980x120

Поклонимся спасенным Агинскому и Цугольскому дацанам

Поклонимся спасенным Агинскому и Цугольскому дацанам

Много событий произошло на древней агинской земле за минувшее время. Два храма — Агинский и Цугольский — сохранились. И благодаря тому, что здесь располагались воинские части и работали разные организации, сюда возвратилось имущество, увезенное в 1940 году в Ленинград. В Цугольский дацан вернули уникальную скульптуру Майдари высотой 8,5 метров.


В 1923 году в двух храмах была сделана инвентарная опись. В Агинском дацане в инвентаризационную книгу были занесены деревянный дом 3х8 метров, караульное помещение, поварня, амбар, три дугана, 186 медных и золоченных предметов.
Кроме того, в опись вошли сумэ – шингала – каменное здание размером 14х5 метров, пристройка к второму этажу, дуган школы, сумэ Майдари.
В 1940 году Агинский дацан был передан в распоряжение военного ведомства. Сюда прибыл 46-й ночной легкобомбардировочный запасной отдельный авиационный полк.
Штаб разместился в дацане, а аэродром оборудовали около озера Бильчир. Подразделение переоборудованных транспортных самолетов ЛИ-2 находилось в стадии формирования и им командовал майор Николай Михайлович Брюханов, закончивший войну подполковником и командиром того же, 46-го авиационного полка.
Летчики-офицеры были удивлены тем, что богатейшее имущество находилось без присмотра. Было решено принять срочные меры для его спасения, представляющего большую ценность целой эпохи. Сигнал дошел до Академии наук СССР. В Агинский дацан был командирован известный востоковед, научный работник отдела Восточной и Южной Азии института антропологии и этнографии Георгий Адамович Гловацкий.
Он был большим знатоком предметов буддийского культа. Прибыл в дацан в начале июня и сразу же взялся за дело. Нанял бригаду из шести человек, которую возглавил Афанасий Никитин – житель поселка Агинское. Они сбивали из досок ящики по размерам. Целый месяц ушел на то, чтобы изготовить двести ящиков. Торопились, чтобы упаковать культовые предметы в хорошее, без осадков, время. Медные предметы пересыпали опилками, а все позолоченное завертывали в ламскую одежду. Особенно заботились о музыкальных инструментах. Власти помогли с транспортом для доставки на железнодорожную станцию Могойтуй. 220 ящиков разных размеров разместили на 20 бычьих телегах. Караван ушел на станцию Могойтуй, где железнодорожники опломбировали ящики, составили опись и религиозное имущество Агинского дацана было загружено в подготовленный товарный вагон. Ценный груз отправился уже в Ленинград.
Георгий Адамович Гловацкий на полтора месяца отправился в Цугольский дацан для организации работ и отправки в Ленинград культовых предметов – скульптур, танков, музыкальных инструментов, книг, одеяния лам. Таким образом, в результате энергичных и оперативных мер были спасены более тысячи экспонатов двух храмов.

Майдари Агинского дацана увезли в Ленинградский музей антропологии и этнографии им.Петра Великого. А вот с цугольским Майдари вышла заминка. Статуя по каким-то причинам была оставлена в Улан-Удэ, но затем отправлена по назначению.
В Агинском дацане был бронзовый конь, но его судьба неизвестна. Набережная Невы, Университетская, 3, по этому адресу находится филиал Московского музея антропологии и этнографии института Академии наук Российской Федерации.
Георгий Адамович Гловацкий родился 27 марта 1911 года в семье харбинского мещанина. Музейный работник отдела Восточной и Южной Азии института антропологии и этнографии Академии наук СССР, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., главный хранитель Московского музея. Умер 11 октября 1986 года на 76-м году жизни. Похоронен в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге.
Вернемся к теме о религиозном имуществе дацанов. Самое ценное увезли, а оставшееся сожгли. Люди находили зарытые в земле серебряные чашки, ложки и вилки, сенокосчикам в лесу попадались статуэтки Будды и хранились у некоторых жителей Агинского.
На территории Агинского дацана к 1891 году имелись 20 деревянных домов разных размеров.
В 30-е годы прошлого столетия строений стало меньше. Три дугана разобрали и из них построили в Агинском Дом советов, некоторые – увезли в Могойтуй. Небольшие домики размером 5х5 метров, где жили ламы, приобретали жители Агинского.
На углу улиц Октябрьская и Набережная находился двухэтажный дом, который называли «ламским». Поклонимся спасенным богатствам, которые вернулись на родину через пятьдесят лет, пережившие Ленинградскую блокаду. Музей не смог эвакуировать свои коллекции во время Великой Отечественной войны.
Духовные деяния людей помогли сохранить богатейшую коллекцию, которую с восхищением воспринимают не только верующие. Не удалось вытравить из души само понятие веры.
Так или иначе, все со временем возвращается к людям. Разбросанные камни собрали, дацаны отреставрировали, привели в порядок.
Много событий произошло с тех пор, когда на агинской земле появились буддийские храмы. Ни пожары, ни другие стихийные явления не в силах были стереть с земли святыни, положить конец легендам, лишить людей видеть памятники бурятского культового зодчества, чья слава возрождается в наши дни.

Новости