980x120

Саяна Шухэртуева: «Мы живем в самом прекрасном уголке мира...»

Саяна Шухэртуева: «Мы живем в самом прекрасном уголке мира...»

Член Союза художников России, заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа, многочисленный лауреат международных фестивалей Саяна Шухэртуева (на снимке). Ее произведения хранятся в фондах музеев и частных коллекциях России, Франции, Америки, Финляндии. В интервью знаменитая художница рассказала о том, чем и как вдохновляется, о своей предстоящей выставке и о многом другом.

 Саяна Владимировна, что повлияло на выбор Вашей профессии?
— Сколько я себя помню, столько и рисую, для меня это было совершенно естественно. К концу учебы встал 
вопрос: куда поступать? Я много думала, рассматривала археологию, биологию. Как-то к нам в гости заглянула мамина подруга Светлана Ламожаповна, она и сказала: «Что тут думать-то? Я как приду, так ты все время рисуешь, ты художником должна стать!». И тут меня осенило, правда, ведь без этого я жить не могу. Рисовать для меня настолько естественно, что я даже не задумывалась о том, что это, возможно, моя будущая профессия. После окончания школы я поступила в Читинское музыкальное училище, где получила профессию художника-дизайнера, после обучалась старобурятской живописи в Улан-Удэ. С детства увлекалась росписью, орнаментами, и до сих пор это любопытство у меня осталось. Я исследую различные символы, это бесконечно интересно. 
— В Ваших работах, в основном, прослеживается дивный образ женщины-богини. А также я заметила много морской темы. Почему? 
— Женская тема присутствует, наверное, от того, что я сама женщина. У бурят существует культ женщины-матери, и он был всегда. В эпосе «Абай Гэсэр» представлен мощный персонаж, женский образ Манзан Гүрмэ Эхэ, который очень почитается. История Чингисхана тоже всем известна: его мать Оэлун, супруга Бортэ, — те люди, к советам которых он всегда прислушивался. Поэтому образ женщины в бурятской культуре обособлен и возведен на некий «пьедестал» как матери и воспитателя. Если в любой культуре мужчина-добытчик, то женщина – родительница и воспитатель детей. Я считаю, что эмоциональная атмосфера создается женщиной, от нее многое зависит, как жизнь отдельной семьи, так и в целом общества. 
Про море. Это интересная история. Я очень люблю море, считается, что все буряты пришли с Байкала, это наша прародина. И как-то лет пятнадцать назад я ездила в сторону Хара-Шибири. 

Впервые проезжая те места, я заметила, что там горы не похожи на наши местные сопки, они другие — будто вода убывала. Проезжая мимо, я услышала шум морской волны. А потом я наткнулась на исследование забайкальского ученого (фамилию не помню), она исследовала местный ландшафт и пришла к выводу, что когда-то на территории округа существовало семь морей, представляете? И это все не зря! Существует некая генетическая память, которая остается в нашем сердце, душе. Поэтому тема воды, моря, рыб и ракушек для меня волнительна, и это находит отражение в моих работах.
— Скажите, как Вы вдохновляетесь на создание новых работ?
— С самого детства чем-то увлекалась, мне все было любопытно и интересно. По мере взросления я начала исследовательскую работу. Мне интересна тема моего народа, чем и как мы жили, почему так жили? Это меня вдохновляет. Я убеждена в том, что мы живем в самом прекрасном уголке мира. У нас чистый воздух, красивая природа. Сталкиваясь в жизни с людьми разных профессий, национальностей, деятельности, приходишь к мысли, что свое, родное лучше всего. 
— Сколько примерно времени уходит на Ваши работы?
— Совершенно по-разному. Можно создать что-то за два часа, а, бывает, что годами работа стоит не законченная. Присматриваешься, добавишь что-то, и она дальше живет своей жизнью. Работа может годами идти, а потом – раз, и щелкнет! Как будто цикл завершился, и ты понимаешь: все, работа окончена.
— У Вас также есть мастерская по производству кукол. Расскажите об этом.
— Деятельность мастерской сейчас приостановилась, думаем в будущем возобновить. А вообще тема кукол очень интересна. У любой народности существовали куклы, и они выполняли разную роль. Игровые, конечно, для детей, но также куклы, которые несли особый мистический смысл, согласно традиционным верованиям. Как, например, у бурят – куклы-онгоны (обиталище для духов – прим.ред.). Создавая куклы, я обязательно делаю их парными: маму и папу, чтобы семья была полной. А есть куклы-паломники, символизирующие образ отшельника, человека, который постоянно духовно работает над собой. Иногда человеку нужно уединиться, например, делая в дацане гороо, он остается с самим собой, со своими мыслями, молится о близких ему людях, и в этот момент соединяется со вселенной, происходит взаимообмен энергиями. Вот такой смысл несут мои одиночные куклы. 
— Тяжело ли Вам расставаться со своими работами, когда находится покупатель?
— Да, есть у меня несколько работ, с которыми пришлось тяжело расставаться. Потому что они рождались с большой радостью или болью, я как будто бы переживала и «пропускала» их через себя. Моя любимая работа «Хунхур» была высоко оценена коллегами. Я возила картину на выставку в Иркутск, сейчас она «поехала» на региональную выставку, но принадлежит картина другу нашей семьи Батору Доржиеву. Дело в том, что когда мы с мужем (Владислав Монтоев – прим.ред.) создавали театр «ДалиТЭ» было сложно. Вообще, что-либо создавать всегда тяжело. И вот театр вовсю уже работал и 
вместе с тем, он стал довлеть над творчеством. То есть, там стало много именно бумажной работы: отчеты, планерки бесконечные и так далее. А когда ты находишься в творческом процессе, это начинает раздражать, ведь начатое творение останавливается. Поэтому мы с мужем решили отдать свое «детище» в надежные руки. Долго думали и пришли к решению, что этот человек Батор Доржиев. Я, в свою очередь, ему пообещала, если он согласится стать директором театра, я подарю ему любую свою работу. И так получилось, что он выбрал именно ее, картину «Хунхур». Тут уж я ничего не смогла поделать, и пришлось отдать свою любимицу (смеется).
— Какие материалы и инструменты Вы используете в своей работе?
— В графике это всегда акрил. Опять же моя любимая стихия — вода, я использую водные материалы: акварель, гуашь, тушь. Масляные краски не очень люблю. В декоративно-прикладном искусстве работаю с природными материалами: камень, кожа, 
войлок, веревки — все те материалы, которые использовались с древности.
— Саяна Владимировна, кто Вам из художников близок?
— Очень нравится творчество бурятских художников Бато Дугаржапова, Аллы Цыбиковой, Александра Дугарова. У них глубокий, многомерный мир, можно сказать, выстраданный. Аллы Цыбиковой, к сожалению, с нами нет, но, несмотря на болезнь и мучительные боли, она продолжала творить. Работы Бато Дугаржапова высоко ценятся во всем мире. В детстве, покинув родные края, вдали от родины (живет и работает в Москве – прим.ред.), он сам себя воспитал. Несмотря на то, что он принял христианство, а он известен тем, что расписал множество крупных православных храмов, я в его работах вижу настолько бурятскую душу, что её не вытравишь ничем! Богатство красок и его манера легкой передачи красоты восхищает. Из мировых мне нравится Фрида Кало, замечательная мексиканская художница.
— Чем любите заниматься в свободное время?
— Люблю слушать музыку, готовить разные блюда, смотреть фильмы и сериалы.
— Какие?
— О человеческой душе. Например, «Булаг» Солбона Лыгденова, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Возвращение» Педро Альмодовара, «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли, а ещё триллеры. Один из моих любимых актеров — Энтони Хопкинс. Завораживает его персонаж в фильме «Молчание ягнят», «Ганнибал». В общем, 
люблю фильмы, где нужно думать и разгадывать. 
— Творчество – Ваш основной заработок?
— Да, это мой основной заработок. 
— О предстоящей выставке-продаже. Что будет представлено ценителям искусства на этот раз?
— С 13 по 19 декабря в выставочном центре «Забайкальский» г.Чита, ул.Ленина, 1, пройдет ярмарка изделий мастеров, где я представлю свои работы. Затем я планирую устроить предновогоднюю продажу своих новых работ в Агинском. Это замечательная возможность приобрести душевный подарок к празднику своим друзьям и близким. Приглашаю земляков на предстоящую выставку, дата и место проведения будут известны чуть позже.
— Спасибо за беседу.

АП

Новости