980x120

Фуэрдай: как живет«золотая молодежь» Китая

Фуэрдай: как живет«золотая молодежь» Китая

Тяжелая dolce vita, или За что в Китае не любят детей миллионеров.

В Китае есть особое название для детей богатых родителей — фуэрдай. Эта молодежь известна тем, что любит швыряться деньгами (в социальных сетях какое-то время гуляла история о том, как один из фуэрдай приобрел две штуки Apple Watch — для себя и своей собаки).

Фуэрдай (富二代) в буквальном переводе с китайского значит «богачи во втором поколении». Это золотая молодёжь, дети богатых родителей, часто партийных чиновников, живущие на широкую ногу – явление, привычное скорее для Запада, чем для КНР. В Поднебесной феномен фуэрдай воспринимается крайне неоднозначно.

Китай – страна, которая головокружительно разбогатела за последние 20 лет: если в 1995 году ВВП на душу населения составлял чуть больше $600, то в 2014-м он перевалил за $7500. Но, как это обычно бывает, богатство не распределяется равномерно. Журнал Bloomberg Businessweek рассказывает о тех, кто получил максимальную выгоду: о сверхбогатой китайской молодежи, которая является одновременно самой ненавидимой группой общества и – будущим нации.

Богатых молодых китайцев, которым деньги достались от родителей, называют «фуэрдай», или «богачи во втором поколении». Молодой богач занимается тем, что на своей Maserati развозит пассажиров самого дешевого тарифа Uber только для того, чтобы познакомиться с девушками, и на вопрос «Сколько у тебя денег?» отвечает: «Не знаю, больше, чем могу потратить».

Местная пресса, замечает Bloomberg, пишет о фуэрдай примерно как в США писали о Пэрис Хилтон десять лет назад, только еще хуже. Каждые несколько месяцев в китайских медиа вспыхивает очередной скандал вокруг фуэрдай: то девушка на фото сжигает пачку банкнот в 100 юаней, то молодой человек начинает махать пистолетом во время уличных автогонок, то кто-то фотографирует свою собаку хаски с двумя золотыми Apple Watch на передних лапах.

Над богатой молодежью издевается не только пресса. Компартия Китая рассматривает их как экономическую и даже политическую угрозу, а президент Си Цзиньпин в этом году посоветовал им «подумать о происхождении своего богатства и о том, как надо себя вести».


В Пекине есть Relay China Elite Association – специальный клуб, где дети китайских богачей могут знакомиться друг с другом.

Требования для вступления: взнос в размере 200 тысяч юаней ($31,5 тысячи) и подтверждение богатства в виде справки о налогах, уплачиваемых семейным бизнесом (должно быть хотя бы 50 млн юаней, или чуть менее $8 млн, в год).

У всех фуэрдай есть общая проблема, от которой они очень страдают: у них есть все, но их заслуги всегда списываются окружающими на счет их родителей. Кроме того, по их же словам, китайское общество всегда было склонно «ненавидеть богачей», и последние чувствуют давление. Из-за этого большинство фуэрдай стараются не бывать там, где бывает простой люд.
В 2011 году, отчасти из-за негативного отношения к богачам, элитный клуб Relay придумал ребрендинг для фуэрдай: они стараются называть себя просто «вторым поколением» («эрдай», без «фу»), или «чуангэрдай» («предприниматели во втором поколении»).

Замедление экономики Китая отразилось на молодых богачах, и сегодня, жалуются они, зарабатывать деньги сложнее, чем прежде.

По данным Boston Consulting Group, только в 2013 году граждане КНР инвестировали за границу $450 млрд. Опрос, проведенный в том же году, показал, что 64% богатых китайцев имеют другое гражданство или хотят эмигрировать.

Отчасти фуэрдай, судя по тексту Bloomberg, – потерянное поколение. Они могут купить себе все, но не знают, чем они хотят заниматься.

«У меня на самом деле нет плана», – признается молодой человек в Maserati. Зачастую, не желая всегда оставаться в тени своих родителей или увлекшись роскошествами жизни, они отказываются управлять семейной фабрикой одежды или заводом по производству зубной пасты. Учитывая, что компании богатейших семей Китая составляют 85% всех негосударственных предприятий в стране, это нежелание – проблема для экономики.

Как Китай будет ее решать, покажет время. Но в ситуации, когда экономика тормозит, фактические цифры изрядно недотягивают до желаемых, а руководство страны ищет козлов отпущения, фуэрдай оказались в опасном положении: им придется оправдывать свое существование и доказывать, что они думают не только о деньгах.

АРД

Новости