980x120

Билигма Ринчинова: «О карьере оперной певицы я не мечтала...»

Билигма Ринчинова: «О карьере оперной певицы я не мечтала...»

Сегодняшний гость нашей постоянной рубрики – оперная дива Билигма Ринчинова – наша землячка, родом из села Зуткулей, одна из лучших оперных певиц Бурятии, обладательница легкого хрустального тембра — лирического сопрано. Разнообразная, многоцветная палитра актерского перевоплощения в создаваемых ею образах, тонкая музыкальность, вокальная чистота партий — всё это привлекает зрительскую аудиторию и музыковедов к её творчеству.

– Билигма Жамбаловна, Вы можете вспомнить свои первые выступления? Когда Вы начали петь?

— Сколько себя помню, я всегда пела. Первое мое публичное выступление было в четыре года, когда я ходила в детский сад в Зуткулее. На сцене сельского ДК я пела детскую песенку «Табан хурган» композитора Юрия Ирдынеева, мои земляки до сих пор помнят, при встречах говорят о моем первом выходе на сцену. 

– Признание поклонников, получается, пришло к Вам, еще раннем возрасте, а как Вы попали на большую сцену? Где получили музыкальное, вокальное образование? 

— Не скажу, что в детстве мечтала о карьере оперной певицы. После окончания средней школы у себя на родине, я поступила на вокальное отделение Улан-Удэнского музыкального училища им.П.И.Чайковского. Педагогом у меня была народная артистка РСФСР Н.К.Петрова, считаю, что мне повезло с наставницей, Надежда Казаковна воспитала многих известных певцов – сестер Галину и Татьяну Шойдагбаевых, Туяну Дамдинжапову и других. Я была одной из последних учениц великого педагога. Потом я окончила, уже работая в Бурятском академическом театре оперы и балета, Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств (класс заслуженной артистки РФ Т.Б.Шойдагбаевой). Моей дипломной работой было исполнение партии Микаэлы в опере Бизе «Кармен». Благодаря Татьяне Бадмажаповне, моему педагогу, я почувствовала себя крепко стоящей на ногах как оперная певица.

– С большой благодарностью Вы отзываетесь о своих наставниках и учителях, а были ли в дальнейшем мирового масштаба звёзды, у которых Вы учились, или с кем Вам приходилось выступать?

— В 2006-2008 годах я стажировалась в Москве, в Центре оперного пения Галины Вишневской. Там у меня педагогом была народная артистка СССР Ирина Масленникова, бывшая в свое время солисткой Большого театра. 
Конечно, обучаясь у корифеев оперного пения, посещая постановки в ведущих театрах Москвы, я пропиталась атмосферой высокого искусства, получила хорошую творческую подпитку. В Москве я вживую слушала на сцене таких звезд, как Пласидо Доминго, Тереза Берганца и других. 
В Центре оперного пения с нами работали лучшие профессора вокального искусства и высокопрофессиональные концертмейстеры, дирижеры, режиссеры, преподаватели сценического движения и танца, актерского мастерства, иностранных языков, передавая свой богатейший опыт на ежедневных занятиях.

– На каких сценах и с какими известными оркестрами или певцами Вы выступали?

— В моем творческом багаже сегодня более 30 оперных партий мирового и отечественного репертуара, также я исполняю старинные русские романсы, бурятские песни, камерные произведения. Выступала на многих сценах в России и за рубежом – в Италии, Южной Корее, Монголии, также на сценических площадках в Якутии, Тыве, Хакасии, во многих городах, регионах страны. Приходится много ездить, но комфортнее всего, конечно, я чувствую себя в Улан-Удэ и на своей малой родине — в Агинском Бурятском округе. Считаю, что нет прекраснее уголка, чем «тоонто» в родном Зуткулее. В 2012 году я выпустила свой первый альбом «Абын үндэр үреэлээр», состоящий из трех дисков. Вообще, семья у нас музыкальная, отец и мать, и мы, дети, все поющие. Проект был посвящен моему отцу Жамбалу Ринчинову. На первом диске — оперные арии, второй диск содержит известные произведения бурятских композиторов. В третьем — новые песни композиторов Монголии и Бурятии. 

— Бывает ли так, что какой-нибудь спектакль заставляет Вас особенно нервничать?

— Каждый выход на сцену, конечно, — большая ответственность, всегда переживаешь. В этом плане я хочу особо отметить роль пажа Оскара в опере «Бал-маскарад» Джузеппе Верди, которую недавно Бурятский театр оперы и балета им.Г.Ц.Цыдынжапова показал в Москве на фестивале «Видеть музыку». Партия Оскара очень сложная, поэтому каждый выход на сцену в этом образе — для меня двойная ответственность. (фото с сайта belcanto.tu )За эту роль меня номинировали на российскую оперную премию «Онегин» за 2017 год, торжественная церемония награждения прошла в формате гала-концерта 29 октября в Александринском театре с участием звезд оперного искусства.

 
— Вы считаете себя звездой?

— Знаете, я себя звездой не считаю, я просто оперная певица.

  — Репетируете ли Вы сейчас какую-нибудь новую роль?

— Да, в театре мы сейчас работаем над постановкой оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, я буду исполнять партию Сюзанны, премьера состоится весной.

— А не могли бы Вы поделиться с нами тем, как Вы готовите оперные партии, что является для Вас главным в этом процессе?

— В профессии певца, тем более оперного, очень много нюансов. Когда выходишь на сцену, то оставляешь за кулисами свое плохое настроение, ты должен улыбаться, несмотря ни на что. Что важно для певца? Соблюдать режим, беречь силы, чтобы исполнить свою партию на достойном уровне.

— Вопрос, который волнует многих: где бурятские оперные дивы берут сценические наряды?

— Многие наряды я заказываю Нонне Тогочиевой, что-то приходится покупать, ведь наряды для артистов, певцов – это одна из главных составляющих его образа, к ним у нас трепетное отношение.

– Считается, что по мелодичности языка самым красивым является итальянский, но легче всего петь на родном языке. Так ли это?

— Мне кажется, что итальянский и бурятский языки чем-то схожи, обучаясь в Москве, я изучала этот язык, и могу на нем общаться с итальянцами. Мне нравится петь как на итальянском, так и на родном, бурятском языке.

 – Ваш репертуар очень многогранен: оперные партии, романсы, народные песни. Что бы Вы вывели на первый план? 

— Певец должен быть многогранен, у каждого исполнителя свой богатый, разнообразный репертуар. С большим удовольствием я исполняю, кроме оперных арий, и народные песни. Недавно, 12 ноября, в ресторане «Чингисхан» города Улан-Удэ прошел музыкальный вечер-концерт. На вечере было два блока – классическая музыка и народные песни. Состоялась премьера двух новых песен на стихи агинских авторов Б.Х.Цырендоржиевой «Дангина» и Г.Жалсановой «Залиршагуй гуламта», музыка — нашего агинского композитора, члена Союза композиторов России Б.Бальжинимаева. Кстати, на вечере прозвучала еще одна песня Б.Бальжинимаева «Эжымни» на стихи А.Жамбалона. На вечере в ресторане было много наших земляков, в том числе, дочь Б.Х.Цырендоржиевой Саяна Гуруева, сама автор стихов Г.Жалсанова из Судунтуя со своей семьей, сыном Б.Жалсановым, министром образования Республики Бурятия, также семьи дочерей композитора Б.Бальжинимаева.

— Расскажите немного о личной жизни, интересах.

— Хочу несколько слов сказать о своей дочери – Сарюне Бальжинимаевой, которая так же, как и я, не мыслит своей жизни без музыки. Она заканчивает вокальное отделение музыкального колледжа имени П.И.Чайковского, получается, она идет по стопам своих родителей. Если вас интересует мое семейное положение, то на данный момент мое сердце свободно (смеется). Что касается хобби, то я люблю побыть дома одна, в тишине. Люблю слушать классическую музыку в исполнении любимых певцов Джоан Сазерленд, Марии Каллас, Кири Те Канава и других, также люблю послушать некоторых эстрадных исполнителей. Из поп-звёзд люблю Аллу Пугачеву.

— И, в завершение беседы, что бы Вы пожелали нашим читателям, своим землякам? 

— Своим землякам я хочу пожелать синего, чистого неба, благополучия, чтобы на нашей агинской земле рождались талантливые люди – спортсмены, певцы, поэты, музыканты, чьи песни пело бы подрастающее поколение!

АП

Марина
12:00
Говорят, что мероприятие в ресторане в Улан-Удэ прошло великолепно!
Новости