980x120

Афера на полмиллиарда?

Афера на полмиллиарда?

Полтора года назад «К» рассказывал о черных старателях Забайкалья. Проблема эта для нашего региона носит не правовой, а, скорее, социальный характер. В прямом смысле, ходят по золоту, забайкальцы, особенно в районах края, влачат полуголодное существование, тогда как на драгоценном металле наживают миллиарды московские, британские, канадские миллионеры. Теперь к ним добавились и китайцы с индусами.

Премьер Дмитрий Медведев 13 июня подписал договор с властями КНР о совместном освоении Ключевского месторождения золота в Забайкальском крае. Этим он ратифицировал договоренности, достигнутые в феврали нынешнего года. Осталось провести документ через Госдуму, чтобы придать сделке законный вид.

Китайская компания China National Gold Group с барского плеча посулила премьеру аж полмиллиарда долларов в виде прямых инвестиций. По этому поводу забайкальский губернатор Наталья Жданова традиционно распылила через подконтрольные СМИ позитива в виде сотен мегабайт торжественно-помпезной информации, в очередной раз обещавшей нам всем в скором времени «ананасов в шампанском».

Досье

China National Gold Group – крупнейшая компания в КНР, занимающаяся добычей дагоценных и цветных металлов. При этом она является государственной. Частногокапитала в ней нет. Она была образована в1979 году, а 21-м веке, нафоре изменения политической полярности в мире, стала выходить на мировой уровень, осваивая месторождения по всему миру, преимущественно в слаборазвитых государствах.

Черной страницей в истории China National Gold Group стала трагедия в Тибете, в марте 2013 года. Тогда, в результате оползня, погибли 88 рабочих из местных жителей, проживающих во временном шахтерском поселке. Эксперты из журнала «The Economist» затем указывали на то, что поселок был построен в местности, опасной по горно-инженерным условиям.

Китайская компания пообещала за два года вложить в добычу золота на Ключевском месторождении более полумиллиарда долларов. В эту сумму входят все подготовительные работы, приобретение оборудования конечного цикла (ведь не породу же гонять с прииска в полувагонах – это вам не Быстринский ГОК), и кроме того – переселение жители поселка Ключевский – под ним, де, залегает основное рудное тело. Правда, информация о переселении пока циркулирует на уровне слухов, но местные жители в голос заявляют о том, что китайские инженеры уже обследовали эти места, от них и стало известно о возможном сносе поселка.

Однажды в Балее

Чем-то давно забытым, но знакомым, повеяло от этой информации. Как же, как же: поздняя осень 2007 года, сцена разваливающегося балейского Дома культуры, на которой юный министр экономики Забайкалья Евгений Вишняков рассказывает о космически-масштабных проектах разработки Тасеевского месторождения золота. Тогда тоже предполагался снос одноименного микрорайона, строительство современных коттеджей для переселенцев, и даже перенос кладбища, под которым так же залегают мощные рудные жилы.

Присутствовал на этом шоу и некий, похожий на телевизионного евангельского проповедника, не то канадец, не то британец, который в нужные моменты вежливо кивал и улыбался. Под конец вездесущие «Забузоры» спели и сплясали на той же сцене. А через пару недель сцена рухнула во время занятий танцевальной местной студии. И ДК прекратил свое существование. Точно так же рухнули и все надежды балейцев на новые рабочие места.

На том мероприятии присутствовал Степан Жиряков – тогда еще депутат Читинской областной Думы. На следующий год он будет избран в Заксобрание от Балейского района – собственно, для чего и была организована эта поездка и радужными перспективами. К Жирякову мы еще вернемся в этом материале. А пока добавим, что на самом деле предприятие «Балголд Лимитед» было создано не британцами или канадцами, а нашими соотечественниками, и зарегистрировано на Кипре. Учредителями стали компания «Скайзон Лимитетд» из Никосии, и «Транс Пасификресорсис груп лимитед» из Лимассола. Последняя, кстати, до сих пор имеет по документам филиал в Чите, в здании Росреестра на ул. Анохина, 63. Имена же владельцев этих оффшорных компаний сейчас выясняются корреспондентами «К».

Минуло более 10 лет. Уже и Вишняков ждет своей участи в приморском СИЗО, и Жиряков стал сенатором, и отметился в другой нехорошей истории, связанной с золотом (об этом позже), а в Балее, по-прежнему, тишина. И только появляющиеся после ливней то тут, то там смертоносные провалы посреди городка, говорят о том, что когда-то тут добывали золото.

Урок геологии

Но перенесемся из Балея в Ключи. Действительно, согласно данным геологоразведки, золото тут есть. Об этом было известно еще с начала ХХ века. И наши предки не мудрствуя лукаво, взяли буквально с поверхности земли самую «мякотку» — пласт руды с содержанием до 13,5 грамм золота на тонну породы.

Этот пласт был отработан очень быстро. Прочее золото уходило на значительную глубину. Геологи разных поколений неоднократно исследовали месторождения, и каждый раз объемы подтвержденных запасов менялись. Сейчас официальные данные, полученные в 2014 году самыми современными методами, по данным портала webmineral.ru, составляют 48 тонн драгоценного металла. Еще 27 тонн относятся к категории предварительно оцененных запасов, то есть – предполагаемых.

Урок экономики

А теперь вооружимся калькулятором и сделаем простые расчеты. Дано: 500 миллионов $ инвестиций со стороны китайских товарищей. Имеется: 48 (и в уме – 27) тонн драгметалла. Цена килограмма золота на 14 июня 2018 года составила 4162 $ (исходя из курса тройской унции на лондонской бирже). Следовательно, чтобы только окупить вложенные полмиллиарда долларов, китайцам надо добыть не менее 122 тонн химически чистого золота (999,9 пробы). Однако официальные запасы говорят о наличии половины (и это в лучшем случае)от необходимого для покрытия расходов, объема. Кроме того, в чистом виде золото под землей не лежит. Сперва его надо извлечь из горной породы. Содержание золота в ней на Ключевском месторождении составляет, самое большее — 2 грамма на тонну породы. То есть, что бы добыть 120 000 тонн золота, надо переработать 60 миллионов тонн породы. Сколько стоит обработка даже одной тонны в условиях Забайкалья – точно не скажет никто. Но учитывая наши тарифы на электроэнергию и ГСМ, золото реально получится «золотым». К тому же на ГОКе будет получен не чистый драгметалл, а т.н. сплав Доре – соединение золота, серебра и меди.

Возникает простой вопрос – откуда такая щедрость в виде полумиллиардных инвестиций, причем в двухлетний срок? При таком заведомо убыточном проекте? Ведь специалисты China National Gold Group – вовсе не желторотые первокурсники горных или экономических ВУЗов. Ведь если сложить все факторы – сложные горно-инженерные условия, климат, стоимость энергии и топлива, удаленность от инфраструктур, социальный фактор и прочее – проект разработки явно обречен на провал. Об этом говорили еще старые горняки-приискатели Забайкалья: «Золото-то то там есть, но взять его нельзя».

Потому размах обещаний и перспектив, никак не вяжущийся с реальным положением дел, наводит на разные ассоциации и аналогии.

Однажды на Удокане

Впрочем, можно было бы и не упоминать эту, намозолили байку о медной кладовой края. Патриарх горного дела Забайкалья Иван Семенович Витковский (который, кстати, открыл знаменитое Тасеевское месторождение в Балее) еще тридцать лет назад говорил, что добыча меди на Удокане – дело очень далекого будущего. Он имел в виду явно не треть века. Но с 1992 года мы регулярно слышим легенды и сказания о том, что вот-вот, и забайкальская медь превратит умирающий регион в райский сад. И чем ближе выборы, или хуже положение дел в крае, тем эти легенды интенсивнее вкачиваются в сознание забайкальцев. И даже на разных сайтиках гламурных публицистов появляются фотографии неких установок, которые, якобы, уже гонят катодную медь, причем в отсутствие электричества. Очередной «прорыв» в деле освоения Удокана нам обещан теперь уже к 2030 году.

Однажды в Амазаре

Еще одна стройка — легенда – Амазарский целлюлозно-бумажный комбинат. Так же под фанфары и восторженное блеяние было неоднократно объявлено о том, что вот-вот, и тысячи жителей края получат высокооплачиваемую работу, а бюджеты — миллиарды рублей от налоговых поступлений. На деле, в Амазаре окопалась группа китайцев, накосившая леса вперед на три года, и теперь с азиатским терпением выжидающая, когда откроют границу в Покровке, чтобы вывести лес на родину, и там загнать по мировым ценам. Ни о каком производстве целлюлозы нет и речи. Утром деньги, вечером – стулья. Но губернаторские пропагандисты упорно продолжают нести «благую весть» о том, что все идет по плану.

Есть версия…

Зачем же китайской корпорации вкладывать огромные деньги в заведомо провальный проект?

Во-первых, не исключено, что эти самые полмиллиарда существуют только на бумаге – протоколе о намерениях. На деле проконтролировать – сколько пришло и на что потрачено, не сможет никто, даже сам Путин – деньги чужие, заграничные, и считать их нам никто не даст.

Во-вторых, настоящей, стратегической целью для корпорации является не золото, а все тот же лес, который, без сомнения, пойдет под пилы для расчистки места под будущие карьеры. Будут там карьеры или нет, пока писано вилами на воде, но вот вырубка обязательно будет.

В-третьих, китайская доктрина осваивания пространств, годных для проживания с последующей колонизацией, предусматривает государственную поддержку на всех уровнях тем, кто ведет бизнес в России. Раньше даже китайские челноки получали негласные дотации для того, чтобы торговать в сопредельной Чите как можно дольше, и через пять лет получить гражданство России. Переброска в Могочинский район нескольких тысяч человек под видом рабочих, и дальнейшая их ассимиляция — вполне оправданная цель.

В – четвертых, компания China National Gold Group может просто «застолбить» Ключевское месторождение, для капитализации своих активов, и для игры на Шанхайской бирже металлов, где она и так правит бал, регулируя ценообразование в мире. Точно так же когда-то покупали и продавали Удоканское месторождение разные оффшорные компании.

В-пятых, Китаю, который сейчас вырывается в безоговорочные экономические мировые лидеры, очень нужно золото. И не случайно текс соглашения между Россией и КНР об освоении Ключевского месторождения нигде не опубликован. Судя по всему, китайцы будут не продавать золото банкам России, как того требует закон, вывозить к себе. Кстати, жители района Биофабрика в Чите рассказывают, что у них работает небольшая аффинажная фабрика, где китайцы переплавляют песок и самородки в слитки. Получается, что забайкальское золото будет крепить экономику соседней супердержавы, а мы опять довольствоваться статусом сырьевого придатка.

Впрочем, краевые власти никакие нюансы не интересуют. Слово «инвестиции» действуют на них, как шелест шоколадной обертки на ребенка. Уж что–что, а «осваивать» халявные деньги они умеют.

А что Жиряков?

Тем временем сенатор от Забайкалья Степан Жиряков вышел с законодательной инициативой о существенном ужесточении наказания за незаконную добычу золота. Напомним, что сегодня уголовная ответственность наступает за добычу или попытку продажи металла на 2.2 миллиона рублей. Во всех прочих случаях предусмотрена административная ответственность и штраф от 3 до 5 тысяч рублей, если тебя поймали за промывкой добытой в заброшенной шахте породы. Его инициативу радостно поддержал и министр природы края Александр Волков, заявив о масштабах незаконной добычи золота. Чиновник желают, чтобы за каждый грамм метла наступала самая строгая ответственность. Вплоть до пожизненного заключения.

Как это все не вяжется с такими же, как легенды об Удокане, постоянными разговорами о разрешении в регионе вольного приносительства золота для легальной сдачи в кассы артелей или приисков, или в банки. Как и прочие идеи, эти разговоры реанимируются в период избирательных кампаний, и затем стихают в тиши благолепных уютных чиновных кабинетов. Особенно противно беснование Жирякова. Не так давно портал «Медуза» опубликовал подробнейший репортаж о жизни людей в поселке Вершина Дарасуна. Сегодня там заброшенные шахты не дают умереть с голоду сотням людей. А ведь еще чуть более десяти лет назад тут шла промышленная добыча предприятием «Русдрагмет», директором которого был тот самый герой многих историй Жиряков. В 2006 году в шахте «Центральная» вспыхнул пожар, в котором погибли 25 человек. Много ходило разговоров об истинных причинах трагедии, и самая устойчивая версия была о том, что хозяева, экономя на всем, не выполняли обязательную проливку шахтного ствола, что строго- настрого запрещается правилами горных работ. За ту трагедию так никто и не ответил, а хозяева шахты и «Русдрагмета» – британская компания Highland Gold Mining Ltd поспешили продать Вершино-Дарасунские шахты. Сегодня они заброшены, и местное население ведет добычу самостоятельно. Очевидно, сенатора Жирякова бесит то. что мелкие ручейки золота утекают помимо его карманов. А ну, как придут новые хозяева, откуда-нибудь из Канады или Австралии? В том, что наше забайкальское золото уже никогда нашим не будет, сомневаться не приходится. Так же как давно уже не нашими стали леса, земли, и даже Байкал. Распродажа продолжается, а цена не имеет значения…

Источник: Комментатор

Новости