980x120

От Сталинграда до Бранденбургских ворот

От Сталинграда до Бранденбургских ворот

Сто лет назад, 15 января 1923 года, в семье ортуйских животноводов родился Бато-Мунко Лодонов, впоследствии ставший кавалером орденов Славы, Красной Звезды, сражавшийся в составе 321-ой стрелковой дивизии на Волге и дошедший до Берлина, Почётный гражданин Агинского Бурятского автономного округа.

В 321-ой дивизии

Бато-Мунко Лодонов принимал непосредственное участие в штурме Берлина в составе 82-й гвардейской дивизии, которая была преобразована из 321 стрелковой дивизии 2-го формирования 19 марта 1943 года. 321-я дивизия основана на станции Безречная: с 1 марта до 13 июня 1942 года формировалась из молодых призывников из Иркутской, Читинской областей, из республик Якутия и Бурятия. В течение трёх месяцев призывники прошли начальную военную подготовку, и 13 июня эшелон с бойцами пошёл на Запад. Через полмесяца выгрузились севернее Сталинграда в районе станции Серафимовичи и сразу выдвинулись на передовую. 15 патронов и одна граната - такое было снаряжение солдата там, где в то время решалась судьба Отчизны.

Теперь мы знаем, что отборные дивизии врага нашли здесь могилу, наткнувшись на стойкость и храбрость советских воинов. В Сталинградской битве, начавшейся 17 июля 1942 года, невероятный героизм показали и забайкальцы.

За Сталинград

Отпечатались в памяти Бато-Мунко Лодонова фронтовые будни. В каких только переделках ни бывали бойцы 321-ой стрелковой дивизии!

13 февраля при очищении поселка Котельниково почти неделю не выходили из окопов, отражая яростные атаки противника. Теряли друзей. Голод и холод донимали солдат. Но Бато-Мунко Лодонович из этих сражений выходил целым и невредимым, как заговоренный, чему сам потом, в мирной жизни, очень удивлялся.

Конечно, полвека - срок большой, многое стерлось из памяти. Но ветеран хорошо помнил, как он преодолевал Днепр. В том месте, где находились минометчики, немец простреливал каждый метр. Не хватало плавсредств. Поступила команда: переправляться кто как сможет и закрепиться на правом берегу. Сержант Лодонов с группой солдат сколотили из досок, пойманных в воде, подобие плота. Когда достигли середины реки, вспыхнула немецкая ракета и осветила их, начался обстрел. Вскоре все солдаты оказались в воде, потеряли друг друга из виду.

Батомунко Лодонович чудом доплыл до вражеского берега, выбрался из воды и прыгнул в глубокую воронку от авиационной бомбы. Первым делом начал выжимать одежду. И в это время рядом упала бомба, засыпала его землей. Ни вздохнуть, ни пошевелиться. Ему показалось, что вот он - конец. Вдруг почувствовал: кто-то дергает его за волосы… Тут же потерял сознание… Сколько пролежал, не помнит. Кто-то пнул по подошве сапога. Вроде бы человек шевелится, но кто - свой или немец? Уши заложило, ничего не слышит. Потом выяснилось: вовремя подоспел его боевой товарищ старшина Филимонов и раненые сержант Лодонов с капитаном Ильясовым только через двое суток дошли до полевого госпиталя. Там сержанту вынули из затылка осколок боевого снаряда.

Это было единственное ранение Бато-Мунко Лодоновича за всё время войны. И так с первых дней боевого крещения награды украсили грудь героя: за Сталинградскую битву - медаль «За отвагу», за форсирование Днепра - орден Красной Звезды.

За Берлин

Весной сорок пятого года Батомунко Лодонов участвует в Берлинском сражении.

Однажды поручили ему сложное боевое задание: доставить в штаб армии, располагавшемся на другом берегу реки Шпрее, секретные документы. Командир отобрал троих бойцов во главе с Лодоновым. В пути ранило двух солдат. Бато-Мунко Лодонович перешёл реку по висячему мосту и выполнил ответственное задание командования. За выполнение этого задания и за отвагу в боях ортуец награжден орденом Славы III степени, который ему вручил сам командующий армией перед строем.

Также ветеран вспоминал, как в один из последних дней войны, когда его батальон находился в центре Берлина, командир скорее попросил, нежели приказал, сходить за водой для раненых и изнемогающих от жажды солдат. Когда Бато-Мунко Лодонович шёл по подвалу большого разрушенного дома в поисках воды, навстречу вышли несколько немцев. Не на шутку испугался солдат. Дойти до логова врага, и на тебе - такая нелепая ситуация. Пока он стоял, опешивший от неожиданной встречи, следом за немцами вышел конвоир, наш солдат и, заметив удивленные глаза сержанта, сказал: «Не знаешь, что ли? Война закончилась!» Сержанта охватило оцепенение, еле удержался на ногах. Но всё-таки нашёл воду и вернулся к своим. А там уже знали о конце войны.

Через день-два начали вручать награды, на этот раз Бато-Мунко Лодонович был награждён орденом Славы ΙΙ степени.

У Бранденбургских ворот

Многие газеты и журналы 1945 года обошла фотография одного русского и четырёх бурят в военной форме у разрушенных Бранденбургских ворот, самой известной достопримечательности Берлина и национального символа Германии. В центре снимка - Бато-Мунко Лодонович Лодонов. Есть у фотографии своя история.

На одной из улиц поверженного города Бато-Мунко Лодонов встретился с командиром отделения связи Семеном Дугароном из Еравнинского района Республики Бурятия. Отыскали еще троих земляков - Георгия Викулова из Оловянной, Базара Балданжапова из Борзи, Бато Рабжаева из села Цаган-Челутай. И решили сфотографироваться на фоне Бранденбургских ворот, прямо в центре побеждённой фашистской столицы. Так появилась фотография пяти фронтовиков-забайкальцев - память о Великой Победе, масштабы которой они, победители, тогда еще не осознавали.

Ветеран рассказывал, что Берлин встретил советских солдат с более-менее сохранившимися зданиями: немцы прилагали максимум усилий недопущения разрушений домов своей столицы. Рейхстаг напомнил бойцу ханский ордон. Однако, весь его первый этаж с наружными подступами был так загажен, что невозможно было пройти на верхние этажи здания. Так здание, прослывшее «логовом зверя», был превращен в банальный туалет.

Взвод Батомунко Лодоновича поселили в бывших немецких казармах. Только тогда у него и его товарищей впервые почти за 3 года появилась возможность снять тяжелые солдатские сапоги, гимнастерки и поспать на настоящих железных кроватях.

В мирное время

Бато-Мунко Лодонов демобилизовался 25 февраля 1947 года и вернулся домой. Сменив армейскую гимнастерку на гражданский пиджак, работал завотделом Могойтуйского РК ВЛКСМ, инструктором Агинского окружного комитета комсомола. Затем активно включился в восстановление родного колхоза «Улан-Одон». Был бригадиром, парторгом, председателем сельсовета, культработником. Выйдя на пенсию в 1983 году, не прекратил трудовую деятельность, продолжал работать. Его общий трудовой стаж составляет почти 42 года. К многочисленным боевым регалиям прибавились трудовые награды.

Участвовал в юбилейных торжествах, посвященных 60-летию Сталинградской битвы и параде Победы в г. Москва в 2005 году. В числе почетных гостей ветерана чествовали Президент РФ В. Путин, экс-президент США Д. Буш, премьер-министр Японии Д. Коудзими, канцлер Германии Г. Шредер и другие.

Умер Бато-Мунко Лодонов в с. Ортуй в 2018 году.

Дарима Базарова,

главный библиотекарь отдела информационного и сервисного обеспечения

Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.

Источники:

Почетные граждане Агинского Бурятского автономного округа/ под редакцией Ц.Т.Тумуровой. Улан-Удэ: «НоваПринт», 2011.

Гонгоров Ц. У Бранденбургских ворот// Забайкальский Рабочий. – 1995 - №73.

Соктоева Б. Бато-Мунко Лодонов: «Мартагдашагүй баяр ёhололдо хабаадаха азатай байбаб»// Толон. – 2005 - №21.

Шабаев Н. Далан хальhан// Буряад үнэн. – 2005 - №38.

Ян А. Наш земляк у символа Германии. История фотографии // https://www.infpol.ru/137517-nash-zemlyak-u-simvola-germanii-istoriya-fotografii/

Источник:
aginskoe.ru
Новости