980x120

Доходы от природы, или Как зарабатывают собирательством

Доходы от природы, или Как зарабатывают собирательством

Сапожниковая растопыренная — название растения, которое широко произрастает у нас в Забайкалье. Другое название корня — дикий сельдерей (пастернак). Этим растением, точнее его корнями, давно уже заинтересовались заготовители и фармацевты из Поднебесной империи.

Как сорняк становится «корнем жизни» Наша газета в начале лета писала о том, что полицейские выявили 49 граждан Китая, которые незаконно приехали в Дульдургинский район, чтобы собирать дикорастущий пастернак. Непрошенных гостей депортировали из страны, а интерес китайцев к корню по-прежнему высокий. Теперь его повсеместно заготавливают жители Агинского округа и Забайкальского края. Собирают в одиночку, группами, семьями. Произрастает этот корень лучше всего на заброшенных пашнях, которые раскинулись по всему округу. Растение любит склоны и каменистую почву. Для агрономов — это сорняк, для ученых-экологов — обычное растение (не краснокнижное) азиатских степей Монголии, Забайкалья и Северо-Восточного Китая, а для сборщиков — шанс хоть немного заработать на жизнь. Дикорос легко отличить по листочкам, похожим на морковные. К концу лета высота растения достигает 30-80 сантиметров. Корень же залегает на глубину 30-40 сантиметров. Растение ценится в восточной медицине (монгольской и китайской). Корень оказывает болеутоляющий, жаропонижающий эффект, применяется как противоаллергическое, потогонное, отхаркивающее средство. Лечит ветряную оспу, нефрит, гипертонию, анемию и другие болезни. Из этого растения фармацевты из Китая изготавливают лекарства, в частности «Фан фэн». Упаковка из 10 пакетиков по 12 грамм в России стоят 520 рублей (оптовая цена). Реализуют ее фирма «Синофарм» в городах Москва, Новосибирск. В советское время в Забайкалье аптеки повсеместно закупали лекарственное сырье у населения. Сборщики зарабатывали деньги на заготовке березовых почек, пижмы, чабреца и других лекарственных растений. Сейчас заготовительная деятельность в прежних, советских масштабах давно загублена, но в некоторых регионах Сибири (Алтай) и Дальнего Востока возобновили производство лекарственных трав. В Забайкалье же нет ни одной такой компании по заготовке и производстве лечебных дикоросов.

Собирательство как способ заработка Нишу заполняют предприниматели-заготовители, взяв в нагрузку «корневой бизнес». В округе оптовики закупают сырой корень по 200-220 рублей за килограмм. Житель окружного центра Галсан Д., рассказывает, что в сентябре семьей из четырех человек и родственниками собрали около 60 килограммов корня. На эти деньги купили оптом продукты и ребенку сотовый телефон, но во время сборки приболели, пришлось покупать в аптеке еще лекарства от простуды. Другой сборщик собирал в компании на арендованной ГАЗели. Денег хватило только на продукты. Собирают сей «волшебный» корень не от хорошей жизни. Есть, конечно, те, кто спускает заработанное на игровых автоматах или тратит на выпивку. Сбор корня – это еще одна «эпопея» в наших буднях заработать копейки и обогатить соседнюю страну. Вспомним сборщиков цветного металла или закуп красных кораллов из семейных реликвий. А с вывозкой за границу корней проблем нет. Как пишет газета Бурятии «Номер один», схема простая: «заграничные друзья» перекупают оптом у сельчан корни, после чего получают разрешение на вывоз данного растения в соответствующих ведомствах и со спокойной душой пересекают границу. Беда в том, что данное растение можно вывозить за границу в любых количествах. Главное, иметь накладную и чеки, согласно которым таможня поймет, что лекарственное сырье приобретено, а не украдено. Кто-то, может, скажет о непоправимом экологическом ущербе для природы, но сравните мешки с корнями и вагоны с деловым лесом… Урон в экологической нише нашего округа во время сбора корня не идет в сравнение с тем же забором речного гравия у нас рядом с окружным центром на реке Агинка в целях «укрепления берегов и расширения дна реки». Интернет и газеты размещают объявления от приёмщиков, которые готовы купить сырьё, пусть за небольшие для сельского жителя, но деньги.

АП

Новости