980x120

Поставтономная жизнь Агинского округа: Эмоции в сторону.

Поставтономная жизнь Агинского округа: Эмоции в сторону.

К написанию статьи-размышления меня натолкнули многочисленные комментарии наших читателей на сайте «Агинское24» в адрес Баира Баясхалановича Жамсуева, а также многочисленные разговоры с земляками в ходе случайных и неслучайных встреч в командировках по нашему округу или по пути на работу, домой.

Комментарии и высказывания в ходе бесед с жителями округа нередко носили чересчур эмоциональный характер, а где-то они были и оскорбительными: – «Он нас слил, продал, сдал, кинул и так далее и тому подобное».

Спрашивали и моего мнения: – «А ты что думаешь, почему молчишь?».

Некоторые «горячие головы» даже обвинили меня в холуйстве, лизоблюдстве и даже, страшно сказать, в родственных связях с Б.Б.Жамсуевым и, что я, соответственно, действую по его указке. Уверяю вас, это не так, успокойтесь.

Предвидя новые комментарии агинчан, сразу скажу: — «критикуя, предлагайте свое. Не скатывайтесь на «банальщину» словесных плевков из-за угла».

Ну, а что мне ответить? Да, я тоже был свидетелем объединительных процессов, как и вы (многие из вас даже голосовали за объединение), поэтому сегодня расскажу о своей точке зрения.

Начнем с того, что меня коробит от грубого клеймения Б.Б.Жамсуева. Я оцениваю его исключительно как руководителя, как политика. Тем более, в последние полгода в различных СМИ пошла мощная информационная атака на личность Б.Жамсуева, зачастую не оправданная, а его слова с различных деловых и общественных встреч, зачастую вырваны из контекста, что формирует неправильное понимание общего смысла, сказанного им.

Лично я ратую за то, чтобы люди, наши земляки трезво оценивали его роль в истории Агинского Бурятского (жаль уже не автономного) округа. И своего мнения я вам, уважаемые читатели, не навязываю. Думайте сами. Много было сделано им и его командой, и мы порой об этом забываем. А зря.

Личность Б.Б.Жамсуева в масштабах округа (и не только нашего с вами округа) всегда вызывала интерес, а в последние годы в связи с началом анализа результатов объединения вызывает еще и многочисленные споры. Это я считаю нормальным. Если у человека, тем более мужчины, нет «врагов», значит он практически и не жил. А Б.Жамсуев, надо признаться, жил и работал не только ради собственного живота.

Рассуждая более глобально, стоит отметить, что округ на современном его этапе построил он, что бы не кричали недовольные. Он и именно он. Построил его под девизом: «Все, кто не со мной, тот не с нами», без лишней сентиментальности задвигая в сторону заплесневелых ретроградов, видевших в округе лишь свою вотчину, где можно «править» по принципу «лишь бы усидеть». В то время это было необходимо, оправданно. Нужно было двигаться вперед, впрочем, как и сейчас, переосмыслив итоги столь неудачного эксперимента, как укрупнение регионов.

Я помню, еще, будучи старшеклассником, каким был наш поселок, округ. В обществе царили депрессивные настроения. Продажа алкоголя на каждом углу, из каждой дыры, усугубляла падение моральных и нравственных устоев канувшего в Лету коммунизма. Безработица была повальной, Задержка и невыплата заработной платы были привычным делом для наших родителей. В обиходную речь прочно вошло словечко, точно отражающее дух того времени – «трансферт» (в смысле деньги), отсюда – «пришел трансферт», мы ждем трансферт» и так далее. Начальники разных организаций, которые переходили из государственной собственности в частные руки, шантажировали друг друга, выбивая долги именно этим термином – «трансферт». От всех их действий страдал простой народ – мы с вами.

Различные забастовки, в основном бюджетников, стали неотъемлемой частью действительности и болезненного перехода от социализма на «высшую» ступень социально-экономического развития – к дикому капитализму. В общем, проблем хватало. Впрочем, как и сейчас, но нынешние трудности, не чета старым.

Многое изменилось с его приходом, многое, причем в лучшую сторону.

Помню, как в далеком уже 1993 году Б.Жамсуев баллотировался в депутаты Государственной Думы, а спустя четыре года на пост главы администрации АБАО. Помню, как он заручился поддержкой И.Д.Кобзона (это тоже нужно суметь) и они долгие годы работали в связке.

А еще я помню, как начал активно развиваться наш округ, развернулось мощное строительство объектов социальной инфраструктуры, как дети в школах стали учиться по новым, современным учебникам, в больницы и поликлиники стали завозить необходимые медикаменты, аппаратуру. Помню, как агинские студенты, находясь в других городах, с гордостью отвечали, что они из Агинского Бурятского автономного округа.

Было много хорошего. Но людям свойственно ошибаться и забывать все хорошее. И мы забыли. Мы забыли, что детсады, в которые ходят наши дети благополучно работают, поражая своим видом и оснащенностью, приезжих гостей. Помнится, как один житель Улан-Удэ, переехав в Агинское на постоянное место жительство, был в состоянии шока, когда увидел потрясающую инфраструктуру одного из детских дошкольных учреждений поселка Агинское.

Мы забыли, что работают школы, дома спорта, дома культуры, функционируют дороги и многое другое, все то, что было построено при нем, человеке, которого мы сейчас поливаем грязью. Мы забыли, что сейчас пользуемся благами, доставшимся нам в наследство от золотой эпохи автономного округа.

К сожалению, Б.Б.Жамсуева запомнили по последнему действию – по процессу объединения с неблагополучным регионом, Читинской областью, в итоге, получив еще одну, дополнительную депрессивную территорию – Агинский округ.

Уже тогда, в начале кампании по объединению, у меня было устойчивое мнение, что это постепенное начало мучительного конца (который продолжается), что округ, в его благополучном виде уже не вернуть, возможно, никогда. Что меня тогда раздражало, так это поведение части наших жителей, которые стали носиться с идеей и утверждать, что новый единый регион, это всеобщее благо и панацея от всех социально-экономических болезней, которыми недомогала область – дескать, поможем и заживем еще лучше. Но как говорится «от добра, добра не ищут».

Другая часть расколовшегося агинского общества понимала, что ничего хорошего объединение не сулит – оно носит силовой характер, по примеру других регионов. Тем более, что округу нечего было дать в экономическом плане. На территории округа даже в советское время не были расположены крупные промышленные предприятия, за исключением Орловского ГОКа. Что «Боливар» под новым «именем» Забайкальский край, не выдержит двоих.

Конечно, спустя 11 лет после объединения, легко сойти за прорицателя, но выводы делать уже пора. Укрупнение регионов негативно отразилось на социально-экономическом благополучии округа, люди стали покидать родные места, уезжать на заработки кто куда. Заколоченные окна брошенных домов вновь перестали шокировать как местных, так и гостей селений округа. К праздничным пьяницам, добавились пьяницы от безысходности, они не вписались в новые реалии, не смогли или не захотели. Оставим это социологам. Люмпены снова стали «гармоничной» частью городского и сельского ландшафта, как в 90-е годы. Вернулись задержки зарплат. Бюджетники все чаще стали обращать свой взор на хлебные места, в погоне за длинным рублем. Это и многие другие нехорошие моменты — часть нашей современной, поставтономной жизни.

Но не все так плохо, на мой взгляд. Меня постоянно гложет мысль, что в реальности могло быть еще хуже, чем есть на самом деле. Ведь силовой сценарий объединительного процесса мог быть и более жестким. Нас просто поставили перед выбором, либо так, либо вообще ничего. И, на мой взгляд, что округ сохранился, хоть и с потерями, это заслуга Б.Жамсуева. Кто-то воскликнет – сомнительное достижение. Уверяю вас, это самое, что ни на есть достижение. Особенно исходя из реалий того периода.

Он просто не мог хлопнуть дверью и уйти. Ему было важно сохранить все то, что было «завоевано» в годы автономии, все то, что было построено им. Что в принципе он и сделал. И делает до сих пор.

Почему до сих пор? Кто-нибудь из вас навскидку вспомнит или пусть «погуглит» ради интереса, сколько еще бывших руководителей объединенных округов столь активно участвует в жизни своих административно-территориальных образований и после объединительных процессов, как Б.Б.Жамсуев? Лично я не нашел ни одного такого.

Более того, некоторые из экс-руководителей некогда автономных субъектов, уйдя на повышение в другие регионы, порвали все связи с «альма-матер». Кто-то вообще уехал из страны на ПМЖ в другое государство.

Б.Жамсуев остался, пусть и в должности сенатора Совета Федерации, или как высказался один «остряк» — в должности свадебного генерала. Да, пусть так! Пусть хоть в любой другой должности, статусе и так далее.

Его частые визиты домой свидетельствуют, что ему не все равно. Что ему не наплевать на дальнейшую судьбу Агинского Бурятского округа и, соответственно, на нас с вами. И дальнейшая жизнь округа также связана с его именем, хотим мы этого или не хотим, но это так.

Автор:
Зорикто Олзоев. Фото: Интернет.
Новости