980x120
980x120

История возникновения поселка Агинское

История возникновения поселка Агинское

Вот передо мной село родное. Этими словами из старой сибирской песни мне хотелось бы рассказать историю возникновения нашего села Агинское, которому в этом году исполняется 220 лет. Время быстролетно, ушел в историю XX век, уходят и люди — живые свидетели с их знаниями конкретных исторических событий. Менее чем за столетие, русские землепроходцы прошли от Урала до берегов Тихого океана и новые земли стали активно вовлекаться в общеэкономическое развитие России, возникла и проблема установления границ и дипломатических торговых отношений с восточными соседями и, прежде всего, с Китаем. <p "="">В 1652 году основатель Якутска сотник Петр Бекетов появился в Забайкалье и построил укрепление на озере Иргень, а в 1656 году основал Нерчинский острог. Ранее, в 1649 году, на реку Амур вышел замечательный землепроходец Ерофей Хабаров, который в 1651 году основал крепость Албазии — оплот России в Даурской земле. Русские люди принесли много нового и полезного народам Сибири: появились интенсивное хлебопашество, новые орудия труда, новые промыслы, стали возникать новые села и города — центры ремесел и торговли. Назначенный в 1669 году воеводой и правителем Даурской земли Данила Аршинский в следующем году отрядил по своей воле посольство в Пекин, которое было принято с почетом и вскоре к нему прибыло ответное посольство. Китайские купцы привезли шелк, чай, ревень, фарфор, рубины, топазы. <p "="">За время пребывания Аршинского в Нерчинске, русские землепроходцы проникли в Нингуту (Маньчжурия), разведали серебряную руду в истоках Амура, в 1669-1673 годах были составлены русские карты и написаны особые дорожники путей в Китай. Первые письменные упоминания о Читинском остроге (плотбище) и слободе встречаются в 1687-1689 годах в сообщениях о приеме хлеба для прокормления ратных людей на плотбище. Приказчиком «новой слободы на реке Чите Карром Юдиным сообщено в отчете, что им в 1690 году отослано 65 голов скота и оставлено в слободе четыре животины». <p "="">Нормализация отношений позволила Китаю и России в 1728 году заключить Кяхтинский договор о вечном мире, пропуске русских торговых караванов в Пекин, постройке в Пекине русского подворья. В библиотеке Казанского государственного университета есть обширное рукописное наставление 1728 года на имя тобольского капитана М.Шнайдера, коим русский посол в Пекине С.Владиславович-Рагузинский предписывал Шнайдеру построить в урочище Цурухайту на Аргуни крепость, таможню, гостиничный двор такой манерой, как строено в Санкт-Петербурге. В это же время в Пекин пришел русский торговый караван тобольского купца Дмитрия Молокова в количестве 636 повозок с бобрами, соболями, песцами, котиками, моржовой костью и прочим товаром. С Молоковым в Пекине было 205 русских людей, в торговых сделках им помогали китайские купцы, принявшие русские обычаи и имена — Ефим Савин и Александр Ильин. <p "="">Тугулдэр Тобоев в своей летописи «Прошлая история хоринских и агинских бурят» пишет, что «после того, как были поставлены пограничные вехи, из Монголии прибывали в течение ряда поколений ламы и простолюдины. Благодаря тому, что они присоединились к хоринским бурятам, количество их увеличилось, и их стало больше.… <p "="">Они разбогатели скотом и стали богаты потомством». «Агинские буряты оторвались от хоринских бурят. Выясняем: с тех пор, как они откочевали в конце водружения пограничных вех при размежевании китайско-монгольских и российских земель в 1727 году, о чем было разъяснено выше, они стали кочевать по рекам Ингода и Чита. Оттуда некоторые продолжали кочевать по рекам Улунга, Тура и другим, а также с места на место. Некоторые из них, согласно грамоте Петра I от 22 марта 1703 года, расположились кочевкой по ненаходящимся ни в чьем владении берегам Аги и Онона и по рекам и ручьям вблизи их». <p "="">Весной 1745 года на притоке реки Ага — Хойто-Аге — появился первый русский поселенец Василий Петрович Татауров, который, облюбовав себе место, построил зимовье, разработал небольшую пашню и стал крестьянствовать. Обжившись в Хойто-Аге, породнившись с местными бурятами, Василий Петрович вместе с женой Лхамой, в крещении Лукерьей, растили сына и дочь. Но природный ум и крестьянская расчетливость не давали покоя мыслям. Несмотря на удобства Хойто-Аги, располагалась она в стороне от торных путей, некому было сбывать излишки крестьянского труда. После долгих поездок и раздумий, в 1779 году, Василий Петрович поставил дом для своего 23-летнего сына Александра на реке Aга при впадении в нее ручья Куоша. Рядом пролегала и торная дорога от китайской границы на Читу. Как гласит запись в родословной летописной книге Татауровых, рукой Петра Александровича Татаурова записано: «Дом родителю моему Александру Васильевичу поставили у ручья Куоша, повыше обозной соляной дороги, на третий день после Покрова Пресвятой Богородицы. На житье они вошли после венчания в 1780 году». <p "="">14 сентября 1780 года Василий Петрович с сыном Александром, сватами Наумовыми, родственниками жены Лукерьи из Хойто-Аги в большой православный праздник — Воздвиженье — на северной, самой высокой горе установили восьмиконечный православный крест — символ Российского государства и знак основания селения. В следующем, 1781 году, проезжающий священник отслужил у креста молебен и освятил его. С тех пор на государственных и военных картах эта гора именуется как «Крестовка». Думаю, что 14 сентября необходимо узаконить как День поселка Агинское, восстановить на прежнем месте памятный знак (крест) с надписью о том, в честь какого события он установлен. К сожалению, по незнанию или недомыслию, сей знак 14 октября 2000 года был спилен, это был акт святотатства и грубо нарушены права верующих, определенные статьями 2 и 26 Конституции Российской Федерации. <p "="">Вскоре, рядом с домом Александра, поставили свои дома Федор Наумов, Усольцевы, брат Василия Петровича Федор. Расположенный в удобном месте, на торной удобной дороге, ведущей в Китай и Монголию, к соленым промыслам на Торейских озерах, поселок начинает быстро расти. В 1817 году в селении Агинское был образован православный миссионерский стан, он состоял из девяти домов с подворьями, в коих проживало 49 душ православных обоего пола. <p "="">По летописи Тугулдэра Тобоева, еще в 1816 году, по приказу верхнеудинского исправника в Aгe стало три мирских избы — Харгуйтуйская, Сарытаевская и Табтанайская. По ревизии 1816 года, агинских бурят стало семь тысяч восемьсот душ мужского пола (по материалам Агинской экспедиции 1908 года название «Харгуйта» есть только в составе «Усть-Харашибирского булума между Боржигантаем и Ярамой»). В 1848 году внук Василия Петровича Василий Александрович Татауров был командирован в Москву, а с ним хоринские буряты Бадма Мурисун и Намто Одоин для перевода Евангелия на монгольский язык, за выполненную работу все трое были отмечены золотыми медалями «За усердие». Данный факт говорит о довольно высокой степени грамотности Татауровых, о знании ими монгольской грамоты и разговорного бурятского и монгольского языков. В 1811 году было начато строительство в Aгe каменного дацана и в 1816 году устроили освящение, назвав его «Даши Лхундублинг». В соответствии с утвержденным Александром I 22 июня 1822 года Положения об управлении инородцами Сибири иркутским генерал-губернатором, постановлением Иркутского губернского совета от 28 апреля 1824 года была образована Агинская главная инородная управа и 37 родовых управлений, а главный зайсан Тугулдэр Тобын стал исполнять должность головы инородной управы, согласно поданого прошения и постановления иркутского генерал-губернатора от 27 июля 1837 года № 45 восемь тысяч семьсот две души мужского пола вместе с женами и семьями отделились от Верхнеудинского округа и ведомства Хоринской степной думы, и присоединились к Нерчинскому округу и к ведомству Агинской главной инородной управы. С 1823 по 1847 годы селение Агинское входило в состав Читинской волости, которой управлял горный пристав С.И.Смольянинов, 44 деревень, которые были разбросаны на пространстве 450 верст, и в которой проживал 3231 человек. В самой Чите, по данным на август 1826 года, проживало 344 жителя. <p "="">В связи с отделением агинских бурят в 1837 году от хоринских, селение Агинское становится административным центром Агинской главной инородной управы.<p "="">АП
КуКукс Клан
19:29
В конце 19 века в Агинском русских даже не было. Что за бред тут пишут. Агинское появилось как центр Харгуйтуйской мирской избы (В будущем Агинский округ). До начала 20 века в Аге жили одни буряты, правда крещеные, позднее полностью обрусевшие. Так что врёте вы тут аффтор. Прочитайте исторические источники, разберитесь сначала в вопросе. А писать историю практически целого города на основание воспоминаний одной семьи это бред. Откройте сведения официальной переписи 1897 года и увидете, что в Аге жили в крещённые инородцы (в нашем случае буряты) Агинской инородной управы, а также буряты-буддисты и всё. Никаких русских тогда ещё не было, они появились лишь в начале 20 века и то их было меньше китайских торговцев. Не верите? Прочитайте труды Агинской экспедиции 1908 года. Так что не надо тут фальсификацией заниматься. P.S. Спасибо нашим предкам, в особенности Бато-Далаю Очирову, что потрудились пригласить учёных, которые зафиксировали всё. А то всяких фантазёров как дерьма.
Dolgor
13:56
Здравствуйте! Я хочу написать доклад об образвании поселка Агинское и можно ли вас спросить, какие источники можно найти в интернете и какие книги есть?
Олеся
13:51
Конечно, там был основателем крещёный из рода хоринских бурят, по фамилии Татауров. Он ещё основал село Татаурово в Улётовском районе. Его воспитал бездетный купец, взяв к себе из бедной многодетной семьи, дав фамилию Татауров.
Дамдин
11:05
Хори-буряты жили в юртах недалеко от Агинска. А Агинск основали казачки. Да, Татауров был житель Хойто-Аги, он породнился с бурятами. Например, с прародителями Эрдынеева Бато Эрдынеевича-врача. У них остались даже носы горбатые от Татаур.
Народная примета
00:05
Ели вы о себе говорите в последней строке, то самокритично.
виктор
16:56
кто же на родословной пишет историю 90 процентов родсловных-сказки и если даже крест был так этих крестов чуть ли на каждой горе понаставили вообщем тьму египетскую пишешь
Историк
17:25
Крест ставили
виктор
12:29
если даже дом построили что мало вероятно то это будет -хутор потом поглощенный агинском
Вот что сказано
21:22
В Хойто-Аге — появился первый русский поселенец Василий Петрович Татауров, который, облюбовав себе место, построил зимовье, разработал небольшую пашню и стал крестьянствовать.
Далее, что сказано!
Далее...
21:24
Обжившись в Хойто-Аге он породнился
--------->> с местными бурятами.
Значит...
21:25
Представители хори-бурят уже жили до него на этих территориях!
Историк
17:24
Татаурова же вообще переслали в Агинскую степную думу… Какая может быть хойт-ага? Её ещё в помине небыло