980x120

Бензиновое безумие

Бензиновое безумие

Не так давно президент Владимир Путин заявил, что цены на ГСМ будут сдерживаться. Поддержал в этом главу государства и антимонопольный комитет, который обещал зорко следить за теми, кто решит поднять стоимость топлива в разрез с «политикой партии». Однако такое ощущение, что «нефтяникам» решительно всё равно. Так почему цены на заправках растут как на дрожжах и кому это выгодно? Ответы — в беседе с краснокаменским предпринимателем, уже не первое десятилетие реализующим ГСМ на юго-востоке Забайкалья Геннадием Тимофеевым.

Напрасные слова

— Геннадий Викторович, что происходит с госконтролем с ценами на бензин, дизтопливо и почему они уверенно ползут вверх?

Ежедневно цены на бирже (Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже – авт.) только ползут вверх, дефицит ГСМ на внутреннем рынке сохраняется, несмотря на слова президента. Пример – дизельное топливо в пятницу пятого октября мы покупали по 65 тысяч рублей за тонну. Но это «чистыми», есть же ещё и издержки – затраты на логистику и наша небольшая маржа (8-10 рублей), чтобы в конце концов людям зарплату платить и АЗС содержать. В итоге, если цена не упадёт, то нам придётся продавать топливо в районе 70 рублей. И это в канун уборочной в сёлах.

— Совсем недавно правительство говорило о том, что цены повышаться не будут. В итоге обещания обещаниями, а стоимость ползёт вверх. Почему, по вашему мнению, слова расходятся с делом?

— Ситуация сейчас такая. Очень сильно выросли цены на бирже. Как известно, спрос рождает предложение – это основополагающий закон рынка. На сегодняшний день не просто дефицит – ажиотаж с покупкой ГСМ, и это в нефтедобывающей стране. На самом деле всё просто – гнать нефть за рубеж гораздо выгоднее, чем реализовывать её здесь. Например, Роснефть, которая добывает, перерабатывает, реализует оптом и в розницу свой товар. Даже такой гигант для Сибири и Дальнего Востока может в день продавать по 500 тонн дизельного топлива. Ну что это такое?! Капля в море. Объёмов катастрофически не хватает. И это притом, что правительство говорило о том, что заставит вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) реализовывать 10% добытой нефти в России. Однако этого не произошло – вывозить за границу всё равно выгодней.

Государственная монополия

— В самом начале разговора вы сказали о том, что ГСМ может повыситься до 70 рублей. Однако, насколько я знаю, есть АЗС, которые продают топливо по более низким ценам. Как у них это получается?

— Действительно, такие примеры есть – у тех АЗС, которые принадлежат Роснефти цены действительно ниже. Но связано это с тем, что компания самадобывает, перерабатывает, реализует оптом и в розницу свой товар. Причем цены на заправках в розницу ниже, чем компания продает нам оптом. Они могут себе позволить продавать дешевле. И я прекрасно понимаю потребителя, который пойдёт туда, где цены ниже. Но мы финансово не сможем выдержать демпинговые цены Роснефти. И если всё будет продолжаться также, мы сами придём в Роснефть и скажем: «Заберите наши заправки», ну или просто бросим их, ведь АЗС надо содержать. Но не нужно умиляться по поводу низких цен у монополиста. Любой монополист, задушив конкурентов, потом просто повышает стоимость, конкуренции ведь никакой. Опять же пример Саратовской области – Роснефть поднимает цены на АЗС, и люди вынуждены брать топливо за те деньги, которые запросит компания – альтернативы никакой.

— Правительство Забайкальского края как-нибудь обозначает себя в борьбе за дешёвый бензин?

— Нет. Думаю, у них просто нет таких возможностей. Вот вам простой пример. Статистика роста цен на Питерской товарно-сырьевой бирже за два дня: 4 октября цена 92 бензина на станции Новая Еловка составила плюс 713 рублей за тонну относительно предыдущего дня. Пятого октября цена бензина составила ещё плюс 935 рублей. В итоге за два торговых дня бензин подорожал на 1 тысячу 648 рублей за тонну. Если переводить это в понятные автомобилистам цифры, то с таким ростом цен прогноз цен на АЗС выглядит неутешительно. АИ-92 — 50 рублей за литр, дизельное топливо 61 рубль за литр. И руководство нашего края никаким образом не сможет на это повлиять. Тут нужны серьёзные решения тех, кто стоит гораздо выше.

С моей точки зрения, выход один. Я считаю, что Роснефть, Газпромнефть надо просто распродать, чтобы было 5-6 компаний. Пусть даже они останутся государственными компаниями, но они должны конкурировать за рынок сбыта. Одни добывают, другие перерабатывают, третьи продают. Должна быть конкуренция. Монополий не должно быть, и вопрос этот должен решаться на уровне Правительства.

— Простите, а Антимонопольный комитет?

— Так это тоже государственная структура, как Роснефть или РЖД. Согласитесь, что было бы странно, если бы одна «нападала» на другую.

— Ваши прогнозы на будущее

— Самые печальные: когда ГСМ поднимется в цене от 90 до 100 рублей, и народ просто перестанет его покупать, вот тогда рухнет всё. Правительство спохватится – да поздно. Но больше надеюсь на вариант, когда дефицит нефтепродуктов на бирже исчезнет, и цены на ГСМ поползут вниз. Надежда надеждой, но всё-таки я реалист.

Сайт:
Новости