980x120

Как завоевания Монгольской империи изменили ход мировой моды

Как завоевания Монгольской империи изменили ход мировой моды

Монголия всегда славилась искусством верховой езды и мясной кухней, но монголы также были известны и как знатоки изобразительного искусства и моды. В частности, древние монгольские придворные дамы оказали большое влияние на высокую моду, которая распространилась даже за пределы Китая в Европу.

Чингисхан объединил монгольские племена к северу от Китая в 1206 году, и считается отцом Монголии. Монголы стали первой неханьской этнической группой, которая контролировала Китай и установила власть династии Юань (1271-1368) под руководством внука Чингисхана Хубилай-хана. Как обширная империя, которая простиралась по всей Евразии, она испытывала на себе влияние многих художественных традиций. Тем не менее, древние монголы все же сумели сохранить свою собственную культуру с уникальными эстетическими оттенками и самое главное – повлиять на культуру других народов.

Пасторальные луга доминируют в ландшафте Монголии. Травоядные, такие как крупный рогатый скот и овцы, не только влияли на монгольскую диету, но и на одежду – шерсть была основным источником материала для одежды из-за обилия овец.

Так, на картине «Охота Хубилай Хана» Лю Куан-тао изобразил Хубилай-хана верхом вместе с одной из его жен Чаби на фоне северных степей. Караван верблюдов проходит по песчаным пустынным склонам на заднем плане, а Хубилай-Хана сопровождают несколько других охотников и чиновников. Хубилай Хан и Чаби одеты в белые мантии из шерсти, а их головные уборы с загнутыми краями сделаны из войлока.

Все монголы любили головные уборы. К тому времени как монгольская империя продвинулась на юг, уже изготовлялись шляпы с широкими краями, чтобы защитить владельцев от солнца. Но самой необычной частью гардероба монголов были, пожалуй, древние монгольские головные уборы женщин.

Замужние благородные женщины носили богтог, символ их статуса. Хотя он использовался как официальная одежда, его также носили на церемониальных мероприятиях, таких как свадьба. На картине «Портрет супруги Хубилай-хана» Чаби изображена в богтоге высотой почти в два фута. Цилиндрическая деревянная рама обычно была сделана из березы и покрыта войлоком, но дворяне часто использовали малиновый цветной шелк, как на портрете. Волосы Чаби заправлены внутрь, а шляпа прикреплена к ее голове ремнями. Ствол и корона украшены жемчугом и драгоценными камнями, такими как нефрит, а верх шляпы — фазаньими и павлиньими перьями. С боков свисают бусы из жемчуга, золота и рубинов.

Богтог не только символизировал статус, но и служил для того, чтобы отличать женщин от мужчин, поскольку их одежда была в некотором роде схожей.

Чем выше ранг женщины, тем более сложным и богато украшенным был богтог. По мере расширения империи, в декор богтога входили экзотические ткани и драгоценности из Исламской Центральной Азии.

Портрет Чаби также показывает, что она носила дээл, который является традиционной формой монгольской одежды, и выглядит как длинное пальто с двумя лоскутами. Дээл предназначался для разных случаев, например, для верховой езды или официальной встречи. Дээл Чаби украшен сложными узорами из золотых и серебряных нитей на черном фоне. Эти уникальные вышивки известны как «нашиши» в эпоху правления династии Юань, возникшей в Центральной Азии. В этой текстильной технике тонкие нити золота переплетаются с шелковыми нитями. Художник использует золотой пигмент, чтобы изобразить на картине этот роскошный тип парчи.

Монгольская мода расширила свое влияние, когда иностранные правители, например, корейские, начали брать в жены монгольских принцесс, которые оказали влияние на их официальных одежду. Аналогичным образом, другие регионы переняли некоторые монгольские платья из-за близости к империи. Длинные подпоясанные туники, которые носили средневековые русские князья, к примеру, имели сходные с дээлом черты.

Тем не менее, из всего гардероба монгольского двора, головной убор богтог, а не дээл привлек внимание многих, кто посетил империю. Восточные и западные путешественники были очарованы богтогом и описали его в красочных подробностях. Исторические свидетельства показывают, что, когда Марко Поло совершил поездку в Монголию в 13 веке, он привез богтогу в Европу. Это повлияло на развитие конусообразного головного убора – геннина (эннин, эннен), который носили европейские дворянки в эпоху средневековья. Сегодня геннин или атур является символом благородства и женственности средневекового периода.

Фактически, знаменитая средневековая шляпа принцессы была непосредственно смоделирована богтогом монгольских королев.

Сайт:
Новости