980x120

Идентификация хамниган

Идентификация хамниган

На днях в Аге прошёл круглый стол на тему: «Хамниганы Забайкалья: язык, история, культура и этнография». Организаторами дискуссии стали администрации сёл Гунэй и Токчин совместно с Институтом филологии СО РАН. Собрались учёные, предста­вители власти и СМИ, краеведы, ра­ботники культуры и образования из России, Монголии и Китая. Что же за­ставило хамниган разбираться в себе и своих проблемах?

Речь идёт о народности, прожи­вающей на юге Забайкальского края, в северной части Монголии и Вну­тренней Монголии Китая. А основная часть хамниган проживает по левой стороне реки Онон в Кыринском, Ак­шинском, Дульдургинском и Агин­ском районах Забайкальского края. Они именуются ононскими хамнига­нами.

Другие группы хамниган живут в Карымском, Шилкинском, Могойтуй­ском и Оловяннинском районах Забай­кальского края. Хамниганы, прожива­ющие в Могойтуйском районе Аги в сёлах Хара-Шибирь, Цаган-Оль, Ортуй и Кусочи, являются выходцами из бас­сейна реки Турга – одного из правых притоков реки Онон. Это тургинские хамниганы. Также в Агу переселились нерчинские хамниганы из Карымско­го и Шилкинского районов края.

Язык ононских хамниган — это са­мостоятельный диалект бурятского языка, близкий к сонгольскому. А их традиционная одежда близка к клас­сическому монгольскому костюму времён Чингисхана, сохранившемуся у западных бурят.

Сегодня ононские хамниганы ком­пактно проживают в сёлах Шумунда, Алтан, Кыра, Тарбальджей, Мангут, Ульхун-Партия, Курулга, Нарасун, Узон, Токчин, Гунэй. Их численность составляет более 10 тысяч человек.

Себя они обычно считают хамни­ган-бурятами. И так же, как русские и буряты, они представляют конгломе­рат различных племён и родов: запад­но-монгольских, тюркских, дагурских и маньчжуро-эвенкийских. В своё время хамниганы славились своей воинственностью и составили один из первых казачьих полков. Они же одними из первых приняли буддизм и построили первые дацаны в восточ­ном Забайкалье.

Однако, несмотря на то, что хам­ниганы имеют собственную историю, язык, одежду и богатый фольклор, официально они как бы не существу­ют. Например, в Агинске перед здани­ем администрации округа обозначе­ны хоринские рода, но нет, ни одного хамниганского. В Чите также их не признают за отдельную народность, эвенки и буряты есть, а хамниган нет. Между тем, в Монголии изучается родной язык, имеется Центр хамни­ганских исследований, а движение хамниган поддерживается крупными бизнесменами-сородичами. В Китае они проживают вместе с шэнэхэнски­ми бурятами, имеют и отдельный ан­клав — Мургэлэ.

Отсутствие официального призна­ния неизбежно ведёт к деградации и ассимиляции народа. Особенно ин­тенсивно эти негативные процессы идут в Акшинском, Кыринском и ряде других районов Забайкальского края. И это очевидно, ведь любой человек или общность людей нуждается в са­моидентификации и общественном признании. А тут ещё давние истори­ческие обиды.

«В Акшинском районе Забайкальского края живут хамнига­ны, — как говорил Хамбо лама Аюшеев. — Они любят рассказывать, как их бу­ряты обижали. Я люблю это слушать, потому что узнаю свой народ с другой стороны».

В Бурятии, напротив, с признани­ем народностей и субэтносов никаких проблем нет. Есть сойотский район в Оке, эвенкийский в Баунте, хамниган­ское село Мыла в Закамне. Представи­тели малочисленных народов Севера имеют свою Ассоциацию и пользуют­ся всеми положенными им льготами и государственной поддержкой. Это ведёт к тому, что численность тех же эвенков, хамниган и сойотов в респу­блике растёт. А кроме того, Бурятия считается и всероссийским центром древлеправославия, а семейские — от­дельным субэтносом русского народа.

В итоге участники круглого стола в Аге решили на постоянной основе встречаться и обсуждать свои про­блемы. Следующая встреча сородичей намечена на 2018 год в Монголии. В её рамках пройдёт конкурс народной песни хамниган. Для активизации на­учных исследований будет создан спе­циальный фонд.

Но, главное, хамниганы иниции­руют вопрос о признании себя мало­численным народом Сибири. Подоб­ный путь прошли окинские сойоты и мылинские хамниганы. Это положи­тельно сказалось на их социально-экономической и демографической динамике. В то же время они как были неотъемлемой частью бурятского на­рода, так ею и остались. Так же опти­мистично настроены и хамниганы За­байкалья.

— Мы впервые на международном уровне обсудили наши дела, — сказал Валерий Семёнов, старейшина села Гунэй. – Глобализация заставляет и нас, хамниган, задуматься, о том, как сохраниться в этом мире. Я думаю, мы на верном пути и всегда будем жить на своём Ононе.

Бурунэн

Новости