1220x150

Народный журналист: Агинский Бурятский округ. Родина или уродина?

Народный журналист: Агинский Бурятский округ. Родина или уродина?

Данным высказыванием хочется понять нынешнее отношение земляков, жителей округа и выходцев из него к происходящему в округе. Каковы на сегодня дела в административно-территориальной единице с так называемым «особым» статусом? 

Ведь скоро, 1 марта 2018 года будет юбилейная дата - 10 лет со дня образования нового субъекта Российской Федерации – Забайкальского края. Да, уже прошло десять лет как в соответствии с Федерально-конституционным законом №5-ФКЗ от 21.07.2007 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа», Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ прекратили свое существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 марта 2008 года. В составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа создалась административно-территориальная единица с особым статусом - Агинский Бурятский округ. Соглашусь, несколько формально, законы, статьи, юридические понятия. Но факт остается фактом, да и знать полезно.
Возможно, я как простой обыватель не замечаю каких-то приготовлений к празднику, заявлений, статей в сети и прочего, когда они на самом деле есть. А может их и нет вообще. Что тут праздновать? Живем так и живем, прошло 10 лет ну и ладно, дальше будем жить. Уверен, большинство так и думают. Но, увы, это поверхностный взгляд. 10 лет на самом деле огромная дата на жизненно-временной линии каждого отдельно взятого человека.
Что принесло это десятилетие нам, жителям не автономного Агинского Бурятского округа и чего ждать от следующего? Как нам жилось «до» и как живется «после»? Подобные вопросы не раз обсуждались в различных печатных и интернет изданиях с начала образования нового субъекта вызывая бурю комментариев и споров. Но что из этого на самом деле есть правда, а что нет, всегда оставалось невыясненным. Исходя из этого, я постараюсь описать наиболее реалистичную картину «изнутри» как непосредственный участник всех происходящих процессов. Понимаю, что в любом случае найдутся противники написанного, так и сторонники.
Родившись в 80-х годах прошлого столетия я вырос в самый рассвет Агинского Бурятского автономного округа как отдельного субъекта. В моих детских воспоминаниях навсегда осталась аббревиатура «АБАО», как символ моей уникальной малой родины которой я несказанно гордился. Учась в школе, в одном из сельских поселений округа, я также ощущал то социально-экономическое благосостояние, которое царило вокруг. Классы были полны учениками, преподаватели вовремя получали заработную плату, материально-техническое оснащение было на уровне. Общественное настроение было позитивное, как и бывает у людей уверенных в своем будущем. Став студентом, и уехав в далекий город, я в той же мере ощущал ту гордость, когда на вопрос: «откуда ты? отвечал – с Агинского округа, из Агинска». К нам, землякам, ребята с других городов и регионов относились с каким-то неподдельным уважением, слушая рассказы о нашей малой родине.
Это все вышеописанное часть добрых воспоминаний не только моих, а всех кто рожден в начале 80-х и начале 90-х годов. Учившихся и взрослевших в окружной автономии. Ведь именно наше поколение сейчас живет с привитой с детства любовью к малой родине и находится в том возрастном пике, когда объединившись и приложив усилия, может влиять на происходящие социально-политические процессы. А изменения нам нужны еще как, ведь сейчас:
- не нужно обладать специальными знаниями, чтобы своими глазами видеть кризис сельских поселений округа. За последние годы сельское население сократилось в 3 раза, если проехаться по селам, то можно увидеть огромное количество пустых брошенных или закрытых домов. Основной контингент люди пожилого возраста, которым уже нет смысла куда-то уезжать и немногочисленные дети – учащиеся школ. Ситуация в школах не лучше – максимум 100-150 учеников или еще меньше. Переезжают в основном в городские поселения Могойтуй, Агинское, часть - в ближайшие города как Чита и Улан-Удэ.
- постоянные сокращения рабочих мест муниципальных, бюджетных, а также федеральных организаций. Людям негде работать, чтобы заработать себе на жизнь.
- ни для кого не секрет сейчас что происходят постоянные задержки заработных плат в различных сферах, в особенности бюджетной. Это особенно тяжко бьет по людям, у которых обязательства перед банками в виде просрочек по кредитам, невыплаты и соответственно наложение штрафов и арестов.
- основной сектор экономики округа – аграрный, в настоящее время испытывает не менее большие затруднения. Поддержка если и оказывается в виде займов, субсидий и грантов, то только на отдельно взятые фермерские хозяйства. В дальнейшем аграрий должен самостоятельно освоить средства, которых в большинстве случаев не хватает, реализовать продукт и отчитаться. О техническом оснащении речь уже не идет.
- сельское хозяйство держится только на поколении тех людей - наших отцов и матерей, которые выросли на нем и той части нашего поколения, которым передались азы управления и обращения с сельскохозяйственными животными. Подрастающему поколению это все «даром не нужно».
Конечно, обстановка в целом лучше чем в других районах края и возможно по стране. Осталось то, что было собрано и создано в годы автономии благодаря команде настоящих управленцев и патриотов. Но всё со временем без должной заботы приходит в упадок. Сколько бы ни говорили и не писали о чудесном состоянии дел на лицо совсем другие факты.
Вышеизложенное, лишь сегодняшнее настоящее. Я не стал писать, погружаясь слишком глубоко в корни происходящего, делать какие-либо выводы и громкие заявления (тем более анонимно), иначе каждый пункт стал бы отдельной статьей. Надеюсь, большинство читателей поймут и вникнут. Если прошедшее десятилетие дало такие результаты, то да, определенно нужно что-то менять. А изменить что-то могут только те, кто душой радеет за округ и за его жителей. Люди, которые знают, как мы можем хорошо жить и работать, выросшие и живущие в родном округе.
И я верю, что они есть.

Gopher

Болот
17:34
Проблем много сейчас в округе, но мы на порядок лучше держимся, чем другие районы, но когда мы упали, нам есть с чем сравнивать, как было до
Батор
18:29
Статья актуальная, но мне почему-то не нравится заглавие.
Мунко
18:32
Новая команда будет явно слабее и не сможет поднять округ до состояния прошлого десятилетия, будут просто управленцами, распорядителями бюджета, но преждевременно оценку делать не стоит, новые умы с новыми полномочиями могут перевернуть подход в управлении округом
Батор
18:36
из статьи А.Козлова на сайте Чита.ру «Чтобы регион сделал рывок, нужно нечто сверхъестественное» понятно, что было и будет с нашим регионом. Если столичные правители не повернутся лицом к нам, а не «задом», то ничего не изменится.
Батор
18:37
Уважаемый
19:37
Заглавие статьи конечно слишком наглый. Назвать округ уродиной… Может придти в голову только не Агинскому. Все что сейчас происходит, тотальное безденежье и прочее оно всегда было в России. Сейчас мы приблизились к общероссийскому уровню… Раньше Округ жил богато, являясь отдельным субъектом Федерации, в остальное время как Ононский район и другие районы России жили впроголодь. Забудьте АБАО, возрата нет. Дальше живем по среднестатистическим показателям всея России
Баир
20:06
Мне кажется автор не назвал округ уродиной..) это это стилистическое заглавие такое, или-или. Ну типо выбора. Кому Родина а кому уродина.
Баир
20:07
А так написано где то верно, где-то нет…
Житель ононских степей
14:33
Ононский район никогда не жил впроголодь. Это Агинский шовинизм так предвзято относится к жителям по южному берегу Онона. Буряты, живущие вне автономных образований, всегда испытывали голод в развитии своей родной культуры и языка, развивались вместе со своими земляками небурятской национальности в одном русле и приобщаясь к ценностям общесоветской и российской цивилизации, тогда как вы, уважаемые агинчане, имея на то государственное финансирование (а на развитие культур малых народов государство выделяло огромные деньги), жили припеваючи и с высокомерием относились к ононским бурятам, называя нас обрусевшими. А мы в этом не виновны…
Бутит
16:46
Да. Про голодающий Ононский район пугающе критичное замечание. Если в сравнении с другими районами края Ононский, и остальные прилегающие к округу районы никогда не бедствовали так явно. Но про агинский шовинизм вы явно перегнули, это же ведь крайняя форма рассовой дискриминации… буряты бурят прижимают на таком то уровне??? нет не было такого. И не будет. Где человеку родится, никто не выбирает, Ононских бурят да и жителей по ту сторону Онона я знаю как добрых и отзывчивых людей, светлых и наиболее гостеприимных если сравнивать другие районы.) ИМХО.
Житель ононских степей
13:43
Спасибо большое, что так по-доброму отзываетесь о моих земляках. Это действительно так. Не хочу называть агинских убярт шовинистами, у меня много друзей в округе, родственников. Но общий стереотип ментальности никуда не денешь. «Богом забытый край», «Ононой буряадууд юуш угы аад лэ, ямар томоотой ябана», «Я с хамниганами не общаюсь» — частенько приходилось мне слышать в пору моей молодости от моих сородичей из округа эти слова. Хотя мы и не хамниганы. Одни из 8 родов агинских хори-бурят. В советскую пору в национальные округа спускались большие деньги, подтверждая великую Дружбу народов СССР, тогда как Ононский район развивался как обычный район РСФСР, преподавания на родном языке не было, более того в общественных местах понуждали говорить только на русском языке. Все это несомненно сказалось на менталитете ононских бурят. И может быть отсюда такое предвзятое отношение к своим соплеменникам по другую сторону Онона.
Уважаемый
22:08
Мы имели ввиду экономическую составляющую. Нет разницы, бурят где родился, ТЫ БУРЯТ))
Марина
20:30
Округ становится другим, жители Забайкальского края просто не любят свой регион, а жители округа со временем могут также из-за проблем и условий отнестись к своей малой родине уже без каких-либо иллюзий, массовый отток населения уже происходит, это ли не оценка происходящему…
Б.Бальжинимаев
22:13
Только и умеем что жаловаться. А на деле ноль. Нужны кадры! А не это всё
Марина
22:31
Это да, нужны кадры, может кто-нибудь есть в администрации округа, районах или поселениях, кто сможет поднять округ, нужна хорошая команда вокруг него, которая будет состоять из патриотов с профнавыками эффективного управленца и способностями грамотно лоббировать интересы округа на краевом уровне, необходимо делать усилия в этом направлении, так как 2 наших лидера на федеральном уровне не всегда будут на тех позициях просто по возрасту, только благодаря им сейчас считаются с округом, потом будем простым большим районом из 3 подрайонов
Агинская
19:46
А куда делись все те студенты, которые пачками по квоте АБАО поехали учится в Москву, в Финансовые академии и.д? Уже несколько выпусков выпустились, и все осели в Москве и т.д… Почему их, молодые кадры, с современным взглядом на экономику, не оставили работать на благо нашего района?
123
20:22
Да начхать им на колхоз
Баир
23:54
Жаль… капец как жаль
Б.Бальжинимаев
22:32
Верно сказано! Полностью согласен!)
Глава поселения
00:58
Родина есть родина, какой бы она не была, уродиной может стать по веским причинам и только субъективно, необходим позитивный взгляд на будущее и стремиться начать с себя, так в совокупности мы сможем восстановить благополучие округа!
Бато
01:20
Тиимэлдаа
Глава поселения
09:11
Нужно что-то сверхьестественное для нового импульса, это может обеспечить только нестандартно мыслящий и творческий человек, так как есть все ресурсы, которые нужно собрать воедино в один четкий механизм, который будет использовать все новейшие фишки управления, опыт других территорий, поэтому требованием должно быть ещё к молодому возрасту с адаптивным мышлением в соответствии со временем
123
11:38
Нужен тот человек, который знает работу управленца снизу, который как говорится ртом землю ел. Мажоров и белоручек население не поддержит.
Аноним
12:50
Нужен просто умный менеджер
Дарима
12:53
Статья актуальная, заставляет задуматься
Б.Бальжинимаев
16:36
Особенно про поколение которому округ нахрен не нужен
Гость
19:01
Нужны мотивирующие новости об успехах наших земляков, авось так немного воодушевимся
Гость
19:03
Сегодня сидя за обедом, размышлял, почему автор позволил так озаглавить статью резким манером уродиной, спонтанно дошло, если бы он так не назвал, как бы он привлёк внимание к проблеме округа, чёртов молодец) я обратил внимание и всё прочитал)
Иван
11:34
Да хорошая статья.нужно еще больше.
Дульдурга
10:17
Молодец! Так надо поднимать народ, главы поселении в период существования АБАО жили припеваючи денег хватало на все а сейчас бюджет любого села = максимум 2 млн, тогда как у министра финансов России Силуанова официальная зарплата = годовому бюджету одного из любых сел округа, отсюда вывод напрашивается (у всех чиновников з/п космическая) Никто из молодых не приедет из Москвы (родившиеся в АБАО) в Округ поднимать экономику хотя за счет АБАО получили образование в Москве и Санкт-Петербурге.Так что нам жителям надо напрячь все силы и возможности для поднятия экономики малой Родины! сделать выбор правильный 18 марта 2018г а не как 1.03.2008года. будьте смелыми смотреть в правду глаза.
Юля
11:41
Конечно, приятно когда люди пишут свои мысли по разным темам, так держать! Свободу слова простым Человекам!!! Как хорошо что есть такой портал где каждый может высказать свое мнение!!!
Бато
13:35
Почти
Бато
04:13
Глянем в историю.
Среди Монголов с давних времен ярко было выражено расслоение населения. Баяшуул, ноены, чиновники, купцы — это элита. Затем средний слой, имели от 40 до 100 крс, лошадей 10-20, овец от 100 до 500ед. Бедные, от 5-10 коров, 10-20 овец, 1-2 лошадей, или ничего не имели и работали на дядю. Отсюда, средний и высший слои населения обладали большим влиянием на ход событий вообще в целом, и вообще люди они умные и грамотные. За последние несколько веков шло интенсивное переселение русских вокруг Байкала, Забайкалья, Дальнего Востока. Лозунг был один «мы Русские, братья Монголам». Переселялись на разных местах по разному т.е постепенное доминирование. В это время идет полное торговое содружество с Русскими. Тут же один из Монгольских народов Хальмаг переходят под покровительство России. Таким образом с Запада переселяются Русские, с юга Китай переселяется на земли ЗБайкала и Забайкалья. Затем происходят стычки конечно на национальной почве, они всегда были. Тут роль начинают играть Хоринцы. Едут в Москву с решением войти в состав России. Это решение Москва естественно одобряет. Теперь фактически может уже устанавливать свои законы. И происходят 2 революции. 1-е это Государственный Переворот с раскулачиванием, расстрел и т.п всех выссших слоев населения которые могут и в силах противосстоять. Рычагом и ключом в этом же деле является его же народ. 2-е это чисто добивание самостоятельности народа.
Нууу, теперь, почему то в безлюдные Агинские земли переселяются Хоринцы.
Бато
04:22
А теперь хотят самостоятельности
Загрузка...
Информация

Агинки - это валюта окружного сайта, которая может использоваться жителями округа на разные цели, не только на сайте.

Вознаграждение за вашу активность:
- Новость - 10 агинок (добавление свежих новостей)
- Статья - 10 агинок (добавление интересных статей)
- Афиша - 10 агинок (добавление актуальных афиш)
- Комментарии и отзывы - до 1 агинки (добавление комментариев под любой записью)
- Организации - 2 агинки (добавление организации)
- Новости организации - 2 агинки (добавление новостей организаций)
Как на этом заработать?
- Зарегистрироваться на портале (получаете 5 агинок бонусом)
- В появившемся личном меню выбираете создать (новость и др.) или пишите комментарии
- Наблюдаете во вкладке "баланс" автоматически поступившие агинки
Какая ценность агинок?
1 агинка равна 1 рублю
Пример: вы зарегистрировались, получили 5 агинок бонусом, предложили 5 новостей и 5 статей, итого у вас 105 агинок, их можно потратить на шаурму стоимостью 100 рублей, отправив агинки на аккаунт продавца, у вас еще останутся 5 агинок