980x120

К 45-летию присвоения звания Героя Социалистического Труда Балдану Базаровичу Домбрилову

К 45-летию присвоения звания Героя Социалистического Труда Балдану Базаровичу Домбрилову
К 45-летию присвоения звания Героя Социалистического Труда Балдану Базаровичу Домбрилову 0

О моем папе написано немало статей, телевизионных и радиопередач. Есть книга Василия Никонова «Чабанские зори». А я хочу рассказать о трагедии, постигшей эту семью в годы репрессий, о том, что Балдан Базарович чудом выжил в этой ситуации.

— Могойтуйском районе Агинского Бурятского округа недалеко от села Зугалай есть местность под названием Дорлиг. Там жил в середине 19-го века Дымбрыл, сын Дылегера. Что-либо узнать о Дылегере нет возможности, время ушло. А о Дымбрыле можно сказать, что это был человек рукодельный и мастеровой. Он хорошо владел кузнечным исскуством, изготавливал различные изделия из металла — от домашней утвари до простых сельскохозяйственных орудий. А еще он изготавливал шаманские ритуальные атрибуты.
К изготовлению таких атрибутов допускается человек, имеющий происхождение от тенгри – покровителя кузнецов, который назывался «дархан утхатай боо». При совершении обряда посвящения шаман обращался к кузнецу с просьбой сделать для него шаманские атрибуты. Обряд проводился в кузнице как самим кузнецом, так и шаманом. Кузнечество – дарханство – это не только ковка по металлу, чеканка и резьба по дереву и камню. Это живописцы и ваятели, то есть люди творческие. К таким людям и относился Дымбрыл. Как живописец он занимался рисованием божеств, на выполнение такой работы уходило много времени, до полугода. Видимо, Дымбрыл был «генетическим сгустком» художественного таланта и мастерства.
В настоящее время кузнечный культ утратил свое первоначальное практическое предназначение и связан с почитанием предков кузнечных родов. В местности Дорлиг, в трех километрах от Зугалая, где жил и работал Дымбрыл, ежегодно проводится молебен «Дамдин Дорлиг Сахюусан» ламами местных дацанов. Сюда съезжаются люди со своими инструментами и молятся, прося помощи и удачи в своей творческой работе. Ну а нам, потомкам, этот человек дал фамилию Дымбрылов (Домбрилов, Дымбурылов) – разные формы написания фамилии.
У Дымбрыла было пятеро сыновей и одна дочь. Старшего сына звали Базар, 1883 года рождения. Это мой дедушка. В народе его звали Борбоосхин Базар, что означало «сосновая шишка». Я его помню. Мне было четыре года. Меня привезли на стоянку в местность Далахай Шилкинского района. Он тяжело болел и ничего не кушал. Моя бабушка Буда сказала, чтобы я унесла ему чашку супа в другую юрту. Я помню, как держала чашку двумя руками и еле перебралась через порог юрты. Подошла к дедушке. Он увидел меня, обрадовался и сказал: «Суп из рук моей внучки я скушаю». Он ел, демонстрируя, как ему хорошо и вкусно, но тут же началась рвота, а через несколько дней он умер. У дедушки Базара были золотые руки. Он никогда не сидел без дела. Занимался скотоводством, торговлей, мог изготовить приличную по тем временам мебель, хорошо лепил буузы, из теста делал шарик, ложил мясо и натягивал на это мясо тесто и получалась бууза с толстым дном и тонкими боковыми стенками.
Дедушке Базару перешли все дела, когда умер Дымбрыл. Своим братьям и сестре он заменил отца. Жили большой и дружной семьей в Зугалае, занимались скотоводством, огородничеством, кузнечеством, столярничали. Два брата Сультим-Жамсо и Гончик-Жалсан продолжили учебу в конфессиональной школе Сумэ при Зугалайском дацане, где изучали литературу, философию, астрологию, логику, медицину, архитектуру, изобразительное искусство, языки.
Приказ ОГПУ, Объединенного Государственного Политического Управления при СНК СССР, «О ликвидации кулачества как класса» был подписан второго февраля 1930 года.
Перед госбезопасностью была поставлена задача рассматривать дела в срочном порядке. Кулаки делились на три категории. Вторая и третья категории имели некоторые послабления, а первая угонялась на лесоповал, концлагеря, шахты. Конфисковывалось имущество, насаждалась ненависть и презрение со стороны бедняков. Многие были приговорены к высшей мере наказания. Семья Базара Дымбрылова жила небедно и однозначно относилась к первой категории. Таким образом, Базар попал под первую волну репрессий еще в 1930 году. Моему отцу, Балдану Базаровичу, тогда было семь лет. Базару каждый раз удавалось скрыться, убежать от ареста. А Балдан в период с 1930 по 1935 годы учился в начальной школе села Зугалай, был хувараком Агинского дацана, но учиться не пришлось из-за гонений на ламство.
В архивной справке ФСБ России от 22 мая 2018 года за номером 11031 записано: «Базар Дымбрылов – б.контрабандист, кулак и беглец». Бывший контрабандист? Видимо, это связано с тем, что он нанимался к купцам и возил грузы из Китая, кормил лошадей, укладывал груз, управлял лошадьми, выполнял роль проводника. Кулак? Да, он занимался животноводством, имел КРС, лошадей, верблюдов, баранов. Все это хозяйство нужно было кормить, поить, косить сено, пасти. Почему беглец? Потому, что приходилось скрываться от арестов. Все же беглеца поймали в 1936-1937 году и отправили на лесоповал в Красноярск.
Что такое лесоповал? Это ручная пила, топор и лопата, голод, холод, тюремные нары, унижение и оскорбление надзирателей с собаками. А семья дедушки Базара, ставшая в одночасье нищей, вынуждена была бежать в соседний район.
Молодая женщина, моя бабушка Буда, родившая четырех детей — Балдана, моего папу, Долгор, Дондока, Нурбо. Самому малому было три-четыре года, а старшему — четырнадцать лет. Мне удалось встретиться с одним из очевидцев тех гонений – Самбу Базаровичем Базаровым, который живет в поселке Агинское. Ему 90 лет, и у него прекрасная память и светлый ум. Бросается в глаза занятость этого человека чтением различных книг. Он интересуется буквально всем.
Из воспоминаний Самбу Базаровича Базарова: «Когда отца арестовали, мне было примерно десять лет. Нас, убегающих, было много, но были только женщины и дети. Шли ночью, а днем прятались в оврагах и лесочках. Днем дети спали, с нами были и маленькие дети. Я не помню, кто бежал рядом со мной, мы не разглядывали друг друга. Мы все время боялись и прятались. В нас даже стреляли».
Вот так бабушка Буда убегала со статусом жены врага народа. Полуголые, полуголодные, затравленные людьми и собаками, просили у людей что-нибудь покушать, хотя бы детям. Когда мой дедушка вернулся с лесоповала, он нашел свою семью в селе Делюн Шилкинского района в 1939 году. Там их приютила семья хамниганов, местных жителей. В селе Делюн, а затем в пади Далахай прожил мой дедушка до самой смерти, работал в колхозе. Если не хватало пищи, мог уйти на заработки. Есть такой эпизод в его жизни: возвращался он домой, неся на плече заработанный мешок зерна. Он шел вдоль железной дороги. Остановился поезд-товарняк. А там везли людей кавказской национальности. Голодных, промерзших до костей. Тут же умирали. Дедушка увидел и закинул мешок в вагон. Ему за это кинули бурку (национальная одежда кавказцев). Конвоиры его избили, и он остался лежать весь в крови на железнодорожной насыпи. Избивавшие думали, что он умер, и бросили на него бурку. Сколько он пролежал — неизвестно, но дедушка вернулся домой, а бурку он долго и бережно хранил. Или такой факт: дедушка хорошо делал сани. На новые сани накладывал плотно сено и увозил его продавать даже до Читы, а из Читы возвращался, продав и сани, и сено. Занимался дедушка и пчеловодством. Я помню, как меня угощали медом. Также вспоминается фрагмент его жизни, во время работы в колхозе «Красный повстанец». Зимой за околицей лежала дохлая лошадь, и Базар увидел, что с ее тела был отрезан кусок мяса. Он запомнил, как были подшиты валенки на следах вокруг, и нашел этого человека, поделился с ним мясом и с тех пор семьи стали дружить. Вот так с нуля начал жить и воспитывать своих детей дедушка Базар.
А какой была бабушка Буда? Она тоже сполна хватила лиха. Бабушка Буда, в девичестве Ринчинова, родом из Агинского. Она была дочерью писаря Агинской думы. Умело вела домохозяйство. Изготавливала одеяла и матрасы из шерсти овец. В юрте были чистота и порядок.
В пади Далахай протекает река Кия. В половодье она разливалась, а затем вода уходила, и в низких местах оставались лужи с рыбами. Она брала ведро, черпала этих рыб и уносила в речку. Я думаю, этот пример говорит о ее нравственно-духовной чистоте.
Сейчас я в свои 67 лет понимаю, какой семейный подвиг совершила моя бабушка, спасая своих детей.
Такими были родители Балдана Базаровича.
Брат Базара, Дылгыров, он же Бабу Дымбрылов, 1884 года рождения — уроженец села Зугалай. Был ламой Цугольского дацана до 1909 года, работал в колхозе имени Ленина столяром. Арестован 29 мая 1938 года. Девятого июня приговорен к высшей мере наказания, а 12 июля приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован. Имел сына Бальжиниму, 18 лет, и дочь Цыдыгму, девяти лет. (Из «Книги памяти жертв политических репрессий в восточном Забайкалье», том 3., стр.73., издательство «Поиск», 2005 г.).
Брат Базара – Сультим-Жамсо Дымбрылов, 1888 года рождения. Учился при Зугалайском дацане в конфессиональном училище. Получил блестящее тибетское образование. Получил сан ламы шаберин. Служил ламой гэбши в Зугалайском дацане в течение 20 лет. В 1935 году по воле советской власти прошел последний хурал и дацан закрылся. Все бурханы, священные книги Ганжуур, Данжуур, убранство были увезены в Читу и Санкт-Петербург. Ламы подвергались гонениям. Сультим-Жамсо устроился в колхоз имени Ленина огородником. В архивной справке ФСБ России номер 1131 указано: «Шультим Жамсо Дымбрылов, 42 года, уроженец Зугалайского сельсовета Агинского национального округа, грамотный, беспартийный, на своем иждивении никого не имеет. После революции имел крупный рогатый скот – 36 голов, лошадей – шесть голов, овец – 50 голов, сенокосилка – одна шт., грабли – одна шт., сепаратор – одна шт., швейная машинка, сенокосные угодья – 30 десятин». Работая огородником, с вредительской целью, допустил под видом халатности колхозный скот в огород. Попортил капусту – около 2 га и картофеля – около 50 центнеров. 

Новости