Полководцы Чингисхана
Монгольское нашествие XIII века недаром считается исторической катастрофой, в том числе и в Дагестане.
Ученые предполагают четыре крупных вторжения монголов в дагестанские земли, из них по крайней мере три установлены. Это вторжение в начале 1222 г. в обход Дербента, через Центральный Дагестан 30-тысячного войска полководцев Субэдэ и Джэбэ, посланных самим Чингисханом, поход осенью 1239 — весной 1240 гг. военачальника Букдая из армии Менгу-хана (двоюродного брата Батыя) через Агул и Кумух и поход через Приморскую равнину Дагестана между 1259 и 1260 гг. огромной ордынской армии.
В историческом фольклоре есть упоминания о том, что некие кочевники достигли Санчи и Уркараха. Дагестанские письменные свидетельства молчат об этих событиях XIII в., мало об этом событии иноземных источников, но сведения о нашествии сохранились в фольклоре горцев. Жители горных земель Дагестана еще до пришествия монголов Субэдэ и Джэбэ создали «глухую оборону» против вторжений кочевых полчищ с равнины, они как бы самоизолировались от монголов. Такая стратегия обеспечивала сохранение их жизней, сел и земель, однако длительный отрыв от равнины, от установившихся внешних связей должен был оставить свой след в историческом развитии народов Дагестана.
Строго говоря, прорывы с равнины в предгорные территории, а также вверх по долинам крупных рек были осуществимы, однако закрепиться здесь для захватчиков было невозможно. Косвенные свидетельства подобных действий есть. Вот что говорит Ибн ал-Асир, историк XIII в., о действиях Субэдэ и Джэбэ после обхода ими Дербентской преграды с запада: «… татары вступили в области, в которых много народностей: аланов, лакзов и несколько тюркских племен; ограбили и убили много лакзов-мусульман и неверующих и произвели резню среди встретивших их враждебно жителей тех стран...»
Добавим к этому, что его современник — армянский историк Киракос Гандзакеци сообщает, что, обходя Даг-Бары, монголо-татары двинулись по труднопроходимой гористой местности, забравшись довольно глубоко в горы. Но где должно было оказаться это войско, повернув северо-западнее села Яглых? Естественно, на землях Кара-Кайтага.
Слово «лакзы» в то время было собирательным названием всех дагестанцев, так что кайтагцы вполне подходят под упоминание лакзов-мусульман. Но далее, к северу от Шандана, ислам еще не господствовал, так что лакзами-неверующими скорее всего были жители этих земель.
Итак, первое же вторжение монголов в 1222 г. не обошло даргинские земли, жители которых встретили захватчиков враждебно и понесли большие потери. По свидетельству современника татар Ибн ал-Асира, татары убивали женщин, мужчин и младенцев; они вспарывали животы у беременных и убивали зародышей: «Боже, что за несчастье, искры от которого разлетелись во все стороны и вред его сделался всеобщим!»
Походы Букдая 1239-1240 годы
Вторжение монгольского полководца Букдая в 1239-1240 гг. удается по письменным сведениям проследить от Рича, Дербента, Табасарана, Хива, Чирага, Хосреха, Вачи до Кумуха. Известно, что его отряд вернулся в 1240 г. к своему командующему Менгу-хану, пребывавшему в лагере монголов на Терско-Сунженской равнине. Как же можно выйти туда из Кумуха? Самый короткий путь на равнину лежит через Цудахар — Хаджалмахи — Леваши. И если Букдай выбрал именно его, то путь этот также лежал через даргинские земли.
Посол французского короля Г. Рубрик, двигаясь поздней осенью 1254 г. от Алании к Железным Воротам (Дербенту), отмечает, что «между морем (Каспием) и горами живут некие саринцы (мусульмане) по имени лесги-горцы, которые не покорены, так что татарам надлежало дать нам (конвой) 20 человек, чтобы проводить нас за Железные Ворота...». Кто же могли быть эти мусульмане «лесги-горцы», жившие севернее Дербента и затруднявшие монголам движение по приморской равнине? Вероятнее всего, это опять-таки кайтагцы и кара-даргинцы.
Выше мы видели, что соседями «лакзов» здесь Ибн ал-Асир назвал «несколько тюркских племен». Возможно, они принадлежали к кипчакам, которые с XI в. господствовали на равнине.
Но Субэдэ и Джэбэ нанесли им уничтожающий удар, после которого часть кипчаков «искала убежища в горах». Наши этнографы уже указывали на это обстоятельство, выясняя происхождение нынешних балкарцев, карачаевцев и кумыков, которые, будучи кавказцами, говорят на близких языках, восходящих к кипчакскому.
АРД
1 комментарий