980x120

Хозяйка Ужевьи в Агинской степи

Хозяйка Ужевьи в Агинской степи

Буряты издавна очень бережно относились к природе, ведь даже носы их сапог (гутул) загнуты вверх, что бы не царапать родную землю. С тех пор прошло много времени и традиции стали нарушаться. Природа любит своих детей и, как мать, прощает наши ошибки, но не может делать это бесконечно. Прочитайте этот рассказ и задумайтесь, какую землю вы оставите своим потомкам.

В Агинской степи, в местности Саган-Челутай есть река Ужевья, названая по имени этой местности. Раньше эта река славилась своей красотой и чистыми водами, которые утоляли жажду тысяч живых существ. Но сейчас это место стало похоже на гнилое болото и редкая птица залетает сюда. Радиация все убила и теперь ни одна женщина в этих местах не может родить. Фон излучения здесь не уступает Чернобылю, только это держится в тайне. Местность эта осталась в памяти людей черной былью.

А началась эта история с нерадивого охотника, который любил похвастаться и однажды в пьяном споре пообещал принести с охоты голову оленя. На том и порешили.

— Да я ночью стрелял филину в глаз! И попадал! — кричал разгоряченный спиртным Батор.

— Ну-ну! Конечно! Ночью-то?!

— Да, клянусь покойной матерью!

— Ты не кидайся словами-то!

— Я кидаюсь? Да я прямо сейчас пойду в лес, выслежу оленя самого большого и попаду ему в глаз! Отрежу его голову и принесу сюда!

— Иди!

Батор не ожидал такого поворота и на мгновение застыл. Остальные охотники захохотали. Это так разозлило его, что он схватил ружьё и мгновенно рванул к двери.

— Давайте котомку!

— Батор, ты ведь мертвецки пьян!

— Сами вы пьяны!

С этими словами Батор удалился из охотничьего домика вглубь леса под гогот выпившей компании охотников.

Была осенняя пора, накрапывал дождик, ветра не было. Погода стояла сказочная. Листва уже начала окрашиваться в золотисто-бурые цвета. Пахло грибами и сыростью. Земля дышала теплом, словно живая. В кустах шуршали белки, зайцы, но разозленный Батор шел и шел дальше, ругаясь себе под нос.

— Не верят мне! Сейчас! Сейчас я вам покажу, кто настоящий охотник! Сидеть, пить и смеяться над другими и я умею! А нет бы делом доказать! Тьфу на вас! Идиоты! — Батор, шатаясь, шел от дерева к дереву, углубляясь дальше и дальше в чащу.

Потом его злость поубавилась, он бродил уже молча, зевая, пока наконец, не присел у сосны и его не одолел глубокий сон.

Батор захрапел.

Вдруг услышал он шорох позади сосны, за которой сидел. Он тут же схватил ружьё и вскочил.

Но, к своему удивлению, вместо ожидаемого оленя увидел маленького человечка, который был ему едва до колена! В жизни он не видел таких крошек.

Человечек был бородат, его огненно-рыжая борода была заткнута за пояс. Он деловито тащил мешок, видимо тяжёлый, и кряхтел.

Человечек ойкнул, когда человечек увидел обомлевшего Батора, глядевшего на него.

— Ты не стреляй! — человечек, то есть гном, поднял руки вверх и начал пятиться. — Положи ружьё, я расскажу тебе, где много золота, — обещал гном. Ты Батор?

— Да, а откуда ты знаешь?

— Хе-хе! Мы, гномы, — мудрый народ, многое знаем.

Батор и не думал стрелять, ружьё он положил.

Тут охотник увидел и остальных гномов, которые начали появляться невесть откуда и набралась их целая дюжина!

Все они были одеты в разную одёжку, с бородами разного цвета и длины, у кого длиннее, у кого короче.

— Други! — сказал рыжебородый гном, когда они окружили Батора, — вот этот благородный человек не стал стрелять! Он положил свое ружьё! Мне кажется, что нам необходимо его наградить, показать ему нашу шахту, чтобы он смог добыть себе золота столько, сколько захочет.

— Да! Да! — закивали остальные.

Батор заулыбался, его эта идея весьма обрадовала!

— Вот, смотри! — рыжебородый гном развязал мешок, продемонстрировав ему золото: ещё не очищенные, но весьма благородного вида крупные куски породы лежали в мешке. Глаза Батора алчно заблестели, он задумался, а не схватить ли ему ружьё и не уложить ли всех этих коротышек одного за другим. Тогда он взял бы этот мешок вместо того, чтобы куда-то идти, да ещё что-то в глубине пещер долбить… Но тут обнаружил, что ружьё уже подобрал один из гномов и его уже подгоняли. Выстроившись гуськом, гномы зазывали его следовать за ними. Батор почесал в затылке и пошел было за ними, но вдруг услышал окрик своей покойной матери. Его будто из ведра ледяной водой окатили!

— Стой! Погибнешь! Не ходи! Откажись от золота!!! — крикнула мать. Батор резко остановился и проснулся.

Проснувшись, он заметил оленьи рога, которые выглядывали из-за дерева. Затаив дыхание, он стал наблюдать. Но зверь не спешил показываться, тогда охотник приготовил ружье и, прицелившись, стал ждать. Вскоре рога зашевелились, и постепенно стала показываться голова, а за ней шея, становившаяся все длиннее и длиннее. «Что-то здесь не ладно», — подумал охотник. Это было что-то необычайное, но слова друзей звучали в ушах: «Без головы вкусного и сочного оленя ты нам не друг!» И охотник, затаив дыхание, нажал на курок. Прозвучал выстрел, пуля вылетела и, пробив кожу, выбила капельки крови. И только теперь он понял, что шея не просто длинновата, а необычайно длинна. Но вся длина стала видна, когда показалась раненная в голову гигантская змея. Конечно, охотник узнал её, это была здешняя Хозяйка реки и леса — Аварга Могой.

С детства он слышал истории о ней, но то, что на самом деле она такая большая, он и не подозревал. Считалось, что охотник, который встретится с ней, заполучит её рога, тот станет богатым на всю жизнь. Не веря своим пьяным глазам, наш охотник поднялся и стал смотреть, как змея бьется в агонии. А та все извивалась, пока не показалась вся, и длинна её была около тридцати метров. Змея в ярости покатилась лавиной в сторону обидчика, а тот понесся сломя голову. Между охотником и змеей росли молодые березки толщиной в руку человека, но змея ломала их как спички. Охотник бросил свое ружье и, совершенно протрезвев, летел из-за всех сил. В ужасе он даже забыл о своей головной боли.

В конце концов, он оторвался от змеи и, трясясь от страха, прибежал в поселок. Он, взяв бутылку водки, пошел к местному шаману, чтобы тот помог задобрить Хозяйку. Но сделанной ошибки было не исправить и всего через три дня охотник умер. Причину смерти так и не установили.

Старейшины той местности срочно собрались и, показывая на черно-свинцовые тучи, стали совещаться.

— Видно, случилось великая беда. Надо сходить к Хозяйке реки и сделать подношения, — решили они и отправились в места, где она обычно обитала.

Каково же было их удивление, когда они увидели целый лесок, уложенный на землю, словно по нему прошлись огромным катком.

— Ищите следы змеи-Хозяйки! — сказал старейший из них и все бросились вниз по склону. Там, где поваленный лес заканчивался, люди нашли глубокую колею. Они направились по ней в надежде найти Хозяйку местности. Так они шли несколько дней вдоль канавы, через дороги, через поля и луга, пока не пришли к берегам Онона. Но сколько ни искали на другой стороне выходящих следов, так и не нашли. А след, оставленный Аварга Могой протяженностью сотни километров, можно увидеть и по сей день.

— Значит, она ушла, обидели мы её, теперь наши земли беззащитны перед любым врагом. Ждите скорой беды! — только и сказал седобородый старейшина.

Так оно и случилось. Вскоре появился молодой и амбициозный геолог Соколов. Как только он взял первую пробу породы на берегу реки Ужевьи, у него затряслись руки. По всем данным выходило, что лежат под этой нетронутой землей титан, вольфрам, уран, и в огромных количествах.

— Это же клад! Нужно начать разработки. Сколько нового мы узнаем о том, что тут было миллиарды лет назад! — говорил своим коллегам Соколов.

Молодой горячий геолог только что прибыл в эти места. Как говорится, новичкам везёт, и ему сразу попались богатые залежи тяжёлых и дорогих металлов.

Не откладывая ни на секунду, он быстро сделал проект разработки открытым способом и начал вести подготовку к испытательным взрывам.

Отметили участок и, для безопасности местных жителей, огородили его красными флажками. Там закопали тротиловые шашки и Соколов, отойдя на безопасное место, стал настраивать свой бинокль. Только он собрался дать приказ к взрыву, как заметил в бинокль всадника.

— Стой! — что было мочи заорал Соколов.

Сердце его забилось от страха, что могло произойти непоправимое, даже ноги у него онемели.

— Человек в опасной зоне! — крикнул он, и все бросились искать этого человека.

Но сколько ни искали, никого не обнаружили. Опять всё подготовили к взрыву и только хотели начать, как Соколов опять увидел человека и именно там, где должен был произойти взрыв. Тогда он сам пошел на то место, но там никого не было. Тут уж он начал подозревать, что все это мистика. В душе у него боролись ангел и черт, последний при этом нашептывал: давай, давай, чего ты ждешь!

И в третий раз он приготовил людей и, взмахнув рукой, посмотрел в бинокль. И снова увидел того человека.

— Давай! — закричал он и грохот взрыва, как на войне, прокатился по долине.

Все люди, живущие в той местности, вздрогнули в ожидании чего-то дурного. Больше уже никто не видел в бинокль человека, а первые пробы пород превзошли все ожидания — здесь оказалась руда с невиданным процентом титана.

В год разработок у главного геолога и проектировщика Соколова вдруг отнялись ноги и он стал инвалидом. Но, несмотря на несчастье, он продолжал делать расчеты, лежа в постели. Государство высоко оценило его заслуги — его наградили и выдали хорошую премию.

Да только местные жители не были рады его рвению. Теперь, когда все что нужно выкопали и вывезли, осталась на этом когда-то красивом месте огромная дыра, зияющая, как рана на теле земли. Конечно же, земля нас простит за то варварство, с которым мы калечим и раним её тело. Она ведь наша мать и, как всякая мать, прощает своих глупых детей. Да только как она может долго прожить, если мы о ней совершено не заботимся?

АРД

Новости