980x120

Интервью с руководителем группы «Тγбэргѳѳн» Леонидом Бабалаевым

Интервью с руководителем группы «Тγбэргѳѳн» Леонидом Бабалаевым

1 декабря в ККЗ «Амар Сайн» состоится концерт «Тумэн арадай тγбэргѳѳн»», посвященной 40 – летию творческой деятельности руководителя группы «Тγбэргѳѳн» государственного учреждения культуры "Национальный театр песни и танца "Амар сайн" Леонида Бимбаевича Бабалаева.

Является Заслуженный артист Российской Федерации (2007), Заслуженный артист Республики Бурятия (1998), Заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа (2003), Заслуженный деятель культуры Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (2005), Лауреат I степени международных конкурсов улигершинов (г. Чойбалсан- «Алтаргана-2000»; г. Улан-Удэ - «Алтаргана-2006»), Лауреат международного конкурса по искусству горлового пения «Дыхание веков», ветеран Бурятского национального театра песни и танца «Байкал», с 1999 года – руководитель фольклорной группы.

С именем Леонида Бабалаева связана целая история становления и развития горлового пения в Агинском Бурятском округе и не только, за эти годы проделана колоссальная работа, проведены бесчисленные концерты и выступления группы. В репертуаре группы особое место занимает горловое пение в сопровождении национальных инструментов: хуур, лимба, чанза, ятаг, хомус, иочин. Они обогащают исполнение бурятских песен, а в сочетании с горловым пением буквально завладевают вниманием зрителя

Леонид Бимбаевич, расскажите о себе.

Я родился 1 апреля 1953 года в с. Санага Закаменского района Бурятской АССР, в семье нас трое детей, сестра осталась на родине, брат живет в г. Улан – Удэ. Там же окончил среднюю школу. После службы в армии приехал на родину и на глаза мне попалась книга о Ленинградском балете с фотографиями знаменитых артистов балета Викуловым Сергеем Васильевичем, Ермолаевым Алексеем Николаевичем. Их увидел и мне очень понравилось, в 1972 году поступил в Культпросветучилище г. Улан – Удэ на отделение хореографии. И после окончания в 1975 году молодым выпускником был принят в Государственный ансамбль песни и танца «Байкал». За эти годы были поставлены огромное количество номеров, концертов, спектаклей, балетов. Вместе с ансамблем «Байкал» выступал во многих городах Советского Союза, а также за рубежом – в Чехословакии, Монголии, Японии, Франции, Бельгии, Испании, Италии.

Как вы решили заняться горловым пением?

В 1995 году после двадцати лет танцевальной карьеры артисты выходят на пенсию. Как раз в этот год из Монголии в Бурятию с гастролями приехал государственный ансамбль песни и танца Монголии «Тумэн Эх» с фольклорной группой горлового пения из четырех человек под руководством профессора Одсурэн. Директор театра «Байкал» Абидуев Александр попросил профессора обучить артистов горловому пению. С октября до нового года профессор с нами занимался, мы получили азы горлового пения. Летом 19997 году профессор Одсурэн приехал в Бурятию и позвал меня и Аюшиева Сергея в Монголию для дальнейшего обучения. Он помог овладеть игре на морин хуре, чтобы мы могли сопровождать свое пение. Осенью я приехал обратно в Улан –Удэ обучившемся специалистом. Попасть в ансамбль "Амар сайн", в то время уже довольно известный, но еще не имеющий статуса "Государственный театр", помог случай. В 1999 году в Улан-Удэ я встретился с председателем Департамента культуры Агинского Бурятского округа Рыгзыном Цырендоржиевым и директором ансамбля "Амар сайн" Балбаром Абидуевым. Они-то и предложили мне работу в Агинском. В то время театр "Байкал" переживал не лучшие времена. Зарплата, была не ахти какая, да и выдавалась с задержками в два-три месяца. В Агинском же мне пообещали хорошую зарплату и жилье. На такое более чем заманчивое предложение не согласиться было нельзя, к тому же, моя жена Цыпелма Дашинимаевна родом из певучего села Зуткулей, вот так мы переехали в Агинское.

За эти двадцать лет работы в театре «Байкал», что Вам больше всего запомнилось?

Конечно же, возможность работать с ведущими балетмейстерами Советского Союза. Например, с народным артистом Советского Союза, Героем Социалистического Труда, Заслуженным деятелем искусств РСФСР, художественным руководителем и главным балетмейстером Красноярского государственного ансамбля танца Сибири Михаилом Семеновичем Годенко. Также ставил монобалет на буддийскую тематику «Сон старика» Игорь Александрович Моисеев – народный артист СССР, Герой социалистического труда, основатель государственного академического ансамбля народного танца (ныне – имени Игоря Моисеева). Конечно же, много гастролировали по стране и за рубежом.

Леонид Бимбаевич, расскажите нам о предстоящем концерте.

Мы пригласили всех артистов, кто стоял у истоков создания и развития группы «Тγбэргѳѳн». Это Барас Мункоцыденов, Барас Батомункуев, Алексей Цырендылыков, Чимит Санжимитупов. Сейчас наша группа состоит из 4 человек: меня, Жаргала Бадмадоржиева, Баира Донирова и выпускницы Академии искусств Монголии специалиста по протяжной песни Бажигмы. Музыку пишет и делает аранжировку Баир Дамдинжапов. Репертуар концерта в основном основан на духовном песнопении, патриотическом восхвалении героев бурятских легенд Бабжаа Барас батоора, княгини Бальжин Хатан. Я надеюсь, что молодое поколение будет воспитываться на наших песнях, впитывая через звуки культуру и традиции бурятского народа. Я хочу сказать, что, скорее всего, это будет мой последний сольный концерт, уже тяжело физически в силу моего возраста. Но я не заканчиваю сою карьеру, а в театре я остаюсь на контрактной основе.

Какие у вас планы на будущее?

Летом этого года ездил в г. Улан –Удэ, директор Бурятской государственной филармонии предложил создать фольклорную группу горлового пения. Я еще ответ не дал, сейчас нахожусь в раздумьях. Для этого надо специалистов подобрать, обучить, подобрать репертуар и многое другое.

Леонид Бимбаевич, что Вы хотите пожелать коллективу театру «Амар Сайн»?

Когда я приехал в Агинское в период его расцвета, тогда Главой Администрации Агинского Бурятского округа был Баир Жамсуев, шло хорошее финансирование. Да, сейчас не самые лучшие времена, да бывает тяжело, но я хочу сказать молодым артистам, что нужно пройти через все тернии жизни и выйти победителями. Нужно держать «хвост пистолетом», смотреть на перспективу развития, а для дальнейшего развития театра нужно больше гастролировать не только по Забайкальскому краю, но и выезжать за пределы России, в Европу, Корею, Японию, западную часть России. У нас есть возможность пробивать гастроли через Министерства культуры края и Москвы. Таким образом, в театр можно привлечь молодых талантливых артистов, которые хотят посмотреть на мир.

Спасибо за беседу!

Юлия Манлаева

Новости