980x120

Агинская первая – народная школа.

Агинская первая – народная школа.

Школа – это, то место, куда все равно хочется вернуться, в роли учителя или родителя. Наш поселок располагает хорошими средними учебными заведениями, в которых созданы условия для развития личности подрастающего ребенка.

Одной из таких школ является АСОШ № 1, которую в народе по привычке называют «первая». Ею с успехом, уже на протяжении многих лет возглавляет, замечательный, на мой взгляд, человек и педагог – Дарима Дагбажалсановна Доржиева. Она любезно согласилась встретиться с нами.

— Добрый день! Расскажите о вашем образовательном учреждении. Каковы ее особенности по сравнению с другими школами?

— Здравствуйте, я рада приветствовать вас в стенах нашей школы. Отвечая на вопрос, хочу отметить, что наша школа является старейшим образовательным учреждением в Агинском Бурятском округе – правопреемницей самой первой школы в Агинской степи, богата своей историей, именитыми выпускниками, имеет свои традиции. Также АСОШ № 1 входит в число крупнейших школ в округе по численности учащихся. На данный момент обучение в стенах нашей школы учатся 1203 ученика. Говоря об особенностях нашего среднего общеобразовательного учреждения, скажу, что мы являемся национальной школой. Традиционно сильно изучение родного бурятского языка, обучение грамоте которой ведется с первого и по выпускные классы. Я считаю, что эта особенность является нашей гордостью на страже сохранения и пропаганды бурятского языка в условиях глобализации и унификации образовательных, социально-экономических, культурных отношений. Более того, искренне считаю, что у молодежи должно быть понимание того, что говорить на родном языке, это круто. Нам важно сохранить свою самобытность.

Также хочу отметить, что наши выпускники, знающие свои традиции и обычаи, говорящие на родном языке, и которые в будущем, станут носителями духовно-нравственной культуры своего народа, удачно социализируются в общество, так как, зная свою историю и язык, они с уважением относятся к культуре других народов. Что очень важно в современном мире.

— Вы озвучили сейчас острую проблему забвения родного бурятского языка. В чем на ваш взгляд ее причины?

— Корни проблемы, думаю, кроются в самом бурятском обществе и в семье. Родители, к сожалению, сегодня не стремятся разговаривать со своими детьми на родном языке в домашней обстановке. Считаю, что приобщение к родному языку, так же, как и привитие основ нравственности, должно в первую очередь происходить в семье.

— Какой он современный учитель и ученик сегодня, на примере вашей школы?

— Время не стоит на месте и предъявляет требования каждому поколению. Это объективный процесс, требующий осмысления, понимания и применения новых знаний и технологий в образовании. В цифровую эпоху учитель должен помочь детям как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Он должен помимо методической подкованности быть уверенным пользователем новых технологий и должен помочь ребенку комфортно и безопасно себя чувствовать себя в цифровом пространстве.

Несколько лет тому назад, когда мы участвовали и побеждали в различных конкурсах национальных проектов, нам представилась уникальная возможность внедрить внутри нашей школы цифровые технологии. Нами были приобретены и внедрены к использованию, всеми преподавателями, новые электронные гаджеты, как на основе Macintosh, так и на базе Android, которые помогают в учебном процессе, как учителю, так и учащимся.

Кто-то может заметить, что использование гаджетов школьником в процессе обучения негативно скажется на его учебных способностях, есть расхожее мнение о том, что современные дети становятся «зависимыми» от телефонов и так далее.

Думаю, что если мы хотим, чтобы наши дети «шли в ногу» со временем, умели ориентироваться в стремительно меняющемся мире, были мобильными, то и школа должна соответствовать времени. Использование гаджетов в разумных пределах поможет усвоению учебного и дополнительного познавательного материала, будет стимулировать ученика на поиск дополнительной учебной информации, научит его использовать различные дополнительные ресурсы.

Сегодня время выдвигает сложные требования к учителю. Современный учитель должен обладать новыми компетенциями, помимо блестящих знаний своего предмета учитель должен уметь прививать и метапредметные компетенции, уметь увидеть и раскрыть уникальные способности в каждом ребенке, уметь поставить себя на одну позицию с учеником, если того потребует учебная ситуация, например, в поиске и анализе полезной информации, уметь выстраивать отношения с особенными детьми, быть готовым к постоянным изменениям, нацеленным на профессиональный рост.

— Воспитание – это вторая основа жизнедеятельности школы. Ваш взгляд на проблему воспитательного процесса на примере вашего среднего учебного заведения.

— Как уже отметила выше, наша школа этнокультурного направления. И в соответствии с этим мы стремимся воспитывать в наших детях, те ценности, которые нам передали наши родители, предки. А именно уважительно относиться к старшим, знать и сохранять свои обычаи. 

В школе реализуются различные проекты – «Эрын гурбан наадан», «Эсэгын hургаал – магтаал», «Эжын нангин захяа» и многие другие. Выражаю благодарность всем тем родителям, которые всегда активно участвуют в жизни школы, поддерживают своих детей в их творчестве, спорте.

Конечно, можно затронуть проблему, когда многие из родителей не находят времени и возможности уделить своим детям должного внимания, в силу занятости и других причин. Это актуально на сегодняшний день. Но я искренне считаю, что вся воспитательная база закладывается в семье, внутри ее, а школа лишь дополняет и развивает личность ребенка параллельно с ценностями института семьи.

Несколько слов о трудовой деятельности наших учащихся – школьники традиционно занимаются уборкой в кабинетах, на пришкольной территории, прилегающих к школе улиц. Это те, положительные стороны старой советской школы, в рамках традиционного бурятского воспитания, уклада жизни, которые нам удалось сохранить и отстоять, несмотря на многочисленные требования, которые, на мой взгляд, немного оторваны от реальности. И я благодарна тем родителям, которые с пониманием относятся к этому. Ведь не секрет, что сейчас родители в крупных городах, против вовлеченности своих детей в общественно полезный труд. В этом, по моему мнению, заключается негативное влияние на школы малых городов, так сказать, издержки большого города. И это противоречит нашему менталитету.

— Требования к современной школе?

— В первую очередь, это обеспечение безопасности жизни и здоровья учащихся. Главным, является, и создание условий для детей раскрыть себя в разной ипостаси. Поэтому в нашей школе проводятся различные общественные, спортивные, культурнее мероприятия, чтобы ребенок имел возможность попробовать себя в разных ролях.

— Успехи школы?

— Не сторонник того, чтобы восхвалять успехи нашей школы. Они, имеются, как и у любой другой школы. Есть они и у нас.

Хочу заметить, что спортивные победы учащихся нашей школы, это заслуга тренерского состава тех спортивных секций, в которых они постигают азы и вкус спортивных «викторий». Это не подлежит сомнению. Но мы, педагогический коллектив, рады их триумфам на спортивных площадках различного уровня и мы горды тем, что как личности, в человеческом плане, они растут в стенах нашего образовательного учреждения.

Это достигается трудом учителей с нестандартным мышлением, в самом хорошем смысле этого слова, таких как Светлана Дамбаевна Юндунова, Туяна Цынгуевна Балданова, Елена Садоевна Намжилова, Баир Базарсадаевич Будаев, Елена Баяровна Бадмадоржиева, Билигма Дамбиевна Насанова, Мункожаб Цыренович Цыденов многие другие, которые своим ежедневным трудом, талантом педагога и своим мироощущением помогают расти нашим детям в творческом и учебном плане.

Если затрагивать успехи детей, то из последних можно выделить достижения Бэлигмы Цырендоржиевой, ярко проявившей себя в танцах, и которая будет представлять честь нашей школы, округа, страны в целом на Чемпионате мира в Бразилии по киберспортивным танцам вместе со своим педагогом Светланой Дамбаевной Юндуновой.

Яна Жапова, ученица 4-го класса — уже титулованная шахматистка международного уровня, Дамби Дамшаев – чемпион России по стрельбе из лука, также успешно выступает на спортивных соревнованиях, а также многие другие дети, которые успешно защищают честь школы на олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях.

Успешно и результативно работают новые направления дополнительного образования в школе — это робототехника, граверная мастерская, открывшая в некоторых ребятах таланты в лазерной гравировке, 3D–лаборатория, где школьники осваивают азы компьютерного моделирования и 3D — печати.

— Заметил, что у вас даже учителя носят форму школьного образца, свойственной, вашей школе. Вопрос. Актуально ли ее ношение в современной школе, направленной на индивидуальность, в том числе и творческую, учащегося?

— Вы знаете, лично я считаю, и думаю, меня поддержат учителя и руководители других образовательных учреждений, что ношение формы никоим образом не направлена на подавление личных, творческих и иных способностей ребенка. Школьная форма дисциплинирует ученика, является объединяющим фактором для класса, школы в целом, заставляя детей ощущать себя единым целым.

— Спасибо за беседу. Удачи вам и школе!

Автор:
Зорикто Олзоев
Сайт:
Новости