980x120

Хан Джучи. Покоритель берегов Байкала, долин Ангары и Енисея, владетель Азии и Казахстана

Хан Джучи. Покоритель берегов Байкала, долин Ангары и Енисея, владетель Азии и Казахстана

Старший сын Тэмуджина и Бортэ Уджин Хатун по имени Джучи родился в 1184 году, когда его отцу исполнилось 29 лет, а умер на несколько месяцев раньше своего батюшки — в 1227-ом, в возрасте пятидесяти трёх лет.

Первенца Чингис Хаана всю жизнь сопровождало подозрение в том, что его настоящим отцом являлся один из воинов меркитского племени, однажды похитивший Бортэ из стойбища будущего Великого Хана Монголии и некоторое время насильно удерживавший ее у себя. Чингис очень переживал из-за пересудов, связанных с историей этого рождения, сильно злился на сплетников и злопыхателей, но, тем не менее, нашёл в себе мужество и силы преодолеть негативные эмоции и на протяжении всей жизни ни разу не позволил себе упрекнуть в чем-то своего наследника и его мать. Однако окружающая атмосфера, несомненно, наложила свой негативный отпечаток на замкнутый характер будущего покорителя западных и северных территорий Империи.

С началом весны 1206 года во главе специального военного отряда, сформированного в столице монголов городе Каракорум, Джучи прошёл по льду озера Байкал до самой его оконечности. Он покорил и обложил данью все малые лесные племена и народцы, проживавшие по его берегам, чем и обозначил самую северную границу вновь созданного государства. Её изображение на топографической карте напоминало собой огромную Лысую Гору. После этого он перевалил через Байкальский хребет вдоль речки с нынешним названием Слюдянка и, добравшись до верховьев Енисея, взял с обитавших по его берегам кыргызов немалый оброк: “не побрезговав белоснежными аргамаками (конями), сизокрылыми остроглазыми кречетами и шелковистыми чёрными соболями”.

В 1224 году Великий Хаан Монголии назначил Джучи правителем недавно покорённых западных уделов, куда на первоначальном этапе их формирования вошли бескрайние просторы нынешнего Казахстана, остатки Кара – Киданьского государства и недавно покоренные земли бывших Хорезмийских шахов.

Будучи истинным кочевником, Джучи выбрал для своей ставки и табора северную степь, где было более привольно и не так жарко, как на юге. На этой суровой равнине казахи, почитавшие «своего» Великого для них Хана, затем возвели мавзолей, в котором тело Джучи пролежало не очень долго.

После завершения всех траурных мероприятий, связанных с почитанием Духа почившего, монгольские жрецы в том же году тайком заменили тело Джучи на другое, а самого Джучи Хаана, по приказу уже больного Тэмуджина, увезли к берегам северного Байкала, где его отцом была определена Долина всех Великих Ханов Золотого Рода Чингизидов.

Нынешний казахстанский мавзолей, судя по кирпичу «советского производства», был вновь отстроен уже в наше время. Возле него установлена мемориальная доска,

а под саркофагом и голубым куполом находится либо тело неизвестного покойника, либо пустота!

Так как джезказганская степь характеризуется холодными ветрами и знойным летом, то расчёт казахстанских властей на развитие такого удалённого от жилых центров туристического бренда под названием “МАВЗОЛЕЙ ХАНА ДШОЧИ” не оправдался.

Тэмуджин сам определил и показал точное место погребения своего сына.

Древняя дорога к северной оконечности озера была проложена многие тысячи лет назад, ещё до строительства Байкало — Амурской железнодорожной магистрали и начиналась она от нынешнего села Жигалово, что в Иркутской области, через которое сегодня «бегают» современные маршрутки.

По лесистой равнине, где стремительно несутся современные железнодорожные составы и стоят такие станции, как Киренга, Улькан и Кунерма, древняя тропа достигала вершин Байкальского хребта и тянулась к нынешнему разъезду Дельбичинда.

Именно в этом месте, на вершине одного из остроконечных пиков, имеющего пирамидальную форму, Великий Хан приказал подготовить царскую усыпальницу для своего сына.

Сегодня гора взорвана и разграблена то ли изыскателями трассы, то ли строителями Байкальского семикилометрового тоннеля, в распоряжение которых взрывчатка поступала вагонами и особо строгого учёта толовых шашек не было и в помине. Теперь огромный прямоугольный камень из розового мрамора, ранее установленный на вершине кургана, сиротливо валяется в воронке от направленного взрыва. Безусловно, вандалы и понятия не имели, чьё именно захоронение они вскрывают, но, судя по гигантским размерам памятника, рассчитывали на богатую добычу. Сундуков с сокровищами, конечно же, они не нашли, но судя по тому, что раскопки в этом месте продолжаются уже несколько лет, ими были обнаружены отдельные элементы из золота и серебра, драгоценные камни, когда-то украшавшие одежду и оружие Кагана.

Джучи и здесь, в Великом Царстве Мертвых, местом своего погребения призван был обозначать самую западную его границу.

Именно от этого полустанка и начинается достаточно небольшой и легко проходимый перевал. Тропа через него доходит до истока небольшой речки, вдоль которой когда-то средневековые монголы, а сегодня — туристы, имеют возможность быстро и легко спуститься прямо к Байкалу.

После смерти Хана Джучиев улус был поделён между его сыновьями:

  • Хану Батыю достались берега южной Волги, где он возвёл столицу Золотой Орды под названием Бату Сарай;
  • Хан Берке получил весь Северный Кавказ;
  • Хан Шибан поехал править степями Западной Сибири и Восточного Казахстана;
  • Хану Мовалу выдели Причерноморье.

В 1946 году, сразу после победоносного окончания Великой Отечественной войны, советские археологи продолжили работы по раскопкам Ханских погребений монгольских императоров и вождей. Самым первым в 1941 году был вскрыт мавзолей Гур Эмир в Самарканде, где, как предполагалось, был размещен родовой некрополь Тимуридов, берущих свою родословную от монгольского племени барлас.

Но и здесь тело Тамерлана оказалось заменено монголами на другое, так как антропология найденного черепа показала, что этот человек не может принадлежать к монголоидной расе.

При вскрытии погребения в степях недалеко от города Джезказган искатели надеялись найти не только могилу Хана Джучи, но и Хана Батыя и, чем чёрт не шутит, богатейшее царское захоронение самого Чингис Хаана! За подобные открытия в то время полагалась Сталинская премия. Но эти надежды и труды оказались, к сожалению, напрасными.

Уже три года я безуспешно добиваюсь от государственных чиновников организации обследования многочисленных курганов, обнаруженных на севере Байкала и обеспечения их охраны со стороны государства.

В настоящее время в районе Байкальского хребта ведётся строительство второй очереди железнодорожного тоннеля. Туда вновь вагонами поступает взрывчатка, а значит, вполне возможны и новые акты вандализма, осквернения и разграбления бесценных культурных и исторических памятников, принадлежащих не только монголо-язычным народам, но и всему человечеству! 

АРД

Новости