980x120

​Ононские хамниганы - первые буряты

​Ононские хамниганы - первые буряты

Как известно, у Баргу-батора было три сына. С Хоридоем и Бурядаем мы разобрались в предыдущих постах. Что-же со старшим сыном Баргута Олюдэем? Бурятские историки XVII-XIX веков поселяют потомков Олюта на южных отрогах Алтая, связывая их с ойратами, в дальнейшем с джунгарами и калмыками и современными жителями Алтая. Но, в легендах не говорится об направлении экспансии потомков Элюта, говорится, только, что они ушли далеко, осваивать новые земли. Да, среди западных монголов есть потомки Элюта(Улета), но они есть и у бурят! Да, — это ононские хамниганы. Получается удивительная закономерность, если хамниганы Онона потомки старшего сына Баргута, значит они главные буряты, первые носители северомонгольской идентичности, которую называют сегодня бурятской.

Как известно, Гантимур собирал свое племя примерно также, как в последствии Окин, невзирая на родовую принадлежность, не говоря об диалектной особенности, которая в то время, вообще, не принималась в расчет. Среди ононских хамниган есть два основных диалекта: сакающий и hакающий, причем hакающий практически не отличается от хоринского, лишь некоторые окончания, что позволило филологам вывести отдельный агинский говор хоринского диалекта. Не будем касаться языка сартолов и цонголов среди хамниган, хотя названия родов говорят сами за себя.
Попробуем разобраться с предысторией остальных хамниган Онона. Ясно, что сакающий диалект ононских хамниганов заметно отличается от языка халхов, тем более чахаров. Ясно, что он относится к бурятскому языку, отличаясь от основных бурятских диалектов лишь присутствием аффрикат и отсутствием фарингального «h», особенно это видно по глоссарию, т.е. бурятскому типу редукции гласных, что удивительно, есть параллели с языком нижнеудинцев, самым западным ареалом бурятского языка.
Из известной сейчас истории, мы знаем, что Хоринцы проникали в Даурию в 9-10 веках, в 12-13 веках, в 15-16 веках, последнее крупное переселение произошло в начале 19 века. Эхириты кочевали рядом в 10-13 веках. Что было до 9 века касаемо бурятских племен точно мы не знаем.
Известно, что первые русские казаки поднявшись по Витиму и спустившись по Амуру, назвали эту землю Даурией, поскольку встретили здесь дауров, говоривших на монгольском языке, занимавшихся равноценно земледелием и скотоводством, жившим вполне безбедно.
Гантимур, знатный маньчжурский сановник, в результате своих метаний по обе стороны Амура, все-же выбрал северный берег. В собранном им разноликое племя вошли дауры, беглецы из Барги(хоринцы) и Халхи, но назвать себя «тунгусами», чтобы Цинская империя не требовала выдачи подвластных им монголов, было наличие эвенкийских родов.

Попробуем проникнуть глубже в историю. Дагуры, живущие на Севере Китая, у границ Монголии и России генетически близки к киданям, основателям Империи Ляо(9 век). Исходя из этого почему-то дагуров считают потомками киданей. Но, поступательное движение Истории противоречит этому, поэтому резоннее считать киданей потомками дауров, т.е. кидани приняли китайский образ жизни и утеряли свою идентичность. Дагуры же сохранили свою религию, язык, потому что обитали на северной периферии северокитайских империй, в том числе Империи Ляо и Империи Юань.
Далее. Вид хозяйствования.
К XVI-XVII векам среди всех бурятских племен сохраняются рудименты земледелия, и к эхири-булагатов, и у хори. Лишь с приходом русских, и возникшим рынком спроса производство зерновых переживает бурный рост, прежде всего как востребованный товар. В противном случае земледелие отмерло бы, как вид хозяйствования слишком уступающим кочевому скотоводству по производительности и природным условиям. У дауров же ввиду близости рынка сбыта в лице Китая земледелие процветало и в XVII веке. Следовательно, земледелие присутствует в Забайкалье всегда, только, при условии перенаселенности.
Такой пример мы видим во времена Империи хунну. Иволгинское городище, датируемое 3 веком до нашей эры, по всей видимости, поселение земледельцев. Не только в Иволге, но и по всей Бурятии мы видим остатки разветвленных оросительных систем, что в наших условиях засушливого климата необходимо для успешного хозяйствования. В бурятском языке большой пласт земледельческой номенклатуры имеет не славянское, не китайское, не маньчжурское происхождение. По всей видимости — это продукт собственно бурятский, если конкретно, то ононских хамниган и их предтечь дауров. Стоит к тому же признать, что некоторые слова имеют паралели с корейским языком, что вкупе с традицией обогрева жилищь, позволяет предположить преемственность государства Корё северохуннскому иволгинскому поселению. Что вновь идеально ложится в вышевысказанную в предыдущих постах концепцию об автохтонности бурятского компонента в Байкальской Ойкумене.

Новости