980x120

Как Россия стала "старшим братом" Монголии

Как Россия стала "старшим братом" Монголии

Монголам посчастливилось стать победителями в геополитической игре, в которую СССР играл в 20-м веке

Посещающие Улан-Батор, столицу Монголии, часто поражены слиянием Востока и Запада, особенно в архитектуре. Здания, построенные в советском стиле, чередуются с современыми, строящимися быстрыми темпами. Советские здания, которые в основном являются жилыми кварталами, — это малая часть советского наследия в Монголии. Большинство монголов до сих пор уважают русский народ как “большого брата” в основном из-за того, что они “подняли” кочевых монголов после революции 1921 года. Очевидно, Советам не суждено было целенаправленно развивать своего южного соседа, но, оглядываясь назад, теперь можно смело утверждать. что монголам посчастливилось стать победителями в геополитической игре, в которую СССР играл в 20-м веке.

Позвольте мне объяснить, почему я так считаю.

Начало 1900-х было идеальным временем для монголов, чтобы обзавестись старшим братом

Во-первых, для кочевого народа, который в 1911 году провозгласил свою независимость от династии Цин и не создал материального и нематериального капитала, было не слишком сложно решить, должны ли монголы иметь тесную связь с растущей сверхдержавой в регионе или нет.

Монголы, жили в столице хурээ, сфотографированы французским фотографом в начале 1900-х годов

Во-вторых, самопровозглашение независимости Монголии в 1911 году не было принято китайцами даже после того, как в 1921 году Советы помогли стране стать республикой. Таким образом, монголы были слишком слабы, чтобы противостоять китайцам, желающим сохранить (внешнюю) Монголию в системе, которую маньчжуры собирали на протяжении сотен лет своих силовых игр.

Таким образом, принятие “большого брата”, который был готов выступить против хулиганов и возглавил путь к модернизации государства, было, вероятно, самым верным стратегическим решением, которое могли принять в то время монгольские лидеры.

До распада Советского Союза государство бесплатно предоставляло в Монголии услуги в области здравоохранения и социальной поддержки. Это подводит меня к моему следующему аргументу.

СССР слишком хотел доказать свою правоту

Кроме географической привлекательности Монголии, советские лидеры были уверены и полны решимости доказать всему миру, что их образ жизни, известный как социализм, был высшей социальной формой. А потому СССР не жалел денег для своих саттелитов – государств-спутников, в том числе и для Монголии.

«Огромный поток советской помощи (который, как полагают, составил треть ВВП или более) был сокращен в 1989 году и полностью остановлен в 1991 году. В это время рухнул и Советский торговый блок, и Совет по взаимопомощи, монгольская торговля тоже упала (экспорт сократился с 832 миллионов долларов США в 1989 году до 370 миллионов в 1991 году).“

Столица Монголии – город Улан-Батор в 1980-х годах


Несмотря на его наследие, которое чрезвычайно подняло Монголию в ее ключевых секторах развития-социально-экономических и политических — СССР часто обвиняют в чистке среди буддийских монахов, имевшей место в 1930-1940-х годах. Более 30 тысяч монахов, как сообщается, были уничтожены из-за их неприятия предлагаемых изменений со стороны Советов. Некоторые говорят, что это был жестокий акт, явно нарушающий права человека; в то время как другие говорят, что общество нуждается в некотором самосознании, чтобы резко изменить свое мышление, которое было затуманено в основном суеверными верованиями и ритуалами, практикуемыми буддийскими монахами. Можно сравнить такое столкновение между религиозными монахами и зарождающейся элитой в Монголии со столкновением между учеными и новаторами и религиозными лидерами в Европе в период Возрождения.

Однако чрезмерная опора на своего ”старшего брата» оставила Монголию в подвешенном состоянии в начале 1990-х годов, когда страна перешла к свободной экономике, где конкуренция была весьма жесткой. В результате за последние десятилетия Монголия столкнулась с нестабильностью и неустойчивостью во всех своих секторах развития, особенно в политическом, экономическом и экологическом плане.

Согласно докладу ООН, опубликованном в 1995 году, “реальный переход, который пережила Монголия, был от среднего дохода к бедной стране, как будто процесс развития был обращен вспять.”

Но, конечно, монголы не наивны. Они усвоили свои уроки и стараются восстановить свой имидж в мире.

Сайт:
Новости