980x120
980x120

«Рациональный потребитель» - девиз Всемирного дня прав потребителей в 2020 году

«Рациональный потребитель» - девиз Всемирного дня прав потребителей в 2020 году

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. В 2020 году он пройдет под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»).

Понятия «потребитель и рациональный потребитель»

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Рациональный потребитель — потребитель, располагающий ограниченным количеством средств, которые умеет грамотно распределить между товарами.

Понятия рационального выбора и рационального поведения потребителя играют важнейшую роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке означает «разумное», «адекватное ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соответствие его разумным, с точки зрения экономики, интересам. Считается, что рациональный потребитель стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ.

Различают два типа рационального потребителя. Если первый «теоретический» покупатель не поддается на агитацию рекламы, то второй мгновенно на нее реагирует при условии, что она его информирует и приводит «объективные» аргументы в пользу того или иного товара, что она обращается к его разуму, а не к его эмоциям, что она его убеждает, побеждая силой «объективных» доводов. В реальной жизни мы имеем дело с потребителем, который в своем поведении руководствуется как рациональными, так и иррациональными мотивами, в то же время стараясь найти рациональные оправдания своего покупательского поведения.

Потребление – использование, употребление. Применение продукции, вещей, благ, товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей.

Потребителем выступает каждый из нас, фирма, организация и государство в целом.

Виды потребления: 1) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); 2) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей). Виды потребностей: 1) первичные (физиологические, экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные, духовные); 2) насыщаемые (имеющие чёткий предел) и ненасыщаемые (стремление удовлетворить которые не имеет чётко обозначенного предела [потребность в знаниях]).

К потребностям (мотивам) относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя регламентируются. В рыночной экономике потребитель обладает свободой экономического поведения.

Этапы рационального поведения потребителя:

1) осознание необходимости покупки;

2) поиск информации о товаре или услуге;

3) оценка возможных вариантов покупки;

4) принятие решения.

Доходы и расходы потребителя.

Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ, и услуг на цели личного потребления.

Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учёта покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя.

1) заработная плата;

2) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии);

3) доход от предпринимательской и иной деятельности;

4) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Реальный доход зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход – подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги. Реальный доход = объём конечных доходов / индекс потребительских цен. Расходы потребителя. Виды потребительских расходов:

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги);

2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

Зависимости между доходами и расходами?

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части:

1) используется для покупки товаров и оплаты услуг, необходимых для удовлетворения личных потребностей людей;

2) вторая часть образует сбережения.

1) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму он способен потратить на потребление;

2) чем больший доход получает потребитель, тем больше сумма сбережений;

3) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений;

В рамках Всемирного дня защиты прав потребителей̆ 16 декабря 2020 года у нас будет проводится «Горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей. Наши телефоны: 8(30239) 3-41-64; 8(30239) 3-45-42. Звоните будем рады Вам помочь.

Автор:
Специалист по защите прав потребителей Дашиев Соел Баирович
Нет комментариев. Ваш будет первым!