее, Союз создан с целью, чтобы помогать местным кинолюбителям в съемках, организационно, искать бюджет, спонсоров. Говорить о каких-то успехах, итогах нашей деятельности пока рано. Пройдет год, тогда посмотрим.

— Ваш творческий тандем с видеографом Романом Хлюстовым существует более десяти лет, за это время вы создали немало интересного. Сейчас, когда Роман сменил место жительства, как вы сотрудничаете, какие совместные проекты в работе?

— С переездом Ромы в Москву у меня стало очень мало полевой работы. За 2017 год я фактически ничего не режиссировал, в основном сидел на диване и писал сценарии: лав стори, корпоративные фильмы и т.д. Отправлял их Роману. Для некоторых компаний делал фильмы сам, даже снимал на камеру. Глобальных совместных проектов пока нет. Еще в прошлом году хотели с Ромой снять полнометражное кино, это наша мечта. Пока это все только идеи, но надеюсь, что в этом году что-нибудь да получится.

— Думали ли вы о переезде вслед за вашим другом?

— Если бы такая цель была или не хватало бы самореализации, денег, амбиций, я бы переехал с семьей без проблем. Но мы не переезжаем, потому что меня и мою семью пока все устраивает здесь. При этом я не бью себя в грудь, что я ни в коем случае не перееду. Я патриот Забайкалья, люблю свою Родину, люблю малую родину — Могойтуй, но я не вижу никакой проблемы в том, где жить и работать.

Фото со страницы ВКонтакте

— Расскажите о проекте O'MoG Group. Откуда он взялся, кто его придумал? Кто сейчас в нем задействован?

— Этот проект мы придумали и создали в 2014 году вместе с ребятами из Могойтуя: Димой Блохиным, Соелом Рыгзыновым, Цэдаши Барадишириевым. Чуть позже к нам присоединились Инна Блохина и Миша Кожин. Сейчас нас четверо: Инна, Дима, Цэдаши и я. Задумка была в том, чтобы этим проектом объединить бурят. В итоге мы превратились, сами того не ожидая, в музыкальный коллектив: начали читать рэп, делать шутливые каверы, пародии на известные песни. Людям это понравилось, и музыкальная часть стала чуть ли не нашей визитной карточкой.

— Вы собираетесь всем составом O'MoG Group на гастроли в феврале по нескольким городам. Какую публику ожидаете увидеть на концертах?

— Надеюсь, получится много городов охватить: Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Новосибирск, Москва, под вопросом Питер, Екатеринбург, Томск. Наша публика это в основном буряты, потому что мы бурятский коллектив и юмор наш в основном о бурятах. Но как показывает практика, на наши концерты в Чите процентов тридцать ходят русских, и им понятны все шутки. В других городах, надеюсь, будет так же. Уже сейчас из Новосибирска нам пишут комментарии ребята, которые родом из Забайкалья и Бурятии. Одна девушка, которая работает в Корее, написала нам: с удивлением узнала, что нас слушают казахи. Оказывается, наши фанаты есть в Казахстане! Поэтому, может быть, и необязательно привязываться конкретно к нашей национальности, а пойти шире.

— Окупают ли себя концерты?

— Когда нам исполнился год, мы дали один из наших первых концертов в большом зале, зрителей было 300 человек, и мы тогда фактически ничего не заработали, даже больше потратили. Основная цель для нас не извлечение прибыли, а все-таки творческая реализация. О прибыли, может, потом и будем говорить, если станем популярной группой. Надеюсь, что в будущем концерты будут себя окупать.

Фото со страницы ВКонтакте

— Ваш с Романом короткометражный фильм «800 слов» затронул очень серьезную проблему возможного исчезновения бурятского языка. Какую реакцию он вызвал у зрителя?

— Тема очень хорошая. Большой отклик был от бурят, и не только от бурят, даже многие Ромины коллеги в Москве отметили эту короткометражку, назвали ее прекрасной. Кстати, от агинских, деревенских бурят, которые в совершенстве владеют родным языком, я слышал непонимание. Они говорили: о чем это вообще фильм? Как язык может исчезнуть, мы же на нем говорим! Для них непонятна эта проблема. Она более актуальна для читинских, улан-удэнских бурят. Городские буряты действительно забывают свой родной язык. Я это вижу, с этим столкнулся и об этой проблеме рассказал. Мне очень хочется, чтобы каждый мой фильм нравился зрителю, волновал его и при этом затрагивал социальные проблемы, отвечал на какие-то вопросы. Это было бы идеально.

— Насколько хорошо вы владеете бурятским языком?

— На разговорном уровне. Говорю очень плохо, со страшным акцентом. Короче, как собака: все понимаю, но говорить не могу. По-бурятски это будет «би нохойдо адли».

— В 2014 году вы были членом жюри Забайкальского кинофестиваля. Если честно, в чем вообще смысл этого мероприятия: развлечь читинцев приездом актеров, песнями-плясками, багуловой дорожкой? Или все-таки задача у него более глубокая и он необходим Забайкалью?

— Для меня лично Забайкальский кинофестиваль всегда был праздником. Приезжало огромное количество фильмов, которые увидеть в другой ситуации невозможно, зрительные залы были полны. Мы с Романом Хлюстовым в 2014 году участвовали в конкурсе короткого метра с фильмом «Стук» и взяли приз зрительских симпатий. Помню, нас пригласили на банкет, и я шел пешком — у меня не было денег даже на проезд. Но я был безмерно счастлив, меня переполняло ощущение свободы, полного счастья, что я занимаюсь своим любимым делом. Общался с чуваками из GQ (Gentlemen's Quarterly — ежемесячный мужской журнал, авт.), мы говорили о кино, и было настоящее ощущение кинопраздника, а не просто тусовка, когда ты ходишь по багуловой дорожке. Я считаю, что такие мероприятия Забайкалью нужны. Чтобы молодые люди могли пообщаться, показать свое кино, побывать на мастер-классах, поговорить с профессионалами и стать еще лучше. Западный опыт показывает, что кинофестивали это прежде всего обмен опытом. Например, в США есть очень популярный международный кинофестиваль независимого кино «Сандэнс». Там всегда проходят открытые встречи, на которых у каждого участника фестиваля (как правило, это молодые кинематографисты) есть возможность пообщаться с именитыми кинорежиссерами. Например, в комнате сидит Тарантино, и к нему по очереди заходят разные чуваки, которые рассказывают о своих проектах, идеях, он тут же дает им советы. Все очень по-простому, неофициально, порой с матом — абсолютно неформальная обстановка.

Фото со страницы ВКонтакте

— Можете назвать несколько молодых забайкальских кинематографистов?

— Кинематографистов нет, кинолюбителей да, назову. Самые значимые для Забайкалья — Денис и Катя Тереничевы. У них есть высокое достижение — они возили свою короткометражку «Твой сын» на Каннский кинофестиваль в 2015 году. Учитывая, что это фильм, снятый забайкальскими режиссерами с забайкальскими актерами в Забайкалье на местном материале, — это очень крутое достижение. Следующий — оператор, монтажер Роман Хлюстов, работы которого побеждали на различных всероссийских и международных кинофестивалях, у него есть много короткометражек, и он, не обладая профессиональными навыками, делает свою работу очень хорошо. У него хорошее видение, я считаю, что это очень талантливый человек. Я знаю, что он планирует получать профессиональное образование. Больше никого назвать не смогу. Конечно, есть в Забайкалье энтузиасты, которые занимаются кино в свободное от основной работы время, тратят деньги, время.

— Ваше отношение к отзыву минкультом прокатного удостоверения фильма «Смерть Сталина»? Как думаете, возобладает ли в итоге здравый смысл и зрители все-таки увидят фильм в кинотеатрах?

— Это все не очень хорошие дела, не имеющие отношения к кино как таковому, а больше относящиеся к кинобизнесу. Понятно, для чего это делается — для того чтобы отечественные фильмы собрали гораздо большую кассу по сравнению с теми же голливудскими блокбастерами. Минкульт сейчас находится в очень выгодном положении, они могут апеллировать цифрами, говорить, что 2017-й год был прорывным для российского кинематографа, и это на самом деле так. Цифры очень хорошие по сборам. Если сравнивать с ситуацией двухлетней давности, все было гораздо хуже. В прошлом году «Нелюбовь», «Аритмия», «Салют-7», «Гоголь: Начало», «Последний богатырь», «Движение вверх» собрали хорошую кассу, даже опередили некоторые голливудские фильмы. Это хорошо. Но нужно чтобы была конкурентная среда. Например, если вы хотите, чтобы Россия стала лидером по виноделию и запрещаете вино из других стран, это неправильно. От этого ваше вино не станет лучше. Нужно смотреть шире: делать специализированные кинотеатры, программы, устраивать ретроспективы, кинопоказы, например, лучшие фильмы фестиваля «Сандэнс» или Каннского кинофестиваля. Позитивный пример: благодаря передаче «Вечерний Ургант» стал очень популярным кинокритик Антон Долин. Это редкий случай, раньше никто не знал ни одного кинокритика, а в последние годы Антона знают многие. Он ведет передачу на «Маяке», появляется на ТВ. Это очень классно, когда есть возможность послушать кинокритика. Вот так нужно развивать индустрию, а не коммерческими и политическими методами. Я против того, чтобы ограничивать прокат одних фильмов в пользу других. Я за то, чтобы расширять кинотеатры, чтобы было больше залов, чтобы качество обслуживания в них было лучше. Например, в Чите огромная проблема с кинотеатрами. Их мало, они очень маленькие. Даже самый большой зал, который в «Удокане», может взять ограниченное количество фильмов. Из-за этого многие фильмы не приезжают в наш город. В Улан-Удэ и Иркутске выбор гораздо больше. Я даже специально ездил в Улан-Удэ, чтобы посмотреть фильм, которого в Чите еще не было. Нужно, чтобы выбора было больше у зрителя, вот над этим надо работать.

Фото со страницы ВКонтакте

— Вы проводите киновторники, где рассказываете о знаменитых режиссерах и фильмах. Кто эти люди и каков возраст вашей аудитории?

— Это обычные люди, которые очень любят кино. Приходят вечером после работы посмотреть кино, обсудить, послушать интересные факты о любимых режиссерах. Наверное, там нет ни одного человека, который занимался бы кинематографом профессионально. Возраст примерно от 20 до 35 лет.

— А кто ваш любимый режиссер?

— Алексей Герман-старший. Именно во многом благодаря ему я полюбил кино как метод. Я посмотрел «Мой друг Иван Лапшин» в детстве, лет в 12-13. После этого сразу же посмотрел документальный фильм о съемках «Ивана Лапшина». Для меня было открытием, что кино это именно метод: поставленная камера, придуманный сценарий, актерам говорят, как двигаться… Тогда я понял, что кино это не просто история — это способ рассказывать истории; что можно по-разному это делать.

— Ваше мнение о фильме Германа «Трудно быть богом»? Кто-то говорит, что это его провал, кто-то наоборот, что вершина творчества.

— Очень тяжелая история с этим фильмом. Он тринадцать лет его снимал, и, как мне кажется, Германа погубило его отношение к работе: фанатичное стремление к полному погружению в кино, «верю — не верю», чтобы каждый звук, каждый кадр, каждый взгляд актера работал. Поэтому он так быстро сдал. Если бы относился к работе немножко попроще, то, может быть, пожил подольше. Работа просто нереальная. Я его за это и люблю. Почему я полюбил «Мой друг Иван Лапшин?» Ты смотришь кино, и не понимаешь, что это кино. Такая органика была в кадре, камера черно-белая, звуково насыщенно — как это все передано! Для меня это было настоящее удовольствие. А в «Трудно быть богом» это в десятки раз лучше сделано, и мне в этом плане фильм очень нравится, несмотря на затянутость. Смотришь на как полотно художника картину и наслаждаешься деталями, прорисовками.

— Кроме Германа, кого еще назовете среди своих фаворитов?

— Уэс Андерсон, Фрэнсис Форд Коппола, Квентин Тарантино, Дэвид Финчер. А вообще очень много режиссеров, которые мне нравятся.

— Топ-10 лучших фильмов 21-го века лично для вас?

— «Олдбой» (Южная Корея, 2003), «Отель «Гранд Будапешт» (США, Германия, 2014), «Безумный Макс: Дорога ярости» (Австралия, США, 2015), «Джанго освобожденный» (США, 2012), «Бесславные ублюдки» (США, Германия, 2009), «Старикам тут не место» (США, 2007), «Дитя человеческое» (США, Великобритания, Япония, 2006), «Амели» (Франция, Германия, 2001), «Апокалипсис» (США, 2006), трилогия «Властелин колец» (США, Новая Зеландия, 2001-2003).

— Недавно прошел «Золотой глобус», не за горами и «Оскар». Назовите ваших фаворитов в этой гонке в номинациях, пусть это будет прогнозом от Барадиева.

— Мне кажется, в этом году все будет более-менее понятно и справедливо. Я думаю, лучшим актером станет наконец-то Гари Олдман, который заслужил «Оскара» не только ролью Черчилля, но и всей своей фильмографией. У него есть невероятно крутые образы, одни из сильнейших в кинематографе, в частности, образ главного злодея, ублюдка, коррумпированного наркополицейского в фильме «Леон». Это самый мерзопакостный персонаж, который может быть, и он его очень круто сделал, просто невероятная работа. Лучшая женская роль — Фрэнсис МакДорманд за фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Лучшая мужская роль второго плана — Сэм Рокуэлл за этот же фильм. Лучшая женская роль второго плана — Эллисон Дженни за роль матери фигуристки Тони Хардинг в картине «Я, Тоня». Лучший оператор — Роджер Дикинс. Он рекордсмен, 14 раз номинировался на «Оскар» в своей номинации, но ни разу не получил. В этом году, думаю, он получит свою заслуженную награду за фильм «Бегущий по лезвию 2049». Лучший сценарий — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Лучший режиссер — Гильермо дель Торо за картину «Форма воды». Ходят слухи, что «Форма воды» один из претендентов на звание лучшего фильма 2017 года. Ну и лучший звук — это «Дюнкерк», звук там невероятно крутой.

— В этом году Андрей Звягинцев снова претендует на «Оскара», на этот раз с фильмом «Нелюбовь» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Как думаете, возьмет на этот раз?

— Проблема в том, что я не смотрел фильмы, которые конкурируют с «Нелюбовью» в этой номинации. Но думаю, что на волне харрасмента вполне может победить фильм «Фантастическая женщина».

— Не могу не спросить про КВН. Сейчас «Сборная Забайкальского края», которая является продолжением ваших родных «Гуранов», довольно успешно выступает, вот и в Высшую лигу прошли. Скучаете по КВН, или кино теперь для вас вечный приоритет? Как на вашем творчестве сказывается кавээновское прошлое?

— Я скучаю по «Гуранам», по друзьям, по нашим посиделкам, по работе, но понимаю, что этого уже не повторить. Очень радуюсь, что у меня была такая история. Это молодость, студенческие годы, и я очень этим дорожу — той дружбой, той семьей, которая у нас образовалась. Но это уже прошлое. Что-то у нас получалось, что-то нет. Не хотел бы, чтобы мы снова пошли в сезон, снова писать сценарии… Это все очень сложно. Мы уже стали другими, у нас другая жизнь, семейная в том числе. Появились другие амбиции, интересы, мы стали взрослее, стали немножко разными. Есть тоска по тем временам, команде, молодости, но, к сожалению, этого не повторить. Кино меня сейчас больше привлекает, но при этом я понимаю, что те знания, тот опыт, который у меня есть и который мне помогает в работе, был заложен благодаря КВН. Мы с Ромой (Роман Хлюстов тоже играл в «Гуранах», авт.) научились очень быстро работать. Наша кавээновская молодость пришлась на 2008 год, мы тогда попали на Первый канал в Премьер-лигу, и как раз это было время, когда в КВН стали внедрять видеоклипы. Мы были на этой волне, там нас научили эти клипы снимать. Интернет и соцсети были тогда не столь популярны, как сейчас, у нас не было в Москве знакомых, связей, мы жили в общежитии и снимали ролики, как могли, а вечером отдавали их на редактуру. Ролик длится 2-3 минуты, и он должен быть гораздо смешнее, чем у соперников. Там мы научились монтажу, темпу, научились нещадно вырезать материал, быть находчивыми, мобильными, очень быстро принимать решения. В этом плане КВН незаменим. Я пишу много сценариев для КВН, это не приносит больших денег, но твой мозг находится в невероятном тонусе. Ты должен собирать весь актуал, темы, мозговать, придумывать шутки, это крутая зарядка для мозга. КВН очень круто тренирует память, особенно словесную. Потому что при подготовке ты пропускаешь через себя огромное количество текста, благодаря этому память работает невероятно. Когда я учился в ЗИПСибУПК, я не ходил на пары, потому что постоянно ездил играть то в Сочи, то в Москву, но мне было достаточно сесть вечером, прочитать быстро три учебника по трем разным предметам и наутро все сдать, причем лучше других студентов. Преподаватели реально офигевали.

Фото со страницы ВКонтакте

Баяр Барадиев родился 10 сентября 1984 года в посёлке Могойтуй Агинского округа Забайкальского края. Окончил институт ЗИПСибУПК по специальности «юриспруденция». Бывший игрок команды КВН «Гураны». Резидент проекта O'MoG Group, автор проектов «Киновторник» и «Киноночь». Режиссер фильмов «Золото Чингисхана», «Реприза», «800 слов» (Гран-при II Байкальского фестиваля кино), «10 тысяч часов», «Главное, что не овца» (последние два фильма — участники программы Московского международного фестиваля авторского кино «Арткино»), «Стук» (фильм-победитель фестиваля «Арткино), сценарист фильма «Похабовск: обратная сторона Сибири», автор музыкальных клипов, рекламных роликов. Глава Союза кинематографистов Забайкальского края (с июля 2017 г.). Женат, есть сын.

Забрабочий

Новости