980x120

ОНИ ДОСТОЙНЫ ПАМЯТИ АГИНЦЕВ

ОНИ  ДОСТОЙНЫ  ПАМЯТИ  АГИНЦЕВ

Одно из направлений научно-практической конференции, посвящённой памяти Цыбена Жамсарано, связано с миграцией и межкультурными контактами агинцев как части бурятского этноса. Кто такие агинцы в нашем понимании? Агинцы – это не только жители административного-территориального округа Забайкальского края или Читинской области, это прошлые поколения людей, находившихся на территории Агинского аймака в составе Бурят-Монгольской АССР до 1937 года, но и за её пределами. А сейчас забайкальские буряты.

Понимая миграцию как пространственное перемещение людей вне и внутри государства по разным причинам и поводам, мы предлагаем рассмотреть её в контексте событий 30-50-х годов 20 века, вошедших в историю нашей страны как годы массовых сталинских репрессий. Миграция населения, активированная с начала 20 века в эпоху промышленной индустриализации, могла быть добровольной или принудительной, организованной или неорганизованной, постоянной или временной, сезонной или маятниковой. Массовые репрессии 1924-1953 годов как миграционный процесс уникальны своим идеологическим, политическим и юридическими обоснованиями. С экономической точки зрения репрессированные – главный трудовой ресурс советской модернизации тридцатых годов.

Как исследователь-краевед не можем ограничиваться нравственной оценкой тех лет. Наш долг – восстановить реальный облик времени, чтобы новые поколения современников не забывали, не предавали забвению тяжёлую жизнь старших поколений земляков и не обращались к делам И.В. Сталина и его окружения только с положительной стороны.

Рассмотрим только одну тему из многогранного понятия как репрессия, больше связанную с агинскими бурятами,-- раскулачивание. Эта политика массового преследования крестьян по имущественному положению проводилась в условиях коллективизации сельского хозяйства с 1930-х годов. Согласно Постановлению ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года все зажиточные семьи были разделены на три категории: к первой категории относились главы семейств, они арестовывались и судились судом или специальными тройками. Члены семьи богатых и достаточно зажиточные семьи как вторая категория раскулаченных подлежали к административной ссылке в отдалённые районы СССР. Имеющие некоторое имущество, движимое и недвижимое, расселялись в специально отведённые места области, края. Чётко расписанных критериев деления крестьян на категории и процедуры судебного или внесудебного преследования не существовало. Всё зависело от того, кто этими вопросами занимался. Основаниями или поводами раскулачивания могли быть, кроме конфискуемого имущества, неуплата повышенного индивидуального налога на членов семьи, недовольство действиями властей, принадлежность к кулацкой семье, работа в хозяйстве кулака, доносы односельчан, жительство в приграничной зоне и даже частушки в адрес власти. В спецпоселении оказывались не только члены зажиточных сельчан, жители приграничных районов страны, середняки и бедняки, городская беднота, а главы хозяйств заключались в тюрьмы и колонии. В.Н. Земсков, российский историк, исследователь демографических процессов в годы сталинских репрессий, пишет, что за 1930-1940-ые годы раскулаченными были 2,5 миллионов человек, умерло из них приблизительно 600000. Объективных данных о числе репрессированных из Восточного Забайкалья мы никогда не узнаем. Их дела уничтожены в годы хрущёвской реабилитации.

С 1930 года наши деды и родители оказались в Нарыме (север Томской области), Красноярском и Алтайском краях, в Иркутской области, в Северном Казахстане, потом в Якутии и Магадане. На наш взгляд, большинство ссыльных находилось в Красноярском крае.

А теперь о межкультурных контактах забайкальских бурят с поселенцами из других районов СССР в местах ссылки. В первое время всем им было очень трудно и непривычно, особенно старшим. Надо жить и обустраиваться на голом месте перед зимними холодами. Кругом тайга, влажный климат. Представим наших земляков, вчерашних кочевников, буддистов по вере в этих экстремальных условиях. Они первый раз слышали и не понимали русскую речь, могли сказать только «толмач нету». Одевались в традиционную бурятскую одежду, сшитую своими руками, питались мясомолочными продуктами, свой менталитет, им привычен степной засушливый климат. А здесь надо было быстро включаться в новую среду – учиться русскому языку и общаться с новыми знакомыми и соседями, представителями других культур, шить и одеваться в незнакомую для них одежду и обувь, питаться огородной пищей, приспосабливаться к тайге, большим снегам и длительным дождям и грязи, сырости. Вот что вспоминала Андреева (Лопаницына) Е.А., сосланная из округи Читы, жительница дер. Жулгет: «Среди ссыльных много было бурят, но приживались в тайге тяжело – многие умирали, говорили «мрут как мухи». Вспоминать тяжело, сгружали на телеги и увозили на кладбище».

Как входили агинские буряты в новую социальную среду в ссыльном крае покажем на примере трудпоселенцев Даурского района Красноярского края. Надо сказать, что в 1934 году образовался Красноярский край, 1935 году – Даурский район с центром в пос. Даурское. Он находилось выше по Енисею, 140 и больше километров от Красноярска. Название идёт от одноимённой деревни, появившейся в 1720 году на левом берегу Енисея. Приенисейские земли когда-то принадлежали хакасскому князю Дауру, юрты которого стояли в этих местах. Активно этот район был заселён в годы столыпинской реформы выходцами из Белоруссии. В тридцатые годы стал местом ссылки раскулаченных украинцев, чувашей, калмыков из Астраханского округа Нижневолжского края, русских и бурят из Восточного Забайкалья. Осенью 1941 года сюда прибыла партия ссыльнопоселенцев-немцев из Саратовской области. В годы войны здесь проживало много эвакуированных с запада страны, потом литовцы и эстонцы. С 1930 по 1940 годы в районе появилось двадцать четыре новых деревень из ссыльных.

Карта-схема затопления населённых пунктов Даурского района.

Можно сказать, что район в основном состоял из насильнопереселённых жителей, ограниченных в своих гражданских правах. Ими управляла сеть спецкомендатур. В каждом сельсовете она организовывала быт и труд поселенцев, даже выдавала им справку о рождении ребёнка. Комендант и его помощники руководили лесоповалом и строительством бараков мужчинами, женщин и детей-подростков направляли на сельхозработы в соседние деревни. В каждом бараке несколько семей во главе со старостой, назначенным комендантом из числа ссыльных.

О том, как попали забайкальцы в места поселения вспоминала Днепровская П.Д., уроженка села Горекацан Улетовского района, жительница Жулгета: «На станции Дровяная всех набили битком в телячьи вагоны с нарами так, чтобы некуда было ступать, закрыли все окна и двери. И повезли на запад, трое или четверо суток в таком состоянии везли до Красноярска, здесь выгрузили у железнодорожного моста и повезли телегами на пароход. Пароход «Ленин» тянул 2-3 баржи вверх по Енисею. Выселенные семьи теснились на палубе, в трюме томились буряты, и кто из них пытался выбраться вверх – в туалет или подышать – тех охранники прикладами сталкивали обратно в трюм. Плыли четыре дня. Высадили на берег недалеко от деревни Убей, повезли на подводах без дороги в деревню Сисим у правого притока Енисея. Поселили на участке Большая речка. Там жили до осени. Дети оставались там, взрослых посылали на сельхозработы. Тогда умерло много детей и стариков от голода.»

Пароходы-буксиры тянут за собой баржи по Енисею. 

В 1933 году вышла Инструкция ГУЛАГа и Наркомзема по организации неуставных сельхозартелей из трудпоселенцев. Поручалась эта работа комендатурам на местах. К этому времени появились новые деревеньки, там и организовали артели: в Езагаше – «Первенец», в Корло – «Красная Чувашия», в Жулгете – «Новая жизнь», в Дербино – «Дружба», всего 34 хозяйства.

Деревня Жулгет – центр артели «Новая жизнь» в 1934-1956 годах.

В наших краях проживает много уроженцев из Жулгета, дети и внуки сосланных из Аги. Поэтому наш рассказ об артели «Новая жизнь».

Почти вся деревня Жулгет состояла из поселенцев из Забайкалья. Жили украинцы и калмыки, сосланные в начале тридцатых годов. По словам Андреевой (Лопаницыной) Е.А., её начали обживать с 1934 года. Перечислим бурятские семьи, жившие здесь c этого времени по «Похозяйственной книге» артели: Аюровы -3 чел., Аюрзанаева-1, Аюрзанов – 1, Болотовы-2, Болотовы-3, Батуевы-4, Юндунов-1, Гомбоевы-6, Дугаровы-6, Ирдынеевы-2, Самбатовы-8, Сандановы-4, Тугдумовы-2, Цыдыповы-4, Цыцыктуевы-2, Жамсарановы-2, Бабуевы-4, Доржижаповы-4, Дашеевы-2, Доржеевы-3. Они выходцы из Агинского аймака, Хилка, Селенги и Иволги, возможно и из других мест.

Контора артели «Новая жизнь»
Слева в белой рубашке Дугаров Б., в центре сидит Берчак К.В.

Председателем артели назначен был Берчак Кузьма Васильевич, ссыльный с Украины, безграмотный, но хороший и строгий хозяин. Он только расписывался на документах, подготовленной конторой из бухгалтеров Дугарова Боргодоон и Куйдиной Эльзой, счётоводом-кассиром Тугдумовым Дугардоржи. В деревне находились контора, мастерские, зерносушилка, зерносклад, мельница, свинарник, птицеферма, кирпичный завод, баня, школа и клуб. В 1940 году открыли семилетку. В Неже, производственном участке, находились артельные поля, фермы КРС и лошадей. Полина Даниловна Днепровская рассказывала: «В Жулгете жить стало легче, постепенно ссыльные стали обзаводиться хозяйством, некоторые через пару лет даже смогли купить корову».

И вот новая беда нагрянула на деревню в 1938 году. Многих ссыльных мужчин арестовали и увезли в Красноярск. Было очень страшно в этот год. Евгения Александровна Андреева (Лопаницына) вспоминает такой случай в деревне: одна женщина, выкорчёвывая пни под пашню, выговорила: «Выкорчёвывать бы так советскую власть, как этот пень». И её посадили на десять лет.

Продолжение следует...

Автор:
П.А.Аюрзанаев, ветеран педагогического труда. Июль 2019 года.
Гарфилд
15:01
Текст написал либерастом — можете не читать
Комментарий удален
Бармалей
16:11
Первый комментарий набросал кот, который пердит, можете не читать
Деревенский учитель
18:38
Родной Гарфильд, прикрывшись за иностранной ширмой, хоть знаешь, кто ты, откуда и из корней вырос, историю своей семьи?
Гарфилд не прав
23:53
вряд ли он знает. Так пишут Иваны не помнящие родства. Сытый голодному не товарищ, тот, кто не познал лишения несет подобный вздор про либералов. Это либо представитель золотой молодежи партийной номенклатуры, сейчам в годах, либо современный нувориш-мажорик.
16:19
эй-эй! Либерализм это не свод плохих начинаний. А то говорите об этом так, словно это что-то плохое. Не знаю, вы хоть википедию откройте и почитайте про настоящий либерализм, а не про этот цирк в России.
Бармалей
19:49
Здорово ты в кота тапок кинул)))) а главное грамотно так его нафиг послал.
Гарфилд
19:19
ай ай ай — это намек на нацизм или национализм? + к этому я написал конкрентно «либераст» — а не «либерал» прошу отличать эти понятия
а про лишения и прочее — то это всего лишь реакция на поклонников Ельцина — в том числе учителей которые вливают в молодое поколение эту заразу что в «КРОВАВОМ И ТОТАЛИТАРНОМ» совке все было «ТОТАЛИТАРНО И КРОВАВО» — при этом не учитывая тот факт что за пол века из страны в которой то и дело был голод — по тем или иным причинам
превратилась в неслабую индустриально развитую державу — остатками которой мы все еще пользуемся.

P.S — Я часто читаю подобные коментарии с негодованием почему же власть ничего не делает в тех или иных ситуациях — Так вот при совке реально боролась с подобным — не без перегибов — результат которого мы видим сейчас в воплях либерастов.
pps — Иваны… по национальности я Бурят однако ничего плохого не вижу в том чтобы человек был Русским или какой либо еще национальности. И вправду какая разница могу я узнать? Часто у нас вижу подобные комментарии — что не слишком приятно
21:23
Глобалист значит? Занесу-ка я твой ник в свой специальный журнал №9 «Расстрелять при первой возможности». А если серьёзно — не вижу ничего либерального в строках Аюрзанаева, знаю его лично и скорее отнёс его бы к правым течениям. Левацкого в нём самую малость.
Бармалей
00:21
Расстрелять два раза! такова моя резолюция. Когда соизволите привести приговор в действие? Меня интересуют конкретные сроки.
14:42
Да что вам всё сразу-то и на блюдечке с голубой каёмочкой-то надо? Потерпите, всему своё время.
Гарфилд
19:50
Зачем два раза?
Гарфилд
19:46
В комментариях выше я писал про понятия «либераст» и «либерал» — это немножко другое
Гарфилд
19:34
Причем тут история моей семьи?
скажу так — я не говорю что эти люди были врагами народа и так далее — я этого попросту незнаю (в том числе из за отвратительной верстки статьи)
Бармалей
00:18
Так ты шо, котик из Агинской правды шоль? Начал комментировать как гопник и тут опля — Эспиноза или Коля Маккиавелли, прям философ! Сразу мысли умные в ход пошли — верстка, качество, либераст и либерал, прошу не путать и все такое. Ты ж переобуваться начал на ходу. Ежели начал комментировать жестко, так и держи линию партии. А то начал здесь оправдываться, раскукарекался одним словом. Мда, мля…
Гарфилд
21:58
Ну если для вас слова «верстка», «либераст» и «либерал» не совсем понятны это не значит что это что-то плохое а употреблять их это вполне нормально
+ я просто ответил на заданные вопросы без глупых оскорблений (намек)
Бармалей
22:01
Значит я прав. Ты газетная крыса.
Бармалей
22:07
Глупых оскорблений говоришь?))))) Ты давеча на пользователя накатил прокламацию про писюн, который возможно вырастет от поцелуя суверенитета))))). Ещё здесь про неприемлимые оскорбления рассуждаешь, сволочь.
22:21
это была метафора — возможно глупенький это не понял ) это простительно )
Как то странно писать «газетная крыса» на новостном форуме — эти «крыски» могут обидеться
Бармалей
23:03
Странные у тебя метафоры!!! Часто воздерживаешься, раз про писюны строчишь))))). Да, я глуп и этого особо никогда не скрывал, в том числе и в реальной жизни, а не в этой альтер-эговой. А вот ты глупый умник. Такие опасны… А насчёт крыс… Хрен с ними… Пусть обижаются))))
Я это Агинское
20:54
Тот, кто знает свою историю, историю своего народа, имеет право на существования. П. Аюрзанаев взвалил на себя нелегкое бремя вырвать из забвения имена наших земляков, сохранить о них память. Хвала ему.
Я это Агинское
20:54
Существование
Гарфилд
19:23
Историю вырванную из контекста? — Думаю лучше будет если расказать историю без преувеличений и более объективных тонах — например почему «вставьте имя» отправили в ссылку или расстреляли или отжали имущество
знаете ли не все люди из прошлого такие добрые и милые — полагаю вы и сейчас можете назват пару имет которым бы не помешала эта самая ссылка
00:15
Проявите уважение к жертвам кровавого режима.
00:33
да да… мне крайне жаль что много безвинных людей пострадало- однако видя то что происходит у нас у меня возникают «смутные» сомнения в том что этот самый «режим» был более «кровавым» чем «строгим»
00:36
повторюсь — я не говорю что все люди были виновны и прочее — вполне вероятно просто сопротивлялись коллективизации и прочему — думаю вы будете рады узнав что «КРОВАВОГО УПЫРЯ СОВЕТСКОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ» который тут «по крайней мере в чите» орудовал был расстрелян в 39 году — по понятным причинам
www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/person/1007129
ах да… его реабилитировали в 55 году — кукурузник поспособствовал
00:39

тут два разных документа если что
Бармалей
00:05
П. Аюрзанаев интересно пишет. Язык не академический, лёгкий. Читается на «ура». Жду продолжения. Желаю ему не обращать внимания на глупейшие комментарии, даже близко не стоящие с критикой. Пишите, исследуйте, делитесь с нами, это действительно интересно и нужно для циничного подрастающего поколения. Они должны знать о своей Родине, земляках, пусть и забытых.
Гарфилд
19:25
ಥ╭╮ಥ
21:24
¯\_(ツ)_/¯
Гарфилд
19:52
....,/'.'.'`~,................................__
.../..... .’’~-,,_..................,-’... ’-,~~,
...|........... '~-,..........,’.. /... ',.. ’,
....’,............. ."’-,....|.. /....... .;
......’~.............. |../.. /........ ./
...........'’’’-~-~-~-~--’,.. .///||\\ ;....... ./
...............................’.. ~. ~ ’-,..... ./
............................./’... O O. .’ ~-,~~’
..........................;--._. ,-~??~-, ._.-'--,
.......................-’..... ’~-,,,-~’ `.... .’,
....................../............ .,_,-.. ./
......................’,.... -,_,-.. |.. ./... ,’
........................’-,.... ’’~-~"~~".. ,-’
............................’~--,,_. ’~~’ _.,-’
..................................|’’... ~,`-,…,
................................./.. .,... ’~-~-.'''-,
.............................../.. ,,--’~--,,_,,-. ). .)
............................./.. -’...... .’~.~’"""
..........................// \~’.......... .)__
.........................|.. .|........... .}_ ""~,
..........................\ ,,/...... ._,,,--~’.. ’~,,,)
...............................’~-,,,,,,…....... ~-,.,,)
...........................................''~-,,_____._,)''
Бармалей
23:27
Что за нах!!! Эй, вы, двое сверху, вроде не маленькие, а развели здесь «творчество»))))). В детстве на обоях рисовать надо было, а не здесь граффити изображать. На разгрузку вагонов вас отправить надо. Расстрел отменяется. Живите и дышите в свои четыре ноздри. Я сегодня в настроении.
Гарфилд
21:41
ты чего глупенький? тебя сюда не звали…
Бармалей
21:58
А и не надо звать пушистенький! Я сам приду и тебя спрашивать не буду. Эх, ошибся я. Ты не кот, а котенок оказывается, который переобувается по ситуации. Иди вискаса похавай и молочка на ночь попей. Сдается мне братва, шо ты шибко начитанно-прыщавый зачморенный школотень или студиозус. И малафисента ака молестум одного поля высерки.
22:26
«Сдается мне братва, шо ты шибко начитанно-прыщавый зачморенный школотень или студиозус. И малафисента ака молестум одного поля высерки.»
Я слышал что коверкать слова чтобы не показаться неполноценным это неправильно quiet
22:27
кстати причем тут малифисента?
Комментарий удален
Бармалей
22:37
А хрен его знает)))) ник просто по моему схож — молестум малафисента.
00:12
Иди учи латынь, пока я за оскорбление не запросил блокировку твоего ip-адреса.
Гарфилд
00:27
Можно узнать это кому? просто тут непонятно…
Гарфилд
00:28
хотя я и так знаю )
Бармалей
22:35
Тебе послышалось))))
00:32
( ╯°□°)╯┻┻
Загрузка...