980x120

Несли духовность и веру в народ

Несли духовность и веру в народ

Влияние двух агинских церквей – Свято-Никольской и миссионерской — распространялось на большое расстояние, в том числе, на все станицы, поселки второго отдела Забайкальского казачьего войска.

Приходы в Верхнем Цасучее, Чинданте, Кубухае, Дурунгуе были казачьими. Кроме этого, в Приононье насчитывалось 24 деревни и селений, казачьих караулов. Агинские священнослужители были частыми гостями у ононских верующих, когда у них проходили большие и радостные события – открытие школ, приходов, часовен, молитвенных домов. В свою очередь, служители культа Приононья приезжали в Агинское в дни проведения религиозных праздников или по своим делам.

Агинский Свято-Никольский храм считался по значимости вторым в Восточном Забайкалье после Читинского – Александро-Невского кафедрального собора, где находился епископат Забайкалья.
Читинское духовное правление назначало на должность священника после тщательного отбора, который утверждался епархиальным архиереем (главное духовное лицо).
Этот тщательный отбор успешно прошел Яков Быстригин, 1885 года рождения и был назначен священником Верхне-Цасучейской Иоанно-Предтеченской церкви с приходом. Приход был низшей административной единицей, имел простейший иконостас, алтарь, небольшую библиотеку, действующую воскресную трехклассную церковно-приходскую школу. Священник подчинялся православному религиозному совету общины верующих.
Пришли тяжелые тридцатые годы – время сплошной коллективизации, гонения на божьих служителей, выселок безвинных крестьян-единоличников, сопротивляющихся нажиму местных властей. Быстригинская семья отказалась вступать в колхоз и на сельском сходе бедноты была объявлена кулацкой. Жилой дом, имущество, хуторские постройки, сельхозинвентарь, скот конфисковали.
Районная чрезвычайная комиссия по борьбе и ликвидации кулачества утвердила решение схода и приняла постановление о выселке Быстригиных на спецпоселение за пределы Забайкалья. Большую семью, где было восемь детей от двух до девятнадцати лет, увезли в Карелию. Здесь в сентябре 1931 года началось строительство Беломоро-Балтийского канала.
Мать Ольгу Николаевну (в девичестве – Аслезова), 1889 года рождения, уроженку Ново-Дурунгуйской деревни Оловяннинского района и ее близких родственниц — Христину Михайловну, 1898 года рождения и ее сестру Ульяну, 1899 года рождения определили разнорабочими на стройку.
Отца большого семейства, который не был связан с кулачеством и добровольно отправился в далекий путь, приняли на должность священника церкви. Благодаря его усилиям и стараниям, жизнь в приходе не прерывалась даже во времена драматических событий. Глядя на карельскую природу, Яков часто вспоминал родное Забайкалье и Приононье, казачий поселок Верхний Цасучей, где он был священнослужителем, духовным лицом. Ждал своего счастливого часа, и тот наступил только в 1949 году. Закончилась восемнадцатилетняя ссылка для его семьи.
Он с супругой первым делом посетили родные места. Их ждало разочарование – здание Цасучейской Иоанно-Предтеченской церкви было перенесено в поселок Нижний Цасучей для нужд местной школы.
В Чите была разрешенная властями православная община. Она имела небольшую однопрестольную с простым иконостасом церковь, расположенную по улице Уссурийская (ныне Чкалова).
При назначении Быстригина на должность священника общинный совет учел его качества – образованность, эрудированность, высокий уровень проведения богослужения.
В приходе проводились религиозные церемонии, ритуалы, читались молитвы по случаю постройки нового дома, благополучного рождения ребенка во избежание несчастья и болезней, отпеванию усопших. Священник Яков Быстригин нес в народ культуру, знания, делал немало для воспитания нравственности, доброты, чуткого отношения друг к другу.
Штат церкви состоял из служителя культа, которого в народе называли еще батюшкой, попом. Учетом церковного имущества, сбором пожертвований, оказанием помощи остронуждающимся прихожанам занимался дьякон. Был псаломщик или чтец-музыкант.
В числе пострадавших в тридцатые годы оказались некоторые родственники. Так, Алексей Иванович Быстригин, 1860 года рождения, уроженец Верхнего Цасучея, был осужден Тройкой ОГПУ. Его сына Василия (1890 г.р.), крестьянина — единоличника арестовали 12 марта 1930 года по статьям 58-10, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР, был приговорен к пяти годам лишения свободы. Быстригины воевали в Великую Отечественную войну. Алимтий Алексеевич (1905 г.р.) пропал без вести, Иван Степанович (1922 г.р.) погиб в феврале 1942 года, скончался от ран Никандр Платонович. В селе Агинское жили много Аслезовых – близких и дальних родственников Зои Николаевны Быстригиной. Некоторые из них были уроженцами Приононья, работящие, с прекрасной репутацией, известные, уважаемые.

Б.НЕСТЕРЕНКО,
п.Агинское

Агинская правда

Новости