980x120

Дочь степей Намгар

Дочь степей Намгар

фото Евгения Епанчинцева

В начале октября Забайкалье с гастролями посетила всемирно известная московская группа «Намгар». Гастроли в родном крае солистки группы Намгар Лхасарановой завершилось ярким выступлением в Забайкальской краевой филармонии под говорящим названием «Кочевница». Встретиться с певицей удалось и нашему корреспонденту.


— Как прошли гастроли по малой родине?

— Я счастлива, что в этом году мне удалось не только побывать на земле предков, но и поделиться своим творчеством! Здесь меня приняли с материнской теплотой и отеческой заботой. Не только люди, но и сама родимая земля подпитывала меня все эти дни. Конечно, я люблю Москву, но моей «колыбелью» все-таки являются агинские степи. Именно поэтому для меня здесь всегда и небо выше, и солнце ярче, и воздух чище, и вода вкуснее...

— Бурятская девушка родом из Кункура, с детства любившая петь, и русский парень из Улан-Удэ, обожавший музыку. Вы согласны с тем, что эта случайная встреча когда-то оказалась судьбоносной?

— Думаю, это действительно так. Без Жени не было бы меня сегодняшней. Он тот человек, который безоговорочно поверил в меня, взял за руку и повел к успеху. Он стал мне не только супругом, суженым, но и единомышленником, другом, продюсером, менеджером. Евгений — основатель группы «Намгар», её директор и администратор. Более того, мой супруг — творческий стержень нашего коллектива, хотя я и солистка, так как он прежде всего первоклассный музыкант и композитор. Я до сих пор не перестаю удивляться его способности воспринимать нашу бурятскую традиционную музыку как-то по-особенному. Его уникальное видение народных мелодий и рождает то творчество, которое мы представляем миру.



— Последний раз мы с Вами, Намгар, встречались 12 лет назад, когда группа находилась практически в начале своего пути. Чего удалось достичь за это время?

— Мы очень много работали, пробовали, экспериментировали в новом направлении, в итоге этих поисков у нас сложился достаточно богатый и необычный репертуар. За это время произошло столько случайных встреч, которые в дальнейшем переросли в дружбу, содружество, творческое партнерство. Все они переплелись в яркое полотно событий, счастливых моментов, которые продолжаются и сейчас. Так, в 2009 году мы выпустили альбом «NOMAD» («Кочевник»), с которого начались активные эксперименты слияния традиционной и современной музыки вместе с зарубежными коллегами.

В 2012 году в Германии, в городе Ганновер, у нас вышел альбом под названием «Рассвет праматерей» («The Dawn of the Foremothers»), продюсером которого стал известнейший музыкант и композитор Маркус Рейтер. На наши песни он записал настоящую симфонию, которую можно назвать магической. Конечно, такой эмбиентный альбом предназначен не для всех, а только для особых ценителей (эмбиент — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра – авт.).

Два года спустя приглашение о создании совместного проекта к нам поступило от норвежских коллег. Они взяли на себя выпуск нового совместного альбома «Нордик Намгар» («Nordic Namgar»), который стал мультиэтническим бурятско-норвежским проектом. Нашим продюсером тогда стал известный музыкант и композитор Уле Йорн Мюклебуст. Я считаю, что в результате такого необычного творческого союза поклонники мировой музыки только выиграли, обретя новые потрясающие композиции.

Казалось бы, два совершенно разных музыкальных проекта сегодня продолжают жить на разных сценах.


— Вы много гастролируете за рубежом. Означает ли это, что этническая музыка там ценится больше?

— Наше направление музыки на Западе называют мировой музыкой «WORLD music», являющейся популярной, давно известной в других странах. Но в России оно только на начальном пути. Для многих такая музыка непривычна, поэтому к ней прислушиваются все еще настороженно. Но мы с мужем Евгением считаем, что любая музыка имеет право на существование, так же как и сама жизнь во всех своих проявлениях. Бурятский традиционный фольклор есть и будет, и это замечательно! Но этническая музыка намного шире, гибче, она богата своим разнообразием жанров: этно-джаз, этно-рок, этно-поп, этно-фьюжн и другие — и при этом не теряет своей смысловой нагрузки. Мы также строим наше творчество на наследии кочевых народов Монголии, Бурятии и Южной Сибири. Через песни-сказания, праздничные плясовые и степные протяжные песни мы стараемся раскрыть слушателю суть души кочевника и его неразрывной связи с природой и предками. Передать это душевное состояние нам помогают народные и современные музыкальные инструменты: хомус, ятага, чанза, морин хуур, скрипка, электрогитара, барабаны… С удовольствием и большим интересом иностранцы знакомятся с бурятской культурой: в Канаде, США, Франции, Германии, Голландии, Норвегии, Малайзии, Китае и других странах, которые мы посетили в рамках гастрольных туров.

— Перед исполнением каждой песни Вы рассказываете ее предысторию, ее рождение. Это важно для Вас?

— Конечно, важно не только для меня, но и для слушателя. Так как каждая песня — это маленькая история, раскрывающая чью-то жизнь, чувства, ожидания, опасения. И через них, особенно если они народные, можно узнать те или иные традиции бурят и монголов. Мои комментарии помогают слушателю лучше понять и погрузиться в нашу музыку, музыку кочевых народов в новом звучании.

— Расскажите немного про других участников группы.

— Как вы уже знаете, неизменным участником группы является мой супруг Евгений Золотарев, виртуозно владеющий игрой как на народном инструменте чанзе, так и на современной бас-гитаре.

В состав группы теперь входит и наш сын Тимур, последовавший по родительским стопам. Он у нас гитарист. Правда, понял свое призвание лишь после окончания университета по другому направлению. Теперь в свои 25 лет он наверстывает упущенное.

Партии ударных инструментов мы доверили одному из лучших барабанщиков Сергею Баеву родом из Нерчинска. Как музыкант он очень востребован в Москве, его везде приглашают. Он играл у Аниты Цой, Валерии, Ольги Кормухиной. И то, что он выступает с нами, большая честь для нас.

Кроме основного состава мы постоянно приглашаем и других музыкантов, игра которых так или иначе обогащает нашу музыку.

— Спасибо за интервью.



Забрабочий
Новости