980x120

Реквием по Ждановой, или 1000 дней у власти

Реквием по Ждановой, или 1000 дней у власти

Уход Натальи Ждановой с поста губернатора был событием для большинства скорее неожиданным, чем предрешённым. Согласитесь, что если бы из федеральных СМИ не потянулась «ниточка» о том, что Наталья Николаевна чуть ли не последние дни на своём месте «доживает», вряд ли кто-то догадался о том, что скоро регион на несколько дней останется обезглавленным (врио на время «отпуска» не в счёт). Поскольку скоро можно будет перевернуть политический календарь и начать отсчёт свершений нового «почти губернатора», стоит вспомнить, а чем нам запомнились почти два года правления Натальи Николаевны.

Незаметное правительство

Как бы негативно многие забайкальцы не относились к работе Натальи Ждановой в качестве губернатора, плоды её трудов стоит рассмотреть без оглядки на этот негатив. Согласитесь, будет справедливо похвалить человека, если он сделал действительно что-то хорошее, и высказать своё недовольство, если он этого заслуживает. Поэтому постараемся подойти к этому вопросу самым нейтральным образом.

Во многом работа самой Ждановой и её правительства для края получилась крайне незаметной – ни тебе громких высказываний, ни смелых решений. Как будто стеклянная стена – народ и его проблемы отдельно, люди в высоких креслах отдельно. Как два разных мира, куда власть имущие спускались изредка и то, чтобы «ноги не испачкать». Работа в основном велась на более высоком уровне и на «далёкие перспективы»– подписали что-то где-то и на этом успокоились. Тут уже не важно: положительное решение или отрицательное (этих, кстати, было явно больше) – люди, не видя внимание власти к своим насущным проблемам, воспринимали любое начинание в штыки. Да и что греха таить, даже положительные шаги в итоге оборачивались каплей в море.

Был ли плюс?

Из положительных моментов первое, что приходит на ум – это проект губернатора «Забайкалье-территория будущего». В рамках этого начинания при помощи власти были реализованы многие гражданские инициативы. В Шилке построена современная площадка с тренажерами и трибунами; в селе Шелопугино восстановили мемориал боевой и трудовой славы, а заодно облагородили и близлежащий парк; в Балее ремонтируется спорткомплекс «Олимпиец» с тренажерами и парковой зоной; в Агинском спортивный комплекс модернизировали – теперь там тёплые трибуны и раздевалка; в селе Линёво озеро откроется детский сад; в Борзе восстановили давно заброшенный стадион; в Улётах закуплена тяжелая техника, а в Харагуне до конца года появится собственная спецтехника для раздельного сбора мусора у населения и вывоза отходов.

Был открыт читинский долгострой – кардиоожоговый центр. Тут, конечно, нужно быть честными – проект этот берёт начало ещё в «эпоху» Гениатулина, но формально именно при Наталье Николаевне он был завершён.

В начале сентября текущего года было объявлено о начале разработки Удоканского месторождения. В перспективе оно должно обеспечить 2 тысячи 400 новых рабочих мест, развитие инфраструктуры и весьма существенные налоги в казну региона. Но всё это – в перспективе. Насколько близкой или далёкой, сейчас сказать сложно, поскольку Удокан пытались покорить не единожды, и всё мимо. Но сам факт подписания соглашения – есть. Вообще при Ждановой активно стала развиваться горно-добывающая промышленность всех уровней и видов. С тем же Быстринским ГОКом у региона вроде бы весьма тёплые отношения. Однако при таком обилии разработчиков недр бюджет Забайкалья по-прежнему в долгах, как в шелках.

Если мы уж заговорили о Быстринском ГОКе, то нельзя не вспомнить и об облагораживании площади Декабристов. Событие, тоже выпавшее на время правления Натальи Николаевны, однако никак не ассоциирующееся с ней у населения.

Можно ещё вспомнить Дни Забайкалья в Совете Федерации, где «по многим вопросам были достигнуты позитивные соглашения». Но всё это до сих пор осталось только на бумаге – реальных подвижек в развитии региона и средств от щедрот московских наш край так и не увидел. Ну, или власть имущие были слишком скромны и решили трансферы не афишировать. Из всего, о чём говорилось в Совете Федерации, стоит отметить разве что выделение средств на рудник №6 ППГХО в Краснокаменске (деньги действительно дали); возобновление работы пропускного пункта Покровка-Логухэ и введение в эксплуатацию ЦПК «Полярная». Последние, кстати, с огромным знаком минус, поскольку, со слов местных жителей, именно через это направление в Китай «под шумок» уходили огромные потоки древесины. Теперь же «зайти» на эту территорию и создать целый промышленный парк планируют около 10 китайских инвесторов. Про экологическую опасность говорить в этом случае не приходится от слова совсем.

Протестное Забайкалье

И вот плавно мы переходим к минусам, которые население тесно связывает с правлением Натальи Николаевны. Опять же справедливости ради стоит отметить, что не всё из перечисленного лежало в непосредственной компетенции госпожи губернатора. Не всё, но многое.

Начнём, пожалуй, с самого болезненного вопроса для забайкальцев – переселение из ветхого и аварийного жилья. Напомним, что именно за невыполнение этого пункта майских указов президента лишился поста прошлый губернатор Константин Ильковский. По крайней мере, официальная версия именно такова. Наталья Жданова пообещала с проблемой разобраться и выполнила своё обещание. Правда, только на бумаге. Однако этого хватило федеральным чиновникам, которые в конце августа приехали в Забайкалье для того, чтобы констатировать… что у нас всё нормально. Единственная беда – дом на КСК, который, не смотря на «волосяную трещину», нужно обязательно ввести в эксплуатацию. То есть, больше проблем в крае с переселением из аварийного и ветхого жилья нет. Вопрос по этой программе закрыт. А жители Карымской, Могзона, Дарасуна, которым вместо одних развалившихся домов предоставили «ладно сложенные» халупы, видимо, ничего не понимают в щедротах чиновников. Об этих несчастных «Экстра» писала уже не единожды, да и сами люди помимо СМИ обращались куда только можно и нельзя. Не знать о реальном положении вещей местные власть имущие просто не могли. Понятно, что по шапке получать никому не хочется, но такое явное и откровенное враньё только подлило масла в огонь народного негодования.

Вспомним и про другие обязательства, не выполненные правительством Ждановой. Ещё зимой Дмитрий Медведев заявил, что очереди в детские сады для детей от 3 до 7 лет практически ликвидированы, остались «некоторые проблемы, но они абсолютно управляемые и локальные». Видимо, как раз в число этих локальных недоработок и вошло Забайкалье. Но во всём, конечно, виноваты не люди, а проклятая программа, которая дала сбой. Недовольные родители, естественно, вышли на акции протеста, пытаясь отстоять свои права. Но, как выяснилось, откатить решение назад уже невозможно, да и мест нет. Казалось бы, причём тут Наталья Жданова? Она, конечно, под покровом ночи не взламывала несчастную программу, из желания «сделать что-то непотребное». Но, во-первых, всё это безобразие допустили чиновники из команды Ждановой. А короля, как известно, делает свита. Во-вторых, Наталья Николаевна обещала полностью закрыть очереди в детские сады для этой возрастной группы к концу 2018 года. Даже если бы Наталья Николаевна не подала в отставку, за оставшееся ничтожное время ей это просто не удалось бы сделать. К слову, пресловутая очередь «жива и здравствует» до сих пор. Получается, что снова лукавство. Понятно, что подобные заявления делаются в первую очередь для того, чтобы успокоить как родителей детей, так и федеральный центр. Но если последний далеко и может где-то подзакрыть глаза на проблему, то жители края вряд ли это сделают. В общем, прежде чем давать обещания, нужно сопоставлять возможности. Иначе, как итог, падение доверия к власти. Что собственно мы сейчас и наблюдаем.

Вообще за эти два года спокойное Забайкалье показало себя регионом с высоким уровнем протеста. Митинговали пусть и немногочисленно, зато часто. Правда в Чите всех несогласных отправляли всегда в одно и то же место – на КСК. Не площадь Труда, а Майдан какой-то, ей Богу. Выходили и родители детей, которые не попали в детские сады, и предприниматели, и недовольные пенсионной реформой. Если решение о последней – это не региональный уровень, то эпопея с гноблением предпринимателей продолжается не первый год. Вся загвоздка в ставке налога для физических лиц, которую ещё в 2017 году власти взвинтили до максимально возможных двух процентов. Причём важно отметить то, что решение именно местного уровня. Федералы обозначили цифру не выше 2%, то есть меньше – всегда, пожалуйста. Но местные чиновники решили это не делать – «полюбить так королеву, потерять так миллион», и пустились во все тяжкие. Для бизнеса такое решение имело весьма печальные последствия. Это притом, что тарифы в Забайкалье, по сравнению с другими регионами, сильно кусаются. В итоге удалось договориться – пока, это слово здесь ключевое), налоговая ставка остановилась на цифре 0,5% с повышением на 0,5% каждый год. Этакая казнь, слегка растянутая во времени. И это, к сожалению, тоже то, чем запомнится время правления Натальи Николаевны.

Приятного аппетита

Но есть вещи, вызвавшие общественный резонанс, к которым госпожа губернатор напрямую «приложила руку». Речь идёт о том самом злосчастном соглашении с компанией «Мед-Фуд», которое Наталья Николаевна подписала в конце мая текущего года в ходе Петербургского международного экономического форума. Напомним, что вопрос стоял об организации питания детей в школах. По заявлению самой Ждановой, вопрос предоставления школьникам качественного питания обсуждается с министерством образования с 2013 года. То есть, ни много ни мало- пять лет. За это время, не считая момента подписания соглашения с «Мед-Фуд», об этой проблеме не было широко заявлено. Отсюда возникает закономерный вопрос, из разряда «а был ли мальчик» или якобы «проблему» просто притянули за уши, чтобы как-то оправдать заключение соглашения.

Против монополиста в сфере организации питания в лечебных учреждениях забайкальцы выступили единым фронтом. Такое единодушие в решении какого-то вопроса для нашего региона само по себе большая редкость. Тут у жителей претензий много – начиная от качества оказываемого питания, заканчивая «честностью» такого решения. Социальные сети стояли на ушах, региональные СМИ били тревогу, дело дошло даже до депутатов Госдумы. Местная же власть до поры до времени взирала на это с ледяным спокойствием.

В СМИ даже просочились сведения о том, что некоторым директорам школ навязывали «Мед-Фуд» насильно, дескать, персонал увольняйте и встречайте нового «кормчего». В итоге, в результате широкого общественного резонанса «поручение губернатора было снято с контроля», то есть отменено.

Спасите, тонем

Не забудут забайкальцы и историю с пресловутым домом для медиков, где Наталья Николаевна сперва грозила министру Давыдову пальцем, а потом оказалось, что она вроде бы не так уж и против его возведения. Чудеса, да и только.

Но больнее всего забайкальцев ударило наводнение, случившееся этим летом. Во-первых, оно действительно, было самым масштабным за всю историю края. Во-вторых, реакция местных властей на беды людей была… как бы это помягче выразиться, просто аховая. То некоторые чиновники сломя голову бегут спасать нажитое непосильным трудом, сняряжая камазы песка для укрепления дамбы. То депутаты раздают весьма сомнительные советы и пожелания. То региональное МЧС молчит в тряпочку, когда нужно бить во все колокола.

Да и сама Наталья Николаевна не отличалась сдержанностью во время поездки по пострадавшим районам. Понятно, что время в таких командировках ограничено, однако повод ли это разговаривать с пострадавшими в весьма резких тонах?

– Кратко. Вопрос. «Сколько времени?» Или «Как пройти в библиотеку?» Понятно, что такое вопрос? Давайте без вступлений, — осадила она одну из женщин в Нерчинске, попытавшуюся поделиться своей бедой.

Некрасивая ситуация получилась и с главой города Нерчинска Михаилом Слесаренко, который, обратившись за помощью к местным предпринимателям, в дальнейшем пообещал им возмещение понесённых расходов. Решение вполне понятное – действовать нужно было оперативно, а до краевой власти можно и вовсе не докричаться. Однако, как мы знаем, благими намерениями дорога в ад вымощена.

– У нас есть такие понятия, как милосердие, добровольничество, волонтёрство. Вот эти люди, которые свой транспорт давали, пусть проявят милосердие. У людей горе. Затоплены дома, а мы тут копейки — кто какой транспорт давал — будем считать. Пусть они окажут помощь, и пусть это будет в счёт милосердия. Поговорите с этими людьми, которые вам этот транспорт давали. А у края на это денег нет, — сказала глава региона.

А её высказывание о том, что «нет поводов для паники», стало интернет мемом, впрочем, как и финальное, «кому должна — я всем прощаю».

Понятно, что данная статья не может вместить всего, что сделала Наталья Николаевна за всё время у руля региона, но, пожалуй, самые яркие моменты нам удалось запечатлеть. На момент написания материала личность будущего губернатора остаётся под вопросом – Кремль доблестно хранит молчание, но кто бы это ни был, остаётся надеяться, что он учтёт все ошибки своей предшественницы на этом посту. Иначе вскоре придётся писать реквием уже не только по новому главе Забайкалья, но и по самому региону.

Сайт:
Новости