Супруга Героя о муже, семье и жизни
Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается, и такой уклад жизни не оставляет прекрасной половине человечества выбора, кроме, как быть верной спутницей жизни.
Ситуация начала кардинально меняться в 20 веке, когда часть передовых эмансипированных женщин начала бороться за свои права, как, например, известная у нас Клара Цеткин. В эпоху построения коммунизма, вернее на его первом этапе – социализме, в нашей стране женщина становится полноправным членом общества с таким важным правом, как право на труд и равноправием в семейной жизни, которым они полностью себя оправдали, особенно в годы Великой Отечественной, заменив ушедших на фронт мужчин – мера была вынужденная, но, тем не менее, ярко продемонстрировавшая желание и возможности женского и по определению слабого пола вносить достойный и равный вклад в развитие экономики государства.
Агинский округ дал миру много женщин, героически трудившихся в разных отраслях производства и, несмотря на предоставленные им широкие права, женщина в агинской степи сохранила традиции бурятского этноса – быть матерью, верной спутницей жизни, надежным тылом в семье.
Главная героиня нашей сегодняшней статьи в полной мере сочетает в себе все вышеуказанные достоинства – передовика трудового производства и хранительницы очага – Цырендулма Тангатовна Жаргалова – супруга Героя Труда РФ Далай Гыниновича Гунгаева.
По приезду к ним на стоянку выяснилось, что хозяин занят хлопотами и не может с нами поговорить. Хозяйка Цырендулма Тангатовна, будучи занятой выкапыванием картофеля – «любимым занятием осени и единственной силой, ставящей на колени жителей все нашей страны». Увидев старых друзей, хозяйка на время оставила уборку «земляных яблок» и с поистине восточным гостеприимством накрыла на стол, за которым мы поговорили с радушной супругой Далая Гыниновича.
— Расскажите, как обстоят ваши дела в данный момент, и о том, что подвигло вас много лет заниматься овцеводством.
— Недавно сдали колхозные дела и ушли на заслуженный отдых, работаем теперь для себя. Более 40 лет занимались овцеводством в родном колхозе. С 17 лет, сразу после окончания школы в 1973 году, «с головой окунулись» в работу, когда первый секретарь окружкома комсомола Владимир Намжилов предложил организовать КМОБ (комсомольскую молодежную овцеводческую бригаду) по аналогии с Семипалатинской КМОБ Казахской ССР. На вопрос: «Есть ли желающие вступить в ряды бригады?» откликнулось восемь человек, среди которых были и мы с будущим супругом. Через год состав нашей бригады количественно изменился — кто-то решил получить среднее специальное и высшее образование, кто-то ушел служить в ряды Вооруженных сил Советской Армии – это те, кто заключил договор на один год. У меня на руках было соглашение сроком на два года, по истечении которых я поступила и закончила Нерчинский совхозтехникум, работала техником-осеменатором.
— Как охарактеризуете пройденный период трудового пути?
— Эти более чем 40 лет вместили в себя много событий. Мы даже и мечтать не смели о столь высоком звании Героя – это как подарок судьбы, но, с другой стороны, вручение в зале Кремлевского дворца золотой медали Героя Труда Российской Федерации Далаю Гыниновичу стало признанием тяжелого, честного труда на «ниве» овцеводства родного округа, края, страны в целом, прославив агинскую степь. В то время многие честно и хорошо трудились, не покладая рук, и опять же повторюсь – нам, может быть, повезло, что Далай был отмечен столь высокой государственной наградой. Развивая мысль на этот счет, также могу сказать, что данное признание со стороны государства – это итог всей работы, в то время все трудились в равных условиях. Далай, находясь в равных условиях, поощрялся как ударник коммунистического труда, почетными грамотами, серебряной медалью, медалью «За заслуги перед Отечеством» второй степени, что в сумме и дало звание Героя Труда. Не каждому дано трудиться в животноводстве. Супруг знает и любит свой труд с детства.
— Расскажите о труде чабана, каково сейчас положение с рабочими кадрами в овцеводстве?
— Чабан – работа ответственная, в степи жить нелегко. Труд круглосуточный, ненормированный, тяжелый, и зимой, и летом, практически без выходных. Тем более мы почти 20 лет работали бесплатно и жили за счет своего хозяйства.
Говоря о ситуации в овцеводстве, то она такая же, как и сорок лет тому назад, когда мы начинали свой трудовой путь, за одним исключением – нет желающих жить и работать на стоянке, вдали от населенных пунктов, заниматься разведением овец. Можно сказать, что мы с Далай — «последние из могикан». К сожалению, в данный момент молодежью двигает желание заработать деньги на пустом месте и моментально, она гонится за «длинным рублем», уезжая за пределы округа, края, страны в целом. Многие из молодых людей учатся и остаются в городах.
Патриотическое воспитание не развито. Пословица «Где родился, там и пригодился» родилась не на пустом месте и имеет огромный внутренний смысл – жить и работать в родном крае. Но это не значит, что если молодежь выросла в благоприятных условиях, то ею не надо заниматься и воспитывать.
Но не все так плохо. Нашу отару принял молодой парень Эрдэм Тагаров, пусть и с небольшим опытом, но очень старательный и ответственный. Одним словом — молодец.
— Немного о себе, муже.
— Я, как и Далай, выросла в деревне, учились с ним вместе в одной школе, параллельных классах. Далай вырос на чабанской стоянке и, будучи потомственным животноводом, стал для многих, в том числе и для меня, чабаном-наставником, научил премудростям чабанского дела. Мои младшие сестры проявили себя в сфере культуры. Живут и работают в городе Улан-Удэ. У нас одна дочь и трое внуков. Старший многое из труда чабана знает и, главное, умеет, но у него другие жизненные планы.
Многие родители стараются дать своим детям высшее образование, чтобы они не работали на земле, не занимались животноводством, и в соответствии с этим передать знания и накопленный опыт становится некому. Есть, конечно, неравнодушные к сельскохозяйственному труду, но их мало. Раньше дети рано взрослели и были более самостоятельными.
— Спасибо за гостеприимство и беседу.
АП