980x120

Миллиарды ожиданий

Миллиарды ожиданий
Миллиарды ожиданий 0 Миллиарды ожиданий 1 Миллиарды ожиданий 2

Проект краевого бюджета, теперь полностью подготовленный при губернаторстве Александра Осипова, заметно окреп, а правительственный прогноз обещает Забайкалью устойчивый рост доходов. Оправдаются ли высокие ожидания или, как предупреждают эксперты, финансы края остаются недостаточным для прорыва.

— Первое и основное отличие проекта от бюджета нынешнего — это то, что он лучше предыдущего, — заявила возглавляющая краевой минфин Вера Антропова при внесении законопроекта в парламент.

В целом она не лукавила.

Бюджет-2019, который достался Осипову в наследство от Натальи Ждановой и который пришлось экстренно отозвать из парламента под угрозой бойкота депутатами, выглядел и действительно был неполноценным.

Тогда минфину пришлось сверстать документ почти без опоры на федеральные дотации или субсидии по национальным проектам — объём доходов получился таким ничтожным, что расходную часть сжали до 50,6 миллиарда рублей (столько же набралось по итогам докризисного 2013 года), создав искусственный и жёстко раскритикованный профицит бюджета. Но, в противном случае, госдолг региона преодолел бы критическую отметку в 28 миллиардов, а край нарушил соглашение с федеральным Минфином, объяснит позже председатель Контрольно-счётной палаты Светлана Доробалюк.

Вторая версия бюджета на 2019 год получилась консервативной и выгодно выделялась лишь на фоне критической недофинансированности ждановского законопроекта. Доходы и расходы, сравнявшись, достигли 58,43 миллиарда рублей к итоговому чтению. Ещё при обсуждении в заксобрании выяснилось, что даже многомиллиардной финансовой помощи Москвы, которую выставили первой большой лоббистской заслугой Осипова, не хватило на зарплаты бюджетников до конца года — как было и при Ждановой, и при Ильковском.

Тогдашний министр финансов Марина Кириллова уверяла, что зарплаты покроют за счёт 2 миллиардов рублей в резервном фонде, которые также решили использовать для софинансирования госпрограмм.

Каким на самом деле сырым был осиповский бюджет-2019, видно по его изменению в течение года: финансовый документ переверстали уже четыре раза, а расходно-доходная часть увеличилась на треть или почти на 20 миллиардов рублей.

Безусловно, часть средств пришла в Забайкалье благодаря приобретённому дальневосточному статусу и трагической случайности — разрушительным степным пожарам на юго-востоке, — но большая доля закрыла именно необходимые расходы края: подготовку к отопительному сезону, разблокировку счетов, зарплаты и так далее.

В ноябре 2019-го депутат-коммунист Николай Мерзликин, положительно оценив влияние «предвыборных» вливаний на социальные расходы, раскритикует правительство за фактическое отсутствие планирования в условиях постоянно меняющихся финансов.

Чем отличается предложенный бюджет-2020

Проект нового бюджета, внесённый Осиповым в парламент 1 ноября 2019 года, выглядит намного более полноценным. Собственные налоговые и неналоговые доходы в нём составили 58,4%, притом что бюджет-2019 с каждой правкой становился всё более дотационным (в ноябрьской версии — менее 48% доходов собственные). Объём расходов изменился незначительно: 73,4 миллиарда в проекте бюджета-2020 против 78 миллиардов рублей, которые край уже заложил на 2019 год.

Осипов, долго державшийся полностью или почти бездефицитного бюджета, теперь решился на резкое увеличение дефицита и госдолга в 2020 году. Расходы превысят доходы сразу на 2,9 миллиарда рублей — такого правительство Забайкальского края не позволяло себе со времени губернаторства Константина Ильковского, который активно занимал деньги.

Забайкальский депутат Государственной думы Юрий Волков в комментарии информагентству Zabnews указал на крупнейший за 5 лет дефицит бюджета. Больше — 6,7 миллиарда — было только в 2013 году, но собственные доходы тогда были намного ниже нынешних.

«Проект бюджета предусматривает беспрецедентный рост собственных налоговых доходов — [...] сразу на 23% (без учёта безвозмездных поступлений — ред.). Такие цифры можно было бы смело называть экономическим чудом. Однако рост ВВП [ожидается] только на 3%, как в предыдущие годы, при этом по обрабатывающей промышленности ожидается спад на 4%, по аграрному сектору предполагается стагнация. На рынке труда тоже стагнация», – отметил Волков, по словам которого, рискованно увеличивать доходы без уверенности в налогах.

С опасениями Волкова заочно не согласилась КСП. Выступая перед депутатами заксобрания, её председатель Доробалюк назвала «нормальным» сложившийся дефицит, а также заявила, что палата «подтверждает прогнозируемый правительством объём доходов» — на 21% выше, чем в бюджете на 2019 год.

Приложения к законопроекту подтверждают, что Осипов, при котором государственный долг снизился до пятилетнего минимума в 25 миллиардов рублей, теперь пойдёт на его увеличение. По прогнозу краевых властей, в новый 2020 год Забайкальский край войдёт с 27 миллиардами рублей госдолга и завершит его с 29,7 миллиарда. Последовательно отдавая бюджетные кредиты федерации, край вновь начнёт занимать у банков — объём коммерческих заимствований планируется увеличить с 13,5 миллиарда до 17,3 миллиарда рублей в течение следующего года.

Судя по опубликованным документам, правительство Осипова намерено удерживать госдолг в пределах 25-30 миллиардов рублей, финансируя часть расходов за счёт коммерческих кредитов и постепенно выплачивая долги по бюджетным.

Правительство ждёт, что собственные доходы Забайкалья будут уверенно расти, а значит, долговая нагрузка на бюджет всё равно продолжит снижаться. Согласно долгосрочному прогнозу, по итогам 2020 года край заработает 48 миллиардов при госдолге в 27 миллиардов рублей. При этом отношение кредитных обязательств к собственным доходам составит всего 55%, хотя сейчас — при меньшем госдолге — превышает 70%.

Собственные доходы появятся в бюджете Забайкальского края благодаря, в первую очередь, сборам по налогу на доходы физических лиц (16,4 миллиарда рублей, рост на 14,9%) и налогу на прибыль организаций (10,1 миллиарда, рост на 23,9%).

Для достижения плановой суммы по НДФЛ краю потребуется не только федеральная индексация денежного довольствия военных, заложенное в расходы повышение зарплат бюджетников и рост фондов оплаты труда в негосударственных организациях. Минфин рассчитал доходы от подоходного налога уже с учётом отчислений компаний-резидентов недавно созданной территории опережающего развития «Забайкалье», а также сразу 10-процентного снижения недоимки по налогам.

Причины ожидаемого беспрецедентно высокого роста доходов от налога на прибыль не детализованы в пояснительной записке к законопроекту, но, судя по всему, также связаны с позитивными ожиданиями правительства от ТОР «Забайкалье», вышедшего на проектную мощность Быстринского ГОКа «Норникеля», растущих доходов железной дороги и других крупных производств.

«Существуют риски недостижения прогнозируемых объёмов и темпов роста валового регионального продукта (ВРП, показатель экономического развития — В.Б.) в 2020—2022 годах в связи с недостаточной обоснованностью в прогнозе факторов, обеспечивающих восстановление экономического роста в плановом периоде. Факторами, сдерживающими рост ВРП, по-прежнему остаётся слабое развитие инфраструктуры и высокие производственные издержки, [...] низкая плотность населения в сочетании с миграционным оттоком жителей», — отмечено в отзыве Контрольно-счётной палаты на правительственный прогноз социально-экономического развития Забайкалья.

При этом аналитики КСП, выбирая между базовым прогнозом краевого минфина и более консервативными ожиданиями налоговой службы, остановились на первом. Контрольный орган верит в реальность «экономического чуда» 2020 года.

«Мы провели детальный анализ и согласились с оценкой правительства, но не [управления] ФНС», — отметила Доробалюк на заседании бюджетного комитета заксобрания.

Безвозмездные поступления в забайкальскую казну, по ожиданиям краевых властей, в 2020 году увеличатся до 29,4 миллиарда рублей — на 19% больше, чем было в бюджете на старте 2019-го. При этом, согласно прогнозу правительства, край может завершить 2019-й год с 40 миллиардами федеральных рублей — Москва передала края вдвое больше, чем заложили изначально. Так поступления, запланированные на 2020 год, оказываются почти на 11 миллиардов рублей меньше того, что получил край в этом.

Разница связана как с «чрезвычайными» вливаниями Москвы, обусловленными разрушительными пожарами весны 2019 года, так и с 7,8 миллиарда дотаций на бюджетную сбалансированность, которые Забайкалье получало на самые разные цели — именно эти деньги считать можно заслугой Осипова как лоббиста интересов края или же вливаниями федерации «под выборы» назначенного президентом руководителя.

На что собирается тратить Забайкалье

Основными расходами Забайкалья останутся социальные — 46,6 миллиарда (63%) из 73,3 миллиарда рублей. По сравнению с исходной версией бюджета-2019 они вырастут сразу на 11,5 миллиарда, но резкий рост во многом связан с сыростью прошлогоднего финансового документа.

Главными статьями социальных трат Забайкалья остались — социальная политика (20,67 миллиарда рублей) и образование (18,23 миллиарда). Около трети расходов в области соцполитики пришлось на страховые взносы за работников бюджетной сферы, а большая часть оставшихся средств распределилась между зарплатами, пенсиями, пособиями и другими выплатами.

В расходах на образование более 70% пришлось на зарплаты воспитателей, учителей и преподавателей. На строительство и развитие школ Забайкалье планирует потратить 1,1 миллиарда рублей, полученных благодаря участию в нацпроектах и дальневосточной программе развития центров экономического роста (ЦЭР). Большая часть средств должна уйти на дорогостоящее строительство двух школ — в Чите и Могзоне. На модернизацию системы дошкольного образования направят около 450 миллионов.

Расходы на ремонт и строительство дорожной инфраструктуры (без учёта содержания трёх федеральных трасс) в 2020 году превысят 3 миллиарда рублей — около двух третей от суммы даст федеральный бюджет.

«Оплата труда работникам бюджетной сферы [в проекте бюджета на 2020 год] предусмотрена на 11 с половиной месяцев. [...] В том числе планируется повышение с 1 января минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 7,5% и с 1 октября 2020 года на 3% другим категориям работников», — объяснила Антропова рост зарплатной нагрузки в расходах бюджета.

С увеличением зарплат прямо связан и запланированный рост сборов по НДФЛ, влияющий на собственные доходы Забайкалья.

При этом, по оценке Контрольно-счётной палаты, зарплаты в бюджетном секторе рассчитаны некорректно для достижения плановых показателей. Доробалюк привела в пример образование — по оценке КСП, зарплаты забайкальских педагогов попадают в отчётность с учётом в среднем 30-процентной переработки (1,3 ставки) учителей.

При в целом позитивной оценке законопроекта глава КСП также раскритиковала сложившуюся практику взаимодействия с муниципальными бюджетами: край планирует перечислить 21,8 миллиарда рублей районам и городским округам, но лишь 4,5 миллиарда составят дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности — то есть, будут деньгами, которыми муниципалитеты смогут распорядиться по своему усмотрению.

По словам Доробалюк, предложенного объёма расходов Забайкалья (73,4 миллиарда рублей) «недостаточно для достижения на региональном уровне обозначенных президентом [до 2024 года] национальных целей», включающих рост зарплат, уровня и продолжительности жизни, развития технологичных производств. Краю нужны дополнительные вливания из федерального бюджета хотя бы на уровне 2019 года, считает глава КСП.

На заседаниях комитетов Законодательного собрания проект бюджета на 2020 год — с оговорками — поддержали все фракции, кроме КПРФ. Коммунисты от голосования воздержались. Бюджет-2020 рассмотрят в первом чтении 20 ноября.

Источник:
Чита.ру
Пил, пью и .. буду спортом заниматься
20:21
Триллионы надежд…
Цыдып
05:58
Осипов бэрхэ хун байна. Ямар ехэ ажилнууд бутажа байнаб. Туруун имэ ехэ мунго хизаарта орогуй.
Пессимизм наше кредо
01:03
Миллиарды ожиданий и всегда один конец — жопа