980x120
980x120

Буддийский лама рассказал, что объединит бурятский народ

Буддийский лама рассказал, что объединит бурятский народ

Настоятель Усть-Ордынского дацана дал большое интервью иркутским журналистам

29 мая, буддисты всего мира отметили День рождения Будды Шакьямуни. В преддверии этого праздника корреспондент «АиФ в Иркутске» Оксана Цепилова побеседовала с ламой Зоригто Батуевым, который три года назад стал настоятелем Усть-Ордынского окружного дацана «Тубдэн Даржелин». Он рассказал, что изменилось за это время в посёлке и самом храме, как можно «подружить» буддизм и шаманизм, а ещё – о том, для чего мир должен сохранять малые народы и языки.

Когда Зоригто-лама пришёл в «Тубдэн Даржелин», дацан находился в довольно удручающем состоянии, хотя весь комплекс был довольно новым.

— Перестраивать пришлось всю внутреннюю жизнь: от экономической составляющей – хозяйство, внутреннее убранство и утепление дугана – до правил и порядков проведения молебнов. Всё требовало изменений и даже некоторого ужесточения. Но, прежде всего, нужен был какой-то материальный источник для нормальной жизни – чтобы элементарно купить хлеб, заплатить за электричество, провести ремонт, – вспоминает он. – И здесь нужно понимать, что внешним финансированием для таких религиозных организаций, как наша, может быть только спонсорская помощь. Чтобы иметь независимый источник дохода, мы построили трапезную. Её могут посещать прихожане и все усть-ордынцы. И благодаря этому небольшому доходу теперь можно решать насущные проблемы.

Удалось найти общий язык и с местными шаманистами, хоть и не сразу.

— Когда я заступил на должность настоятеля, больше всего удивился тому, что многие жители даже не имели понятия, что это за сооружение. Не проявляли никакого интереса. Для меня это абсурдно: как можно было несколько лет ходить мимо дацана и не понимать, что это храм? – рассказал настоятель «Тубдэн Даржелин». – Порой было такое, что заходили на территорию и искали шаманов. За три года мы провели большую информационную работу, и сегодня усть-ордынцы уже понимают разницу между ламами и шаманами. У нас есть группы в соцсетях, в которых состоит немало местных жителей, а также иркутян. Мне кажется, мы приобрели хорошую репутацию. У нас появились друзья, которые помогают дацану безвозмездно, причём среди них есть и шаманисты, и православные. Это люди, которые понимают, что, оказывая помощь, ты, прежде всего, помогаешь себе.

Буддизмом, как выяснилось, активно интересуется и молодёжь.

— Меня часто приглашают иркутские студенты и я с удовольствием рассказываю о философии и истории буддизма. К сожалению, такого интереса со стороны усть-ордынских образовательных учреждений пока нет. Но я верю, что он очень скоро возникнет, – выразил надежду лама.

Он признался, что не считает себя миссионером.

— Более, того, в буддизме миссионерство вообще не практикуется. Это понятие подразумевает некое насаждение, принуждение человека к своей вере, что буддизму совершенно не свойственно. Поэтому любые просветительские мероприятия с нашей стороны направлены на расширение кругозора. Вера – то свободный выбор каждого человека. Например, к шаманизму буддизм не относится враждебно. Наоборот. Зачастую обряды, проводимые шаманами, есть и у лам. Более того, мы ведём совместную работу, вместе участвуем в культурных и просветительских мероприятиях, – пояснил Зоригто Батуев. – Что касается распространения буддизма, мы твёрдо убеждены в том, что его главная цель в России – воссоединение бурятского народа. Именно этой мыслью горю и я, занимаясь распространением учения Будды.

Настоятель храма упомянул и об объединяющей роли бурятского языка.

— С одной стороны, век Интернета и соцсетей играет большую положительную роль в вопросе объединения народа – знание стало гораздо доступнее. Все новости, которые касаются наших традиций, праздников и культуры мы узнаем мгновенно. Но при всём положительном развитии нашей культуры, бурятский язык терпит бедствие, – считает настоятель дацана. – Страшнее всего, что молодёжь практически не понимает его и не говорит на нём. Мы потеряли сразу несколько поколений, когда в течение десятков лет родным языкам не уделялось внимание и порой даже запрещалось говорить на них. И восполнить этот пробел будет крайне трудно. Никто не запрещает знать свой родной язык и любить свой народ. Именно это при возможности я объясняю всем молодым. Знание родной культуры и языка обогащает человека.

Заставить все народы стереть различия и стать едиными в одном языке и культуре можно только насильно, уверен Зоригто Батуев.

— Нужно ценить то, что пришло к нам из прошлого, нашу уникальность. А единение должно быть под лозунгом «Мы разные, но мы вместе», – подчеркнул он. – Возьмите для примера Россию. Её заселяет великое множество народов. Но при этом всех нас должно объединять понимание того, что мы одна нация – россияне. Нация, говорящая на множестве языков. Мы должны сохранять эти уникальности как наследие земли и человечества. Нам ведь жалко терять животных, страшно осознавать вымирание видов. Точно так же и языки – это красота мира, которую надо беречь.

Инфпол

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...