980x120

Общественники считают, что древо Намдакова на Байкале оскорбляет религиозные чувства

Общественники считают, что древо Намдакова на Байкале оскорбляет религиозные чувства

Композиция «Хранитель Байкала» – совместный авторский проект арт-фонда Даши Намдакова в Москве и иркутской галереи Виктора Бронштейна. Напомним, скульптура появится на самой высокой точке Ольхона – мысе Хобой – уже в сентябре. Её открытие состоится в рамках международного Байкальского экологического водного форума.

У подножия композиции планируется проводить различные мероприятия, связанные с народным искусством. Ожидается, что это место станет центром экотуризма, где будут устраивать выставки и концерты. Само изваяние представляет собой древнее дерево, крона которого превратилась в окаменевшую «корону» с застрявшими в ней окатышами байкальской гальки.

Неопровержимый аргумент

Идея создания «Хранителя Байкала» появилась у Даши Намдакова ещё в прошлом году. Летом 2016-го художник вместе с известным бизнесменом и меценатом Виктором Бронштейном побывал на Ольхоне на всемирном слёте шаманов. Их лидер – Баир Цырендоржиев – дал согласие на установку композиции на мысе Хобой.

- Он сказал, что это одно из самых сакральных мест и что духи Байкала будут ликовать, если скульптора будет установлена тут, – цитирует Бронштейна «Ирсити!Ру».

Остальные шаманы эту идею также поддержали. «За», по словам иркутского мецената, также выступили жители Ольхона и местная администрация. Изначально для изваяния хотели выбрать другое место – рядом с мысом Бурхан в Хужире, чтобы его было легче охранять. Но потом Намдаков заявил, что композицию нужно воздвигнуть именно на Хобое.

- Он привёл совершенно неопровержимый аргумент: «Я чувствую, что она должна стоять только здесь». С этим уже не поспоришь, – рассказал Бронштейн.

Ещё один шаманский обряд прошёл на Ольхоне в начале июня. Духи «разрешили» людям поставить на крупнейшем острове Байкала искусственное древо. Правда, возникла проблема с земельным участком. Это зона хозяйственного назначения. Перед тем, как разместить там скульптуру, заповедную территорию нужно сделать рекреационной, сообщали «Вести-Иркутск». Для того, чтобы сменить «юридический статус» мыса, Даши Намдаков и Виктор Бронштейн даже обратились в комитет Госдумы по природопользованию.

- Нам сказали, что всеми силами помогут. Сейчас мы должны дать им инженерный проект установки скульптуры, – рассказал иркутский меценат.

Во сколько обойдётся создание композиции, а также благоустройство территории – пока загадка. На пресс-конференции в декабре называлась сумма от 27 до 40 миллионов рублей.

Памятник, как защита

Ранее Виктор Бронштейн отмечал, что новое творение Намдакова может стать «импульсом к спасению» озера.

- Из-за варварских вырубок леса страдает огромное множество ручьёв и небольших рек, питающих Байкал. А ещё и Монголия грозится построить на Селенге каскад электростанций и «обескровить» озеро, – отметил он. – Очень важно, что этот проект заинтересовал весьма высоких руководителей российского государства, и они изъявили желание поучаствовать в открытии уникальной скульптуры, которая через своих собратьев в центре Лондона, в Китае и в других странах обязательно будет сигналить на весь мир о бедах Байкала и взывать о помощи.

По замыслу, памятник не только украсит берег Байкала, но и защитит его от всяческих напастей, в частности – от обмеления и загрязнения.

От чудовищных туалетов до иллюминатов

Минувшей зимой в соцсетях развернулась оживлённая дискуссия относительно будущей скульптуры. Творение Даши Намдакова «раскололо» жителей Бурятии и Иркутской области на два лагеря. Одни выступили за установку композиции на Ольхоне, другие были категорически против. По этому поводу в группе «Спаси Байкал» в Facebook даже организовали опрос.

Так, многие интернет-пользователи заявили, что на Хобое изваяния быть не должно, ведь это место считается священным. Люди приходят туда помедитировать, помолиться или же просто насладиться видом на Байкал. Посетители паблика отмечали, что «Хранителя» лучше установить в населённом пункте. И даже предлагали свои варианты.

- Например, на въезде на остров. Там и так всё изъезжено, новые участки хрупкой растительности не пострадают, как у Хобоя. Правда, у переправы такой бардак – одни туалеты чудовищные чего стоят и вряд ли автор захочет «вписать» туда свою скульптуру. Но опять же, факт её нахождения там, вероятно, пристыдил бы людей, ответственных за порядок. К тому же скульптура могла бы стать приветственным символом Ольхона – чтобы гости лишний раз понимали, куда едут, – написала участница сообщества Юлия Мамонтова.

Другие посетители оказались более категоричны. «Остановите кто-нибудь это безумие», – призвала иркутянка Елена Туринцева. Не менее бурное обсуждение развернулось и в общедоступной группе «Наш дом – Бурятия!» в Facebook. «Чтобы спасти Байкал, нужно закрыть все заводы, которые его загрязняют», «Походит на усохшее дерево – это знак вырождения», «На вкус и цвет товарищей нет. Наверное, не стоит ставить это на Байкале», «Так голое дерево и показывает, до чего мы докатились», «Печальный памятник», – возмущались жители республики.

- Скопируйте и увеличьте изображение, – посоветовал один из посетителей паблика. – На морду козла похоже. Козёл – символ сатаны. Иллюминаты используют подобные изображения.

«Если провести обряд, то можно»

Высказался по этому поводу и известный шаман Валентин Хагдаев.

- Вопрос мы действительно обсуждали долго, созывали целый экспертный совет. Сначала скульптуру хотели установить у мыса Бурхан – самого известного места на острове, но я был категорически против. Духи могут разгневаться изображением идола. Выбрали Хобой. Это тоже священное место, но если провести специальный обряд и спросить разрешения у божеств, тогда можно. Пускай люди приезжают и любуются, – пояснил он «Комсомольской правде в Иркутске».

Как уже отмечалось выше, мыс Хобой и его окрестности относятся к зоне хозяйственного назначения. Строительство скульптур и других подобных объектов там не предусмотрено, хотя в Прибайкальском нацпарке, на территории которого расположен Ольхон, возражать против появления композиции не стали.

- Но для этого необходимо выбрать подходящее место, которое бы соответствовало всем нормам законодательства и одновременно было бы достойным объекта, имеющего глубокое духовное и культурное значение, – уточнили в пресс-службе резервата.

Как пояснила тогда «Байкал-Инфо» руководитель общественной организации «Мой Байкал» Надежда Николаева, поиск нового места для установки изваяния может вызвать некоторые трудности, ведь Даши Намдаков был категоричен и никаких других вариантов, кроме мыса Хобой, не рассматривал. К тому же в планах у него создать серию композиций, связанных между собой, в том числе – по географическому положению.

Пожаловались в прокуратуру

На днях в ситуацию решили вмешаться общественники. Представитель движения «За священный Байкал» Андрей Ершов направил прокурору Иркутской области обращение с просьбой разобраться с установкой скульптуры Даши Намдакова на Ольхоне.

- Ничего не известно о том, проводилась ли оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза при проектировании данного монумента, – отмечается в письме.

По словам активиста, земля, на которой планируется возведение скульптуры, относится к Байкальской природной территории и потому такая экспертиза является обязательной.

В обращении приводятся ссылки на соответствующие федеральные законы. Кроме того, общественник попросил главу надзорного органа обратить внимание на строительство на Ольхоне пешеходной тропы «Сарайское кольцо» протяжённостью 1600 метров. По мнению Андрея Ершова, после обоснованной критики со стороны экологов проект даже не вынесли на повторное общественное обсуждение и нигде не опубликовали.

- Мы, участники движения «За священный Байкал» и неравнодушные граждане России заявляем, что эти проекты не имеют ничего общего с традиционными ценностями и верованиями народов, проживающих на Байкале. На наш взгляд, они лишь оскверняют священное имя Байкала, оскорбляют религиозные чувства местных жителей и могут нанести непоправимый вред уникальной экосистеме Ольхона, – отмечается в письме. – Не проводя широкого общественного обсуждения и прикрываясь культурными ценностями и красивыми лозунгами о защите природы, организаторы проектов рассчитывают лишь на извлечение прибыли от их реализации и получение государственных грантов.

Реакция со стороны прокуратуры Приангарья уже последовала: жалобу общественников переадресовали в «Заповедное Прибайкалье», а также главе Хужирского муниципального образования Вере Малановой. Ответ надзорного органа в официальной группе движения в Facebook назвали не иначе как отпиской.

Инфпол

Новости