980x120

"Упиваются скоростью". Интервью с главой ГИБДД Забайкалья.

"Упиваются скоростью". Интервью с главой ГИБДД Забайкалья.
Цифры, которые говорят сами за себя: в 2018 году госавтоинспекторы остановили на дорогах Забайкалья больше пяти тысяч пьяных водителей. Из них почти 1100 человек ранее уже были лишены прав за управление авто под градусом, еще сто попались нетрезвыми в третий и последующий разы. Глава ГИБДД края Эдуард БЕЛОБРОВЫЙ признал, что на ситуацию на дорогах влияет, в первую очередь, менталитет водителей, и только во вторую – качество этих дорог.

— Забайкальские водители, честно скажу, огорчают своей «непробиваемостью». Достаточно вспомнить дорогу в Петровск-Забайкальском районе, где летом 2017 года произошло страшное ДТП с участием паломников. Там действительно опасный участок, на котором, казалось бы, автомобилисты должны вести себя предельно осторожно и внимательно. Но этого, увы, не происходит. Буквально на днях в Центр видеофиксации нарушений поступили снимки, сделанные камерами на этом участке. И там четко видно, как на спуск с превышением скорости идут сразу три транспортных средства – легковушка, фура и пассажирский автобус!
О чем это говорит? По-моему, о безответственности водителей. Как за свои жизни, так и за жизни пассажиров.
— Эдуард Васильевич, рост по количеству ДТП есть?
— Наоборот, по ДТП у нас снижение, по пострадавшим – тоже снижение, с 1717-ти человек до 1538-ми. Рост по погибшим. В 2017 году было 202, в 2018 – 228 человек.
При этом, безусловно, самый тревожный показатель здесь – увеличение детской смертности. В нынешнем году в ДТП погибли 11 ребятишек, 10 из которых были пассажирами.
ДТП на перекрестке улиц Чкалова и П. Осипенко в Чите 22 сентября. 

— И, конечно, перевозились без детских удерживающих устройств?
— Трое из десяти погибших – да. В остальных случаях нет возможности определить – были обеспечены требования к безопасной перевозке детей или нет. В любом случае, гибель ребенка-пассажира – это ответственность взрослых.
В 2018 году наши инспекторы оштрафовали более 4 тысяч водителей за нарушение соответствующего пункта правил дорожного движения. Это немало. И это говорит, как минимум, о двух вещах. Взрослые либо не в полной мере осознают масштаб опасности, которой они подвергают собственных детей. Либо осознают, но не уверены, что это может случиться с кем угодно, кроме них.
Самый тревожный показатель — рост детской смертности. В 2018 году в ДТП погибли 11 ребятишек, 10 из которых были пассажирами. 

— Надеждой на «авось» грешат не только водители. Пешеходы тоже?
— Назвать забайкальских пешеходов дисциплинированными точно нельзя. 3373 человек были оштрафованы в этом году за нарушение правил дорожного движения, 1373 из них — в Чите. Главная проблема, конечно, — переход проезжей части в неположенном месте.
— Может, просто, «положенных мест» не хватает?
— Конечно, сказать, что в Забайкальском крае созданы все условия для безопасного перемещения пешеходов, нельзя. В нынешнем году в нормативное состояние из 1336 переходов приведено 920. Это большая работа, которой занимаются власти федерального, регионального, муниципального уровня, сотрудники ГИБДД в том числе. Речь идет об исключении нахождения пешеходов на проезжей части путем установки ограждений, которые не позволят человеку переходть улицу в неположенном месте, а также установке надземных и подземных переходов. Камеры видеофиксации нарушений – тоже огромное подспорье. Именно благодаря камерам, установленным на пяти переходах в Чите, были оштрафованы 16,5 тысяч водителей, не уступивших дорогу пешеходам.

— Но «технические улучшения», как я понимаю, проблему не решают?
— Решают, но не до конца. В большинстве случаев люди оказываются под колесами авто по собственной вине, причем чаще всего речь идет о пешеходах, находившихся в момент ДТП в состоянии опьянения.
Вопрос от читателей портала — зачем на несколько часов перекрывать дороги в городе во время
приезда федеральных чиновников. 
— Эдуард Васильевич, раз уж заговорили о камерах видеофиксации нарушений. Эффект от них по-прежнему есть?
— Безусловно, дисциплинирующий эффект есть. Ситуации, когда водители наперегонки трогаются на светофоре, едва загорелся желтый сигнал, стали редкостью. Пешеходов стали больше пропускать, скоростной режим тоже, конечно, на определенных участках выровнялся.
Но есть и другой момент – с 2015 года наступило некоторое привыкание. Водители выучили, где стоят камеры, а где их нет, и ведут себя соответствующим образом. В одном месте – они «отличники», а в другом – «хулиганы». Выход вижу в одном: поскольку об установке новых камер в Чите речи пока не идет, то рассматриваем варианты менять периодически расположение комплексов видеофиксации.
— Это самые оживленные перекрестки?
— По нашей внутренней терминологии, местами концентрации ДТП считаются участки дорог, где в течение года произошло 3 ДТП одного вида с пострадавшими, либо 5 разнородных аварий. ДТП одного вида – это, к примеру, столкновения. В Забайкалье сейчас насчитывается 19 таких участков, 12 из них – в Чите.

— Вы рассказали о комплексах фиксации нарушений в краевом центре, а что касается федеральных трасс?
— Региональное министерство территориального развития в 2018 году закупило 9 комплексов фиксации нарушений, которые одновременно просматривают две полосы движения – как на удаление, так и на приближение транспорта. Кроме этого, комплексами фиксации нарушений будут оборудованы федеральные автодороги. Работа эта уже началась. Два комплекса в тестовом режиме работают сейчас как раз на территории Петровск-Забайкальского района, в том числе и там, где, как я говорил, произошла авария с паломниками. Также камеры появятся на трассах Чита-Хабаровск и Чита-Забайкальск.
— Эдуард Васильевич, вопрос о федеральных трассах – не случайный. На недавней встрече с депутатами регионального парламента вы говорили о том, что рост ДТП произошел в нынешнем году в нескольких районах края. В частности – в Агинском, Могойтуйстком, Борзинском, Нерчинско-Заводском, Тунгокоченском, Улетовском. С чем, по-вашему, связан этот рост?
— Это объясняется большой численностью населения этих районов и, соответственно, большим количеством личного транспорта, близостью к федеральным трассам и одновременно – отдаленностью сельских поселений от мест дислокации отделений полиций.
Есть, конечно, и проблема с плотностью экипажей дорожно-постовой службоы на этих участках.
В 2018 году Указом президента России численность сотрудников МВД была сокращена почти на 10 тысяч человек. В Госавтоинспекции Забайкалья под сокращение попали 73 штатных единиц. Для нас это серьезная цифра.
Понятно, что с учетом сложной дорожной обстановки мы постарались максимально, насколько это возможно, сохранить личный состав. Районы «усилили» за счет того, что передали туда должности из краевого специализированного батальона.
В 2018 году экипажи ДПС больше ста раз выезжали в командировки в районы края. Фото: m.minval.az/
Кроме того, экипажи из Читы только в этом году больше ста раз выезжали в командировки в районы для оказания помощи коллегам. Пока несли службу за пределами краевого центра, выявили почти 600 водителей в состоянии опьянения.

— Опять-таки на недавней встрече в депутатами регионального парламента вы подняли вопрос, связанный с тонировкой авто. Говорили о необходимости выйти с законодательной инициативой в Госдуму об ужесточении наказания для владельцев затонированных машин. Почему такая необходимость возникла?
— Дело в том, что с 2014 года в законодательстве существовала такая норма: если сотрудник ГИБДД останавливал затонированную машину, он составлял протокол о нарушении и в случае, если водитель отказывался самостоятельно убрать наклейки, имел право снять с автомобиля номерные знаки. Если же автовладелец впоследствии снова попадался в поле зрения правоохранителей – за езду без номеров, то его либо штрафовали на 5 тысяч рублей, либо суд лишал такого нарушителя прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Эта схема была действенной. В течение года сотрудники провели огромную работу. На тот момент в регионе оставалось, может быть, несколько десятков машин, продолжавших ездить с тонировкой.
Но позже, как только отменили норму о снятии регистрационных знаков, ситуация изменилась. Существующая сегодня мера ответственности – 500 рублей штрафа – водителей не пугает. Поэтому мы приняли решение через региональных депутатов попытаться выйти с предложением о пересмотре федерального законодательства в этой части. Народные избранники нас поддержали, надеюсь, они будут услышаны.
— Очень много затонированных иномарок и машин с прямотоками собирается по вечерам в районе Театральной площади Читы. Вы как-то реагируете на это?
— Ситуация там, действительно, осложняется, особенно, летом. Но нужно понимать, что закрепить за этим местом экипаж вряд ли возможно, с учетом объективных обстоятельств. Тем не менее, в октябре мы практиковали такую схему – весь месяц на «театралке» дежурили 3 экипажа ДПС. Многие водители были привлечены на тонировку и за изменение конструкции транспортного средства, установку так называемых «прямотоков».
В любом случае – это меры временные. На мой взгляд, проблему надо решать не с помощью установки постоянного контроля за водителями, а путем выделения им специальной, приспособленной площадки. Нужно искать место, где молодые люди на авто могли бы собираться, и, никому не мешая, «жечь резину». Потому что это все равно будет происходить, если не на театральной площади, то в каком-то другом месте, поэтому наша задача – максимально обезопасить этот процесс.

— Не знаю, в курсе вы или нет, но сейчас в Чите среди автомобилистов ходят разговоры о том, что с сотрудниками ГИБДД больше невозможно «договориться». Появились какие-то новые антикоррупционные методы работы?
— Приятно слышать такое. На самом деле, в плане борьбы с коррупционными преступлениями как на уровне федерации, так и на уровне региона проводится большая работа. В частности, сейчас все автомобили ДПС оборудованы камерами. Видеонаблюдение ведется также в машинах для сдачи выпускниками автошкол практических экзаменов, в помещениях приема теоретических экзаменов опять-таки есть наблюдение.
Вообще, нужно сказать, что руководитель УМВД края занял в этом вопросе очень принципиальную позицию. Любое нарушение со стороны личного состава жестко наказывается, вплоть до увольнения.
Ну, и сами сотрудники, конечно, не оторваны от жизни и видят, чем может быть чревата их тяга к незаконному обогащению. У всех на слуху история с осуждением в 2016 году ряда сотрудников УГИБДД как раз по коррупционным преступлениям.
Ориентир ГИБДД к 2030 году — свести к нулю смертность на автодорогах. 

— Еще один вопрос, который беспокоит многих читинцев, — перекрытие дорог во время приезда федеральных чиновников.
— Понятно, что людей, особенно, водителей это раздражает, потому как многим приходится пересматривать свой маршрут движения, менять планы. Но, могу заверить, это не инициатива органов ГИБДД Забайкалья. Это требования федеральной службы охраны, которые мы обязаны исполнять, а не обсуждать.
Другое дело – ограничение движения транспорта во время проведения массовых мероприятий. Например, Парада Победы. Здесь мы действуем по принципу – соблюсти интересы большинства. Поэтому центральные улицы Читы перекрываем заблаговременно, иногда – с ночи. Чтобы потом не возникало ситуаций, чтобы где-то на улице Ленина остались припаркованные автомобили и их пришлось в срочном порядке, перед началом парада техники, эвакуировать.

-Эдуард Васильевич, заключительный вопрос. В следующем году в Забайкалье начинается реализация национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Каких показателей должен достичь регион?

— Главный показатель, к которому все регионы страны должны стремиться – это нулевая смертность на дорогах к 2030 году. Есть и более ранние ориентиры. В частности, к 2024 году концентрацию ДТП нужно снизить вдове – с нынешних 19 до 9. То же самое относится и к дорожно-транспортных происшествиям с погибшими, где данный показатель не должен превышать 4 погибших на 100 тысяч населения. 

На мой взгляд, все эти параметры достижимы. Главное – консолидация усилий. Одних федеральных денег, спущенных сверху, мало. Мало построить безопасные дороги и прочую инфраструктуру. Необходимо еще и огромную профилактическую работу с людьми проводить, совершенствовать законодательство. Чтобы соблюдение правил дорожного движения стало нормой жизни.

Автор:
Мария Машанова
Новости