980x120

ОНИ ДОСТОЙНЫ ПАМЯТИ АГИНЦЕВ (окончание)

ОНИ  ДОСТОЙНЫ  ПАМЯТИ  АГИНЦЕВ (окончание)

Под руководством Берчака К.В. в предвоенное и военное время артель достигала больших производственных успехов в выполнении государственных планов. По свидетельству Тугдумова Д., артель в 1937 году была переведена из неуставных в уставные. Что это означало в то время? Трудпоселенцы, лишённые основных гражданских прав, становились полноправными гражданами страны. Председатель артели получал право кого оставлять в артели, кого отправлять на принудительные работы в другие места. Это право он часто использовал в годы войны. Так, сначала в Красноярске, потом в Томске и Соликамске Пермского края оказался Болотов Нима, в Красноярске и Томске трудился Гомбоев Даба, а Бабуев Дыба в рыбколхозе у Норильска. И с 1943 года ссыльных мужчин стали отправлять на фронт. За трудовые успехи в войну почти все члены артели в декабре 1947 года были награждены медалью «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в том числе наши земляки. Гомбоев Даба работал трактористом, Гомбоева Санжин на кирзаводе, Аюрзанаева Санжит на ферме, Мункуева Мэдэгма на птицеферме, Самбатов Мишикдоржи в животноводстве, …

С 1956 года артель «Новая жизнь» объединили ещё с тремя артелями и создали колхоз им. Н.С. Хрущёва. Это уже другие времена и люди. Началась хрущёвская реабилитация репрессированных и многим ссыльным разрешили возвратиться в родные места. Это время начало строительства Красноярской ГЭС. Земли Даурского района попадали в зону будущего водохранилища. В 1962 году Даурский, Балахтинский и Новосёловский районы были объединены в один район – Балахтинский. В августе 1966 года Исполнительный комитет Балахтинского райсовета исключил из административно-территориального деления многие уже бывшие деревни.

Жители Жулгета, выехавшие на родину, долго друг с другом общались в письмах, вспоминая свою поселенческую молодость, называли деревню у берегов Енисея дорогим и милым сердцу местом, о том, как дружно жили и трудились в то время. Некоторые письма наших родителей сохранились у нас, бывших уроженцев этих мест. Вот что вспоминала Евгения Александровна: «Наше поколение умело жить и радоваться: заново обустраиваться, рожать детей, защищать Родину, не таить зла. Ведь мы были молоды.»

В статье отметим самых заметных жителей Жулгета, наших земляков. Первым назовём Тугдумова Дугардоржи (1889-1968), самого грамотного в то время. Он родом из Уроная, из семьи скотоводов. С девяти лет учился в Агинской бурятской начальной школе четыре года, затем ещё три года в Читинском городском училище. В 1908 году побывал в Пекине. До 1917 года трудился вместе с двумя братьями в хозяйстве отца. В 1917-1920 годах учительствовал в Ульдургинской школе. С 1923 года народный судья, следователь Агинского аймака, был делопроизводителем аймачной больницы. В 1930 году аймачным судом осуждён на два года, как он пишет, «за разбазаривание имущества». Попал в Верхнудинскую ИТК. Его родители и семья как кулаки в 1931 году за неуплату индивидуального налога высланы в Красноярский край. После отбывания наказания в 1933 году присоединился к высланной семье. Некоторое время учительствовал в Смоленской школе, по требованию комендатуры работал ликвидатором безграмотности. До 1956 года трудился счётоводом-кассиром в артели «Новая жизнь», награждён медалью в 1947 г. В 1956-1963 годах был на этой же должности в Агинском дацане. В последние годы жизни он добивался трудовой пенсии, так и её он не получил. Дочь Марина Дугардоржиевна живёт в Амитхаше.

В артели «Новая жизнь» бухгалтером трудился Дугаров Боргодоон (1914-1963), сосланный с родителями в 1931 году. Вернулся с семьёй в 1956 году на родину и до конца жизни трудился бухгалтером в колхозе «Путь Ильича» (Цаган-Оль) Могойтуйского района. Здесь живут его дети и внуки.

Слева Дугаров Б.(1914-1963) и Тугдумов Д.(1889-1968), бухгалтер и счётовод-кассир артели «Новая жизнь».


Очень тяжело сложилась судьба ссыльнопоселенца из Жулгета Болотова Нима (1920-1995). Несмотря на превратности жизни, он сумел до конца сохранить человеческое достоинство. Из письма его внучки Добрыниной Ольги из г. Пермь, работающей заместителем директора краевой филармонии, «Мой дед Болотов Нима» узнаём много интересных фактов жизни этого человека. Он родом из Шеностаевского сомона или булака Агинского аймака, родители занимались скотоводством и имели крепкое хозяйство. В 1931 году имущество семьи конфисковали и сослали в Красноярский край. Болот с матерью, дедом, братом и сестрой оказался сначала в Двуречье, потом в Жулгете. С началом войны его забрали работать на заводе в Красноярске, Томске и Соликамске Пермской области. Там за браки в заготовке деталей как вредителя, сына кулака и врага народа посадили в тюрьму. В конце войны, осенью, как безнадёжно больного выбросили на городскую свалку умирать – и он сумел выжить. Сердобольные жители соликамской деревни подняли его на ноги. Сумел устроиться на работу в местном ИТЛ, где работал до выхода на пенсию, и летом 1945 года женился на Митраковой М.М. Вместе вырастили пятерых детей, у них девять внуков и четырнадцать правнуков.

С возрастом он очень скучал по родине, вечерами сидел перед портретом матери, написанным тюремным художником на брезенте по её фотографии, и на родном языке разговаривал с ней.

В конце письма Ольга пишет: «Не осталось никаких контактов с родными сестры дедушки. Может быть у неё были дети, внуки? Вот их разыскать? Я готова съездить на родину дедушки, показать своим детям этот край. Я никогда не была в Забайкалье».

Болотов Нима (1920-1995) с женой Митраковой М.М.(1927-2003) с дочерью Анной Нимовной и её детьми – в центре внук Кирилл, на руках внучка Ольга. Соликамск, 1982 г.

Номтоева Дарима, мать Болотова Нимы. Рис. на брезенте. Внучка Ольга хранит как бесценную реликвию.

Гомбоев Даба (1920-1990).

Гомбоева Санжин (1919-2005), жена Гомбоева Даба.

Самбатов Мишикдоржи (1910-2000).

Бабуев Дыба (1915-2008).

Дашидондокова Максарма (1922-2010), жена Бабуева Дыба.

Аюрзанаева Санжит (1916-1983).

Дашидондокова Максарма (1922-2010) и Мункуева Мэдэгма (1916-2004).


Как сложилась жизнь бывших жителей Жулгета по возвращения из ссылки?

Семья Гомбоевых Даба(1920-1990) и Санжин(1919-2005) вернулась в 1957 году из деревни Нежа, устроились в Оловяниннском районе, работали чабанами в совхозах «Улятуйский» и «Единение» до выхода на пенсию. Дети и внуки их живут, трудятся и учатся в Агинском и Могойтуйском районе.

Самбатов Мишикдоржи(1910-2000), уроженец с. Арын-Нур Хилокского района, выехал оттуда 1955 году, до пенсии работал в овцеводстве. Последние годы прожил в Улан-Удэ.

Мункуева Мэдэгма(1916-2004) с мужем Мункуевым Дылык вернулись в 1956 году и оставшуюся жизнь посвятили догойской ферме. Дети и внуки в Могойтуйском районе.

Аюрзанаева Санжит(1916-1983), отработавшая дояркой тринадцать лет в артели «Новая жизнь», до 1980 года доила коров на МТФ колхоза им. Ленина (Кункур).

Семья Бабуевых Дыба(1915-2008) и Максарма(1922-2010) в 1955 году вернулась из Норильска и посвятила себя чабанскому делу в зугалайском колхозе Могойтуйского района. Их дети и внуки в Улан-Удэ, Могойтуйском и Оловяниннском районах.

Это только те, кого знаем и общались. Таких как они и с подобными судьбами тысячи агинцев, невинно обвинённых и наказанных государством и сумевших выжить, сохранить своё человеческое достоинство и честь своих предков – быть людьми труда. Все они достойны памяти агинцев как безвинно осуждённые и наказанные. Их жизненный пример должен привить у молодёжи гражданский иммунитет к подобным прецедентам в будущем.

Внуки и правнуки сохраняют и берегут память о своих родных людях. Тут приходят в ум слова из воспоминаний 91-летней Евгении Александровны, которая ещё в товарняке услышала от соседа: «То, что мы страдаем – это понятно, но от этого будут ещё страдать наши дети и внуки». Времена и правители уходят, а трагизм тех страшных лет не угасает.

Трудное и небыстрое дело возвращать историческую правду. Она нужна тем, кому необходима – не только наследникам репрессированных, власти, чтобы не повторять подобные ошибки в политике, но и растущим поколениям, чтобы «не наступать на грабли» будущих времён, уметь извлекать уроки для себя из прошлого.

Сделано немало со времён распада СССР в реабилитации безвинно наказанных. Установлен Всероссийский день памяти жертв политических репрессий, создан Музей ГУЛАГа, в городах и посёлках воздвигнуты памятники и стены памяти, работают отделения общества «Мемориал», изданы Книги памяти, проводится акция «Возвращение имён», с 2014 года гражданская инициатива «Последний адрес», с 2015 года интернет-проект «Бессмертный барак», …

Инициативная группа из бывших жителей Даурского района, затопленного в водах Красноярского водохранилища, своими силами и с помощью меценатов в 2013 году соорудили памятник «Камень памяти» в знак уважения и благодарности всем жителям, местным и трудпоселенцам из более сорока деревень Даурского района, существовавшего в 1935-1962 годах. И в социальной сети ОК создана группа «Наша малая родина – Даурский район», 1789 участников. Активисты, патриоты малой родины, собирают фотографии, воспоминания, письма и проводят встречи, мероприятия с земляками и совершают экскурсии по Красноярскому морю. Они помнят агинских и ищут встречи на полях Интернета. Помогли написать эту статью своими материалами и фотографиями.

По примеру красноярцев мы могли бы создать инициативную группу и найти место для сбора документов, фотографий, писем и другие артефакты, которые ещё могут быть на руках, и проводить какую-то исследовательскую работу.

Пользуясь высоким авторитетом данной конференции, обращаемся к общественным организация, предпринимателям, органам местной власти и просто неравнодушным гражданам найти подходящее место в окружном центре для установки памятного знака в уважения дел и поступков всех бурят, безвинно наказанных в 30-ые годы. Ведь в Аге и за её пределами нет бурятской семьи, не задетой трагедией этого времени.

Завершаем словами Президента РФ Путина В.В., сказанными в 2007 году: «Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось».

Автор:
П.А.Аюрзанаев, ветеран педагогического труда. Июль 2019 года.
Гарфилд
19:29
-1
Тем гаврикам которые кукарекали на меня в прошлом посту попрошу сюда — aginskoe24.ru/articles/1112-oni-dostoiny-pamjati-agincev.html
Гарфилд
19:29
Мне интересна ваша реакция )
Бармалей
23:57
о, котяра облезлый обьявился! Ты где шарился?
Гарфилд
19:59
Про облезлого — попрошу не оскорблять, а насчет того где я шарился думаю это неважно.
Что то многовато тапков не находите?
Бармалей
12:57
Котов которые срут в тапки, тычат мордой в эти самые тапочки. Естественная ответная реакция.
Гарфилд
19:33
-2
За статьи спасибо но было бы неплохо установить также памятники людям которые развивали нашу родину, а также убрать подобное: «Ведь в Аге и за её пределами нет бурятской семьи, не задетой трагедией этого времени» — ведь это немного не так
+ завершать словами Путина в нынешних реалиях не слишком актуально — хоть я и придерживаюсь нейтральной оценки данного персонажа
Гарфилд
19:34
-1
я не говорю отказываться от установки данного памятника а всего лишь добавить еще одну
Гарфилд
19:37
-1
а также было бы неплохо если бы наша власть занималась не только созданием памятников и организацией спортивных мероприятий — но и поддержкой населения — рабочие места и т.д
21:32
+1
А может сразу запретим жить до старости? Это я к чему веду, в этой статье фигурирует всего один вопрос (как и в прошлой статье), а ты пытаешься отклониться от этого вопроса в другую сторону. Не спорю, дискуссия стоила бы свеч, если автор поставил вопрос: «Памятники для культуры или о памяти — что важнее?». Но тут всего один вопрос. И очень болезненный. Решить его — означает вскрыть опухоль. Опухоль лживой истории и фальшивой памяти. Тем паче Аюрзанаев это вам не депутат, а всего лишь советский учитель на пенсии — это не в его компетенции создавать рабочие места.
Гарфилд
20:05
ну ладно… огрызаться тут я не буду
Гарфилд
20:07
хотя… я тут прочитал статью (да да впервые)
хотя… я
Сделано немало со времён распада СССР в реабилитации безвинно наказанных. Установлен Всероссийский день памяти жертв политических репрессий, создан Музей ГУЛАГа, в городах и посёлках воздвигнуты памятники и стены памяти, работают отделения общества «Мемориал», изданы Книги памяти, проводится акция «Возвращение имён», с 2014 года гражданская инициатива «Последний адрес», с 2015 года интернет-проект «Бессмертный барак», ……

Написать статейку чтоли… ждите )))
Бармалей
23:33
Про бессмертный барак ты не шутишь? Дико просто звучит. Ну, а насчёт статьи, поддерживаю. Ты вроде не дурак, мысли свои имеются, значит не такой пропащий, как ребята из прогнутой газетенки. Заинтригован. Напрягает один момент. Как подпишешься под статьей?
Гарфилд
18:52
1) " Сделано немало со времён распада СССР в реабилитации безвинно наказанных. Установлен Всероссийский день памяти жертв политических репрессий, создан Музей ГУЛАГа, в городах и посёлках воздвигнуты памятники и стены памяти, работают отделения общества «Мемориал», изданы Книги памяти, проводится акция «Возвращение имён», с 2014 года гражданская инициатива «Последний адрес», с 2015 года интернет-проект «Бессмертный барак» " — это цитата из статьи
2) Видимо котиком
Деревенский учитель
16:24
Дорогой Гарфильд, хоть подумал, что такое барак и жить в нём без нормальной еды и постели, одежды и обуви и несколько семей без перегородок в одном помещении, ещё с детьми маленькими? В таких условиях в описываюмое время простые люди, свободные и осужденные. И кто-то в 21 веке называет их котками?
Деревенский учитель
16:24
Котиками
16:35
Ну во первых котиком я никого не называл
Во вторых — тогда они входили в категорию преступников — а в стране в то время и обычным жителям было не слишком сладко
«Там за браки в заготовке деталей как вредителя, сына кулака и врага народа посадили в тюрьму» — а чего нужно было ждать? титул стахановца?
Добрый человек
23:35
Спасибо тебе, посмотрел на статью, погодя прочтёшь и кое-что поймёшь, жизнь впереди. но надо тропиться тебе, Гарфилд.
Загрузка...
Новости
Статьи
Информация

Агинки - это валюта окружного сайта, которая может использоваться жителями округа на разные цели, не только на сайте.

Вознаграждение за вашу активность:
- Новость - 10 агинок (добавление свежих новостей)
- Статья - 10 агинок (добавление интересных статей)
- Афиша - 10 агинок (добавление актуальных афиш)
- Комментарии и отзывы - до 1 агинки (добавление комментариев под любой записью)
- Организации - 2 агинки (добавление организации)
- Новости организации - 2 агинки (добавление новостей организаций)
Как на этом заработать?
- Зарегистрироваться на портале (получаете 5 агинок бонусом)
- В появившемся личном меню выбираете создать (новость и др.) или пишите комментарии
- Наблюдаете во вкладке "баланс" автоматически поступившие агинки
Какая ценность агинок?
1 агинка равна 1 рублю
Пример: вы зарегистрировались, получили 5 агинок бонусом, предложили 5 новостей и 5 статей, итого у вас 105 агинок, их можно потратить на шаурму стоимостью 100 рублей, отправив агинки на аккаунт продавца, у вас еще останутся 5 агинок